ксения мартынова
Занятие-тренинг для педагогов ДОУ «Построение педагогического общения с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: конкретизировать правила взаимодействия с детьми для достижения личностно-ориентированной модели общения, осознание собственных стратегий общения с детьми.
Задачи:
1. обобщить методический и практический материал по проблеме.
2. мотивировать педагогов на развитие своих коммуникативных умений.
3. создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал
Группы.
Публикация «Занятие-тренинг для педагогов ДОУ „Построение педагогического общения с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
4. применить различные виды работ группы для достижения задач занятия.
Ход мероприятия.
Знакомство-приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги! Наша встреча посвящена проблеме общения педагогов с детьми. Но сначала мне хотелось бы начать нашу встречу со знакомства. Перед началом занятия каждый из вас на бейджике написал свое имя. Это значит, что участнику будет удобнее если его будут называть именно так.
Упражнение -игра «ИМЯ».
Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, Наталья – настойчивая.
Воспитатель создает для детей неповторимый детский мир, в котором много света, тепла, уюта, поэтому не случайно наши воспоминания о детстве связываются с детским садом. Уникальный «дом радости» может существовать только благодаря позитивному восприятию детей со стороны педагога, но научиться этому не легко. Сегодняшнее занятие направлено на формирование навыков положительного, личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста.
Согласно личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, контакт с ребенком необходимо устанавливать на основе ПОНИМАНИЯ, ПРИЗНАНИЯ И ПРИЯТИЯ личности ребенка.
Ю. Б. Гиппенрейтер пишет, безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Нередко можно слышать от взрослых такое обращение к ребенку: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой, то я буду тебя любить». Или «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь (лениться, драться, грубить, не начнешь (помогать, слушаться)».
Приглядимся: В этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить, «только, если». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры.
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть в нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах : «Как хорошо, что ты у нас есть», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Упражнение «Возвращение в свое детство». (грамзапись песни о детстве).
Цель. Активизация уровня подсознательной памяти, вхождение взрослого в «детский мир», рефлексия детского восприятия взрослого (педагога).
Послушайте исполнение песни, настройтесь на детские воспоминания, сядьте удобно, закройте глаза, припомните какую-либо ситуацию общения с педагогом в детском возрасте, акцентируйте память на тех ощущениях или настроении в тот момент. Постарайтесь с позиции педагога проанализировать возникшие детские переживания.
- удалось ли выполнить это упражнение?
- Какие чувства испытали?
Можно сделать вывод, что детские переживания, опыт общения со взрослым остается в памяти на долго, поэтому очень важно то, как мы общаемся с детьми.
Заповеди для воспитателей.
Упражнение «Дошкольник в эпитетах».
Цель. Формирование педагогически направленного мышления, позитивной установки на ребенка, интереса к детям.
Сидя по кругу, каждый из присутствующих дает характеристику дошкольнику одним эпитетом. Повторение не допускается.
Особое внимание при педагогическом общении с дошкольниками уделяется таким понятиям как ПОЗИЦИЯ и ДИСТАНЦИЯ общения.
1. Позиция общения.
Для того, чтобы понять, что это такое, почувствовать важность верного выбора позиции общения давайте обратимся к понятию «психологической скульптуры». Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Один из вас садится на пол, а другой встает перед ним на стул.
Каждый из партнеров должен зафиксировать, что он видит. (При этом стоящий не должен низко наклонять голову, а сидящий не должен высоко поднимать ее; и у того и у другого должны двигаться только глаза).
Теперь у вас есть возможность ощутить, что видит ребенок, общаясь с вами, каким он вас видит. Возможно, после этого, вас перестанет удивлять, как многие дети изображают людей в виде «головоногов» : с длинными ногами, руками с обязательными пальцами на них, без шеи, с «точками» рта, носа и глаз, с «хохолком» волос. Это их честный рисунок с натуры!
Далее давайте скульптуру немного изменим: подайте друг другу руки, не наклоняясь и не приподнимаясь, и останьтесь в таком положении. Через некоторое время ваша рука устанет – вам захочется приподнять ее, а партнеру захочется опустить руку.
Скорее всего, кончилось тем, что вы оба, сами того не желая, почувствуете взаимное раздражение.
Итак, оказывается, что люди, находящиеся о описанной ситуации видят окружающие и друг друга совершенно по-разному. Очевидно, что нормальное общение невозможно : хочется быстрее «освободиться», отдохнуть друг от друга.
Поэтому очевидно, что наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, важным умным и т. д., чем другой.
Возможна иная ситуация, когда один из собеседников занимает внутреннюю позицию «сверху», а второй послушно пристраивается «снизу» (при этом они могут сидеть и в «глаза в глаза»). Возможен ли в данном случае контакт? Да, если эта позиция устраивает того и другого партнера. Но будет ли это взаимодействие развивающим для обоих? Безусловно нет. Именно такое общение закрепляет стереотипы: уверенность в собственной непогрешимости у одного и подавление инициативы, веры в собственные силы у другого. Догадались ли вы, какой из моделей взаимодействия взрослого и ребенка соответствует подобная ситуация? Конечно, учебно-дисциплинарной! Суровый «контролирующий родитель» - это воспитатель детского сада, который лучше знает, что нужно делать ребенку и как это делать, так что ему, ребенку, следует только выполнять предписания, не помышляя ни о каких самостоятельных действиях.
