Юлия Авдюнина
НОД по дифференциации звуков [л]-[р] в подготовительной группе «В гостях у бабушки Федоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гостях у бабушки Федоры».
«Дифференциация звуков /л/ - /р/»
Задачи:
Совершенствование навыка образования и практического употребления в речи относительных прилагательных;
Закрепление навыка словообразования названий посуды от названий продуктов;
Совершенствование навыка слогового анализа слов;
Упражнение в дифференциации звуков /л/ - /р/;
Закрепление навыка звукобуквенного анализа слов;
Профилактика оптической дисграфии;
Развитие избирательности, переключаемости внимания;
Публикация «НОД по дифференциации звуков [л]-[р] в подготовительной группе „В гостях у бабушки Федоры“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Совершенствование общей и мелкой моторики;
Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;
Воспитание умения слушать товарищей, не перебивая их;
Развитие волевых качеств, умения ограничивать свои желания.
Оборудование:
Предметные картинки:
Посуда: сковорода, кастрюля, стакан, заварочный чайник, тарелка, супница, кружка, чайник, кофейник, блюдо, сахарница, молочник, нож, вилка, ложка, чашка с блюдцем, сухарница, конфетница, солонка, хлебница, фруктовница, селёдочница, соусник, салатница, салфетница;
Бабушка Федора;
Предметные картинка с изображением испорченной посуды (по количеству детей);
Предметные картинка с наложенными изображениями посуды (по количеству детей);
Предметные картинки с пунктирным изображением посуды (по количеству детей)
Цветные карандаши;
Звуковые линейки;
тетради.
Предварительная работа:
Рассматривание различных видов посуды в группе, на пищеблоке. Расширение представлений о существенных признаках посуды, материалах, из которых она изготовлена
Выделение составных частей посуды.
Чтение художественной литературы:
К. И. Чуковский, «Федорино горе».
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Логопед: Ребята, вспомните, пожалуйста, о чём мы с вами говорим на этой неделе?
Дети: О посуде.
Логопед: А какая бывает посуда? На какие группы можно разделить всю посуду?
Дети: На кухонную, столовую, чайную и кофейную.
Логопед: Молодцы. Давайте и мы с вами сегодня на занятии вспомним о посуде.
Посмотрите, кто к нам пришёл в гости. Это бабушка Федора. Вы помните её?
Дети: Да.
Логопед: Ребята, вы знаете, у бабушки Федоры опять случилась беда. Давайте ей поможем.
Дети: Давайте.
II. Пальчиковая гимнастика «Помощники».
III. Игра «Что без чего?» - практическое употребление существительных единственного числа в родительном падеже.
Логопед: Вот это помощники! Вы только полюбуйтесь, что они натворили! Посмотрите внимательно, какие предметы посуды горе-помощники испортили, без каких элементов осталась посуда.
Дети: Чайник без носика. Кастрюля без ручки. Сахарница без дна. Кружка без краешка.
Логопед: Правильно. А давайте мы с вами отремонтируем посуду. Возьмите простые карандаши и дорисуйте недостающие части посуды.
Ребята дорисовывают недостающие элементы, по заданию логопеда.
Логопед: Молодцы. Очень хорошо!
IV. Игры «Из чего – какое?» – упражнение в образовании относительных прилагательных.
Логопед: Ребята, скажите мне, пожалуйста, а как нужно обращаться с посудой, чтобы она не разбивалась и не портилась.
Дети: Не бросать её, не бить, обязательно мыть её после еды.
Логопед: Хорошо, всё правильно, молодцы. А теперь давайте подарим бабушке Федоре новую посуду. Посмотрите на полочки. Здесь стоит самая разная посуда и из металла и из пластмассы и из стекла и из фарфора. Только, когда вы будете её дарить бабушке Федоре, не забудьте сказать, из чего она сделана, какая она.
А говорить мы будем так: «Я подарю бабушке Федоре эту фарфоровую чашку».
Дети проговаривают предложения, по образцу, данному логопедом.
