Раиса Маркс
Социально-психологический мини-тренинг для педагогов «Стиль общения педагогов с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально – психологический мини-тренинг
для педагогов на освоение игрового стиля общения.
«Стиль общения педагога с детьми».
Цель: освоить игровой стиль общения, принять правила работы группы, запустить процесс самораскрытия.
Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерыв -
ного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения
во многом зависит эффективность воспитательно- образовательной работы
Публикация «Социально-психологический мини-тренинг для педагогов „Стиль общения педагогов с детьми“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет
на формирование личности ребёнка, особенности его отношения с окружаю-
щими. В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и созда-
ние научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога
с детьми дошкольного возраста приобретает особую актуальность.
В соответствии с центральным назначением педагогического воздей -
ствия общение выполняет три функции.
Первая функция – «открытие» ребёнка на общение – призвана созда -
вать комфортные условия на занятиях (в состоянии психологической рас -
крепощённости дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не
боятся показаться смешными). Без реализации этой функции не удаётся вы -
явить отношение ребёнка к тому, что происходит вокруг него. В то время как
знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает воспи -
тателю планировать дальнейшую с ним работу.
Вторая функция – «соучастие» ребёнку в педагогическом общении -
проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с деть-
ми. Реализуя данную функцию общения, педагог помогает ребёнку справить-
ся с теми трудностями, которые встречаются на его пути «восхождения к
культуре человечества».
Третья функция - «возвышение» ребёнка в педагогическом общении-
понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных
новообразований.
Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми
была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом
К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения положена в
основу работ американских учёных Р. Липпита и К. Уайта, которые выделя-
ют три стиля профессионального общения :
демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении за -
дач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно;
авторитарный – в отношениях преобладает строгость, жёсткие мето -
ды руководства, коллектив выступает лишь в роли исполнителей, не участву-
ет в принятии решений;
либеральный – отсутствует единая линия и должная
требовательность, каждый предоставлен сам себе.
Теория и практика педагогической деятельности рассматривает обще-
ние как специфическое взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнооб-
разных коммуникативных средств (речевых, мимических, пантомимических).
Оно может быть как включённым в другую деятельность, так и проявляться
самостоятельно. В одних случаях оно направлено на эффективное решение
задач совместной деятельности, в других – на установление или реализацию
личных отношений.
Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя
как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приё-
мы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям.
Н. Е. Щуркова предлагает следующие характеристики профессио-
нальной позиции педагога (стили общения).
Первая позиция – дистанционная – определение духовного рассто -
яния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основ-
ных признака: «далеко», «близко», «рядом».
Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотно -
шениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший
дистанцию «близко», - «друг» для своих воспитанников, реализующий вмес-
те с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую позицию
у педагога в сфере искусства, спорта, науки. Дистанция «рядом» предполага -
ет уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к сво-
им подопечным, принятие их интересов и чаяний.
Вторая позиция – уровневая – характеризует иерархическую связь пе-
дагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность
субъектов друг к другу «по вертикали» : «на», «под», «наравне». Для положе-
ния «над» характерно административное давление на ребёнка, так как «он
мал, неопытен, неумел». Положение «под» - это преклонение перед природой
детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребёнка; чаще всего такой
педагог «превращается в обслуживающий персонал», потакающий любому
капризу ребёнка. Положение «наравне» это признание Человека в ребёнке и
в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих
сторон. Только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять
позицию «над», т. е. подчинить себе волю ребёнка в силу ответственности и
опыта взрослого.
Третья позиция – кинетическая (кинетика – движение) –
предполагает положение человека по отношению к другому в совместном
движении к цели: «впереди», «сзади», «вместе».
Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога, т. е. он
ведёт за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается
характеристикой «сзади». «Вместе» : оба субъекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Думается, однозначности
выбора здесь быть не может. В главном – педагог «впереди», в мелочах –
«сзади», в целом – «вместе» с детьми он идёт по жизни, преодолевая с ними
препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой
выбор. Позиция эта динамична.
Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог»,
эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть
«впереди».
На современном этапе возрастают требования к педагогу и его
«коммуникативной культуре». Для воспитателей легче общаться с детьми.
Общение со взрослыми (родители, коллегами, выступления на родительских
собраниях, педагогических совещаниях вызывают трудности. Часто
наблюдаются эмоциональная скованность, волнение, поэтому очень важно
развивать коммуникативные способности.