Бывали ли вы в описанной ситуации! Наверняка бывали и на месте ребенка, и на месте воспитателя. А теперь подумаем над таким вопросом: бывает ли наоборот – воспитатель занимает позицию «снизу», а ребенок «сверху». Да, бывает. Тогда воспитатель «идет на поводу» у детей, исполняет их прихоти и капризы, стараясь угодить им. Но это, может быть, еще не так страшно. Плохо, если дети пользуются подобным положением и все дальше и больше, что называется «садятся на голову» воспитателю.
Наверняка вам приходилось - и не раз! занимать позицию «сверху». И это вполне закономерно. Например, не будете же вы что-то долго и подробно выяснять с ребенком «на равных» в тот момент, когда что-либо угрожает его здоровью или даже жизни. Конечно нет! Все выяснения вы отложите на более благоприятное время, а в этот момент, заняв позицию «сверху»(лучше, если эта позиция все-таки будет дружеской, просто скажите ему, как поступить, чтобы избежать опасности. И здесь нет ничего предосудительного.
Но обратите внимание на то, какая позиция преобладает в вашем общении с детьми : «на равных» или «сверху»? А какая позиция преобладает в вашем профессиональном общении с родителями? С коллегами по работе? Если преобладает позиция «на равных», это значит, что ваше общение с детьми может быть отнесено к личностно-ориентированной модели.
2. Дистанция общения.
Обратимся к уже знакомому методу «психологической скульптуры». Два человека садятся на против друг друга на удобном расстоянии и между ними завязывается интересный разговор. И вот когда они уже почувствуют расположение друг к другу и между ними возникает контакт, вдруг некая сила отодвигает их стулья на расстояние 3 4 метра друг от друга. Что при этом чувствуете вы? Ваш собеседник? Захочется ли вам продолжать разговор? Легко ли это будет делать?
Возможно, вам и захотелось бы продолжения: ведь разговор был интересным, но разговаривать наверняка станет труднее – придется напрягать голосовые связки.
Вполне возможно, что физические неудобства приведут к неудобствам психологическим: психологический контакт при такой дистанции нарушился – говорить расхотелось.
А вы сами никогда не пытались завести откровенный разговор с ребенком или с кем-нибудь из родителей ваших воспитанников, находясь с ними в разных концах комнаты?
Или так: вы сидели за своим столом, а ваш собеседник стоял, например, в раздевалке?
Итак, когда дистанция между собеседниками физически велика, контакт между ними вряд ли возможен.
Сложность - и очень большая - для воспитателя состоит в том, чтобы правильно определить дистанцию общения и в отношении и всей группы, и в отношении каждого ребенка в отдельности. Эта сложность состоит в том, что для разных ситуаций общения, для разных видов деятельности и уж тем более для разных детей дистанция взаимодействия со взрослыми разная.
Например, в вашей группе наверняка есть дети, которые всегда стремятся «приласкаться» к вам, стараются чаще попадаться вам на глаза, садятся к вам поближе. Такие дети вовсе не «подлизы» и не «липучки» - просто в общении с вами они нуждаются в более короткой дистанции. А есть и другие, которые, наоборот, стараются держаться подальше от вас, хотя, казалось бы вы их никогда не отталкивали.
Интересно. Какие дети «удобнее» для воспитателей: любители короткой дистанции или же длинной? Вполне возможно, что и не те и не другие, а такие, дистанция общения с которыми может быть средней.
Итак, если вы в своем общении с детьми стремитесь придерживаться личностно-ориентированной модели, то очевидно, преобладающей дистанцией будет такая, которая позволит каждому в группе чувствовать контакт с окружающими и одновременно личную свободу.
В общении с детьми мы используем как вербальные (словесные) так и невербальные средства общения. Дети дошкольного возраста по жестам, мимике, позе, по выражению лица, интонации могут понять ваше настроении и отношение к нему.
Упражнение «Опять опоздал».
Цель: развитие выразительности движений, необходимых при общении с ребенком. Выявление значимости для детей эмоционально выраженных жестов.
«Представьте, что вы – воспитатель и проводите открытое занятие для педагогов всего района. Вдруг в самый ответственный момент открывается дверь и в нее входит опоздавший Сережа…». Всем участникам раздаются карточки со списком возможных вариантов ответов и номер от 1-26. это номер высказывания, которое участник должен будет представить с помощью мимики и жестов.
- легко ли было справиться с заданием?
- какие реплики легче показывать позитивные или негативные?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Упражнение «Чемодан, корзина, мясорубка».
Цель: наладить обратную связь, рефлексия впечатлений участников.
Прилагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем мясорубка. На стикере, который приклеивается затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который вы вынесли с занятия, готовы забирать с собой и использовать в своей деятельности. То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусорную корзину», т. е прикрепить ко второму плакату. Что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, то, что нужно еще додумать, докрутить наклеить на лист «мясорубка». Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.