Платухина Дарья Александровна
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «В гости к природе»
▼ Скачать
Управление делами Президента Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
Общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Снегири»
Конспект
по экологии «В гости к Природе»
Выполнила и провела
Платухина Дарья Александровна
Публикация «Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе „В гости к природе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Цель: на основе имеющихся представлений дать элементарные знания устройства природы.
Задачи:
Обучающие: познакомить с понятием «пищевая цепочка», сформировать представление о взаимосвязях существующих в природе. Развивать речь детей, обогащать словарь новыми словами: звено, пищевая цепочка. Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создал человек и что создано природой
Развивающие: развивать внимание детей, логическое мышление.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к природе.
Методы и приё мы: наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый.
Формы работы: беседа, задание, объяснение, дидактическая игра, подгрупповая, индивидуальная.
Образовательные области развития: познавательное развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие.
Материал: ( Картинки: Мать-природа, игрушка ёжика с прикрепленным на него письмом, презентация с заданиями, колокольчик, медали с изображением медведя, слона, страуса, травы, дерева, пчелы, воробья, радуги, ветра, вулкана, солнца и одна пустая, камень и ветка березы. Ход занятия
Звенит колокольчик, дети заходят в группу, встают в круг.
Приветсвие:
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя
-Ребята сегодня у нас в группе гости, давайте все вместе улыбнёмся и подарим друг другу и гостям хорошее настроение.
Ребята мы пришли в гости, а чтоб узнать к кому, вам надо отгадать загадки:
(ОТВЕТ ПОЯВЛЯЕТСЯ НА ЭКРАНЕ)
1. Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж)
Фырчит, рычит,
Ветки ломает, Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер)
В небесах они летают,
На деревьях восседают,
И живут и там, и тут,
А еще они поют.
Как одежду перья носят,
Радость в нашу жизнь привносят. (Птицы)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
Эти чудеса природы
Любят теплую погоду,
Солнце, воду и росу,
И жужжащую осу.
Что за диво на поляне,
Соберем в подарок маме? (Цветы)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (Солнце)
Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день- деньской (Кузнечик)
Почётный возраст,
Огромный рост.
Взметнулись чуть ли-
не до звёзд. (Гора)
-Посмотрите пожалуйста на картинки, которые размещены на доске, подумайте К КОМУ сегодня мы ПРИШЛИ В ГОСТИ. Если дети не смогут ответить, можно прочесть стихотворение
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг. (природа)
-О чём сегодня будем говорить? (о ПРИРОДЕ)
(Слайд «Мать-Природа»)
-Что такое природа? (Ответы детей)
Письмо Матери Природы :
«Здравствуйте дети! Вы большие молодцы, что догадались, кто вас пригласил в гости! Я за вами наблюдаю и радуюсь, когда вы узнаете новое и открываете мои секреты. Сейчас вы у меня в гостях. Выполняйте мои задания и открывайте новые секреты.»
Задание №1
-Какой бывает Природа? (Живой и неживой)
А теперь я немного побуду волшебницей и превращу вас в объекты живой и неживой природы.
Закрывайте глаза. Я начинаю волшебство.
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнем
Волшебство появится
В Природу попадем!
( Воспитатель раздает детям медали с изображением: медведя, слона, страуса, травы, дерева, пчелы, воробья, радуги, ветра, вулкана, солнца и одна пустая)
- Открывайте глаза. Наденьте медали на шею. Те, кто стали живой природой
соберитесь возле березы. Те, кто стали неживой природой соберитесь возле камня.
(Выполняют задание, остается ребенок без карточки)
-Как ты думаешь, в кого я превратила тебя? (Ни в кого)
- Правильно. Ты остался человеком. А где твое место? Возле березы или возле камня? (Ответы ребенка и детей)
- Давайте проверим.
- Сначала надо вспомнить, что отличает живую природу от неживой.
-Какие признаки есть у всех живых организмов. (Дыхание, рост, питание, потомство)
-Человек дышит? (ответы детей)
-Человек растет? (ответы детей)
-Человек питается? (ответы детей)
-Человек производит потомство? (ответы детей)
Обращается к ребенку, который остался без карточки
-Теперь найди, пожалуйста, свое место возле березы или возле камня. Молодец.
Какой секрет Матери природы вы сейчас узнали?
человек это… (хором Часть живой природы)
Справились с первым заданием!
Задание №2 -Дети, вам нужно помочь жителям деревни (Слайд деревня с надписью «Помогите!»