V. Игра «Что во что положим?» – упражнение в слово-образовании названий посуды от названий продуктов:
Логопед: Посмотрите, мы подарили бабушке Федоре новую посуду, а она совсем не знает, для чего нужна эта посуда. Давайте расскажем ей, в какую посуду можно положить продукты.
Сухари в сухарницу конфеты в … соус в
Суп в … кофе в … чай в …
Соль в … перец в … селёдку в …
Масло в … салат в … фрукты в …
Салфетки в … сыр в … сливки в…
Молоко в …
Дети отвечают на вопросы логопеда.
VI. Слоговой анализ слов - названий посуды
Логопед: Молодцы. Вы так здорово придумывали названия для посуды. А теперь, давайте, разделим эти слова на слоги. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите количество слогов в словах, которые я продиктую:
БЛЮДО, СУХАРНИЦА, КОНФЕТНИЦА, СОУСНИК, СУПНИЦА, КОФЕЙНИК, ЧАЙНИК, СОЛОНКА, ПЕРЕЧНИЦА, СЕЛЁДОЧНИЦА, САЛФЕТНИЦА.
Логопед: Молодцы. А теперь давайте немного разомнёмся.
VII. Физминутка. Координация речи с движением «Посуда».
VIII. Игра «4-ый лишний» - развитие слухового внимания:
Логопед: Ребята, послушайте внимательно, подумайте и скажите и скажите что здесь лишнее:
САЛАТНИЦА, СОЛОНКА, ТАРЕЛКА, СКОВОРОДА.
Дети: Сковорода.
Логопед: Почему вы считаете, что здесь будет лишней сковорода?
Дети: Потому что это кухонная посуда, а всё остальное – столовая.
Логопед: Молодцы, правильно.
IX. Выделение звука /л/ из оставшихся слов и его характеристика.
Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, какой звук мы слышим во всех этих словах: САЛАТНИЦА, СОЛОНКА, ТАРЕЛКА?
Дети: Звук /л/.
Логопед: Правильно. Вспомните, пожалуйста, характеристику звука /л/.
Дети: Звук /л/ - согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед: Правильно, молодцы.
X. Рассматривание наложенных изображений – профилактика оптической дисграфии (солонка, сахарница, кружка, самовар, тарелка, ложка, вилка).
Логопед: Посмотрите, ребята как всё перепутано. Перечислите, пожалуйста, всю посуду, которую здесь увидите.
Дети перечисляют: Солонка, сахарница, кружка, самовар, тарелка, вилка, ложка.
XI. Игра «Сервируем стол» – упражнение в дифференциации звуков Л – Р.
Логопед: Ребята, посмотрите, какая у меня получилась картинка. Рассмотрите её внимательно. Скажите, здесь разместилась вся посуда, которую вы нашли?
Дети: Да.
Логопед: Но, знаете, мне кажется, что наша посуда какая-то скучная, неинтересная. Обведите, пожалуйста, голубым карандашом посуду, в названии которой есть звук /л/, а оранжевым карандашом обведите посуду, в названии которой есть звук /р/.
Дети выполняют упражнение на дифференциацию звуков по заданию логопеда.
Логопед: Какие вы молодцы! Какой нарядный стол у нас получился.
XII. Закрепление навыка звуко-буквенного анализа слов.
Логопед: Ребята, а давайте на прощание угостим бабушку Федору. Отгадайте, что она нальёт из супницы.
Дети: Суп.
Логопед: Скажите, сколько звуков в слове суп?
Дети: Три.
Логопед: Назовите 1-ый, 2-ой, 3-ий звук.
Ребята выполняют звуко-буквенный анализ слова суп.
Логопед: А теперь скажите мне, пожалуйста, что бабушка Федора положит в чашку из сахарницы?
Дети: Сахар.
Логопед: Назовите 1-ый, 2-ой, 3-ий звук.
Ребята выполняют звуко-буквенный анализ слова сахар.
XIII. Итог занятия.
Логопед: Молодцы. Вы сегодня хорошо постарались. Я уверена, что теперь Федора будет бережно обращаться со своей посудой и точно будет знать, для чего она нужна и никогда её не перепутает.