Социально – психологический мини-тренинг
для педагогов на освоение игрового стиля общения.
«Стиль общения педагога с детьми».
Цель: освоить игровой стиль общения, принять правила работы группы, запустить процесс самораскрытия.
Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерыв -
ного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения
во многом зависит эффективность воспитательно- образовательной работы
в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет
на формирование личности ребёнка, особенности его отношения с окружаю-
щими. В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и созда-
ние научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога
с детьми дошкольного возраста приобретает особую актуальность.
В соответствии с центральным назначением педагогического воздей -
ствия общение выполняет три функции.
Первая функция – «открытие» ребёнка на общение – призвана созда -
вать комфортные условия на занятиях (в состоянии психологической рас -
крепощённости дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не
боятся показаться смешными). Без реализации этой функции не удаётся вы -
явить отношение ребёнка к тому, что происходит вокруг него. В то время как
знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает воспи -
тателю планировать дальнейшую с ним работу.
Вторая функция – «соучастие» ребёнку в педагогическом общении -
проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с деть-
ми. Реализуя данную функцию общения, педагог помогает ребёнку справить-
ся с теми трудностями, которые встречаются на его пути «восхождения к
культуре человечества».
Третья функция - «возвышение» ребёнка в педагогическом общении-
понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных
новообразований.
Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми
была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом
К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения положена в
основу работ американских учёных Р. Липпита и К. Уайта, которые выделя-
ют три стиля профессионального общения :
демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении за -
дач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно;
авторитарный – в отношениях преобладает строгость, жёсткие мето -
ды руководства, коллектив выступает лишь в роли исполнителей, не участву-
ет в принятии решений;
либеральный – отсутствует единая линия и должная
требовательность, каждый предоставлен сам себе.
Теория и практика педагогической деятельности рассматривает обще-
ние как специфическое взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнооб-
разных коммуникативных средств (речевых, мимических, пантомимических).
Оно может быть как включённым в другую деятельность, так и проявляться
самостоятельно. В одних случаях оно направлено на эффективное решение
задач совместной деятельности, в других – на установление или реализацию
личных отношений.
Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя
как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приё-
мы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям.
Н. Е. Щуркова предлагает следующие характеристики профессио-
нальной позиции педагога (стили общения).
Первая позиция – дистанционная – определение духовного рассто -
яния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основ-
ных признака: «далеко», «близко», «рядом».
Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотно -
шениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший
дистанцию «близко», - «друг» для своих воспитанников, реализующий вмес-
те с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую позицию
у педагога в сфере искусства, спорта, науки. Дистанция «рядом» предполага -
ет уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к сво-
им подопечным, принятие их интересов и чаяний.
Вторая позиция – уровневая – характеризует иерархическую связь пе-
дагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность
субъектов друг к другу «по вертикали» : «на», «под», «наравне». Для положе-
ния «над» характерно административное давление на ребёнка, так как «он
мал, неопытен, неумел». Положение «под» - это преклонение перед природой
детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребёнка; чаще всего такой
педагог «превращается в обслуживающий персонал», потакающий любому
капризу ребёнка. Положение «наравне» это признание Человека в ребёнке и
в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих
сторон. Только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять
позицию «над», т. е. подчинить себе волю ребёнка в силу ответственности и
опыта взрослого.
Третья позиция – кинетическая (кинетика – движение) –
предполагает положение человека по отношению к другому в совместном
движении к цели: «впереди», «сзади», «вместе».
Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога, т. е. он
ведёт за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается
характеристикой «сзади». «Вместе» : оба субъекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Думается, однозначности
выбора здесь быть не может. В главном – педагог «впереди», в мелочах –
«сзади», в целом – «вместе» с детьми он идёт по жизни, преодолевая с ними
препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой
выбор. Позиция эта динамична.
Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог»,
эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть
«впереди».
На современном этапе возрастают требования к педагогу и его
«коммуникативной культуре». Для воспитателей легче общаться с детьми.
Общение со взрослыми (родители, коллегами, выступления на родительских
собраниях, педагогических совещаниях вызывают трудности. Часто
наблюдаются эмоциональная скованность, волнение, поэтому очень важно
развивать коммуникативные способности.