Хочу рассказать вам историю, которая произошла в деревне «Молочная». Жители деревни пасли коров на лугу, который находится между деревней и лесом. Коровы питались клевером и давали много молока. На краю леса, в дупле старого большого дерева жила сова, которая днем спала, а ночью летала на охоту и громко ухала. Крик совы мешал жителям деревни спать, и они её прогнали. Сова обиделась и улетела. И вдруг через некоторое время коровы стали худеть и, давать очень мало молока, так как стало мало клевера, зато появилось много мышей. Жители не могут понять, почему так произошло. Помогите им все вернуть назад!
— Ребята, как вы думаете, сможем мы помочь жителям деревни? (Ответы детей)
--Чем же мы можем помочь жителям деревни? (Ответы детей)
— Почему произошло так, что коровы стали давать мало молока?
(Стало мало клевера.)
Слайд клевер
— Почему стало мало клевера? (Погрызли мыши.)
Слайд мыши.
— Почему развелось много мышей? (Сова улетела.)
- Кто охотился на мышей? (Некому охотиться, сова улетела.)
Слайд совы.
— Ребята, у нас с вами получилась цепочка : клевер — мышь — сова.
— Что такое цепочка? Из чего она состоит? (Из звеньев)
— Если одно звено цепи сломается, что случится с цепочкой?
(Цепочка порвется, разрушится.)
— Правильно. Посмотрим на нашу цепочку : клевер — мышь — сова. Такая цепочка называется пищевой цепочкой.
Почему, как вы думаете? Клевер является пищей для мыши, мышь является пищей для совы. Поэтому цепочка называется пищевой. Клевер, мышь, сова — звенья этой цепочки. Подумайте, а можно ли из нашей пищевой цепочки убрать звено?
-Нет, цепочка разрушится.
— Уберем из нашей цепочки клевер. Что произойдет с мышами?
Им нечего будет есть.
— Если исчезнут мыши?
— Если улетит сова?
— Какую ошибку совершили жители деревни?
Они разрушили пищевую цепочку.
Оказывается в природе все растения и животные взаимосвязаны. Они друг без друга обходиться не могут. Что нужно сделать, чтобы коровы снова давали много молока?
Вернуть сову, восстановить пищевую цепочку нужно позвать Сову. Давайте позовем ее ласково. (Совушка, совунья, совушечка)
Дети зовут сову, сова возвращается в дупло старого большого дерева. (Слайд сова в дупле)
Молодцы ребята! Вы и помогли всем жителям деревни и узнали новое понятие – все живое связано Пищевыми цепочками!
Задание №3. Чтобы выполнить следующее задание пройдем в другой зал. (Там на столах лежат конверты)
Игра «Составь пищевую цепочку»
-Следующее задание, составить самим Пищевую цепочку.
—Но сначала вспомним, кто живёт в лесу? (Звери, насекомые, птицы)
Как называются животные и птицы, которые питаются растениями?
(Травоядные)
Как называются животные и птицы, которые питаются другими животными? (Хищные)
- А как называются животные и птицы, которые питаются и растениями и другими животными? (Всеядные)
Детям раздаются конверты с картинками животных и растений.
(Дети составляют цепи питания подгруппами)
Чему вы сейчас научились? (Составлять пищевые цепочки)
Игра «Что создано.»
А теперь, давайте поиграем
Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе. «Что сделано человеком»? «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Задание №4 «Для чего нужны»
- А можно ли человека включить в пищевую цепочку? (Ответы детей)
Давайте порассуждаем:
Для чего нужны растения в природе? (Дом для животных и птиц, насекомых, пища для животных, место укрытия, материал для жилища, питание)
Для чего нужны животные и птицы в природе? (уничтожают вредителей леса, опыляют растения, распространяют семена)
Для чего нужны насекомые в природе? (питание, уничтожают вредителей, опыляют растения)
Для чего нужен человек в природе? (ответы детей)
Если на земле исчезнут все животные, птицы, насекомые, деревья, что станет с человеком? (ответы детей)
Если исчезнет человек, что станет с природой? (ответы детей)
В природе все взаимосвязано. Если нарушается какая-то цепь, могут произойти нарушения во всей природе. Особенно сильным разрушителем этих связей является человек.
-Человек природе друг!
- Всегда ли человек природе друг?
- Какой вред может принести и приносит человек природе?
- Что было бы, если бы вдруг исчезли на земле все растения и животные?
- Смогут ли жить на земле люди, если исчезнут все растения и животные?
- Как человек должен относиться к природе?
Все задания выполнены. И Природа –дарит нашей группе «Красную книгу»
-Для этого существует Красная книга? (В нее заносят исчезающие виды растений и животных с целью охраны, создаются заповедники, где запрещено охотиться на животных и рвать растения).
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнем
Волшебство появится
В Природу попадем!
Мы вернулись обратно!
Кто запомнил секреты природы и понял их- встаньте возле зеленого кружка,
У кого остались вопросы -встаньте возле желтого кружка
Кто, ни чего не запомнил -возле красного