Ольга Затонская
Занятие с элементами тренинга «Навстречу друг другу»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с элементами тренинга на тему : «Навстречу друг другу».
(активная форма работы с родителями детей с ОВЗ)
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
• создание положительной атмосферы на занятии.
• приобретение важных навыков взаимодействия, установление отношения доверия и сотрудничества между родителями и детьми.
• содействовать повышению самооценки детей, приобретению ими чувства собственной значимости.
• формирование положительного отношения к своему Я.
• повышение уровня психологической компетентности родителей.
Публикация «Занятие с элементами тренинга „Навстречу друг другу“» размещена в разделах
Оборудование: листы А4: цветные карандаши; контейнер с песком; пуфы (кресло с гранулами) для релаксации; музыкальное сопровождение; напечатанные ситуации для родителей; повязка на глаза; солнце и туча, вырезанные из бумаги (по количеству участников).
Ход занятия
Психолог. Добрый день дорогие родители и дети! Готовясь к нашей встрече я вспомнила фразу одного героя из кинофильма. На вопрос: «Что такое счастье?», он ответил: «Счастье-это когда тебя понимают….» Позвольте, вместо многоточия добавить «любят и принимают таким какой ты есть». Где как не в семье можно почувствовать себя любимым! Сегодня мы с вами научимся делать маленькие шаги навстречу друг другу и приходить к важной и необходимой гармонии в отношениях- взаимопониманию.
Для начала давайте познакомимся!
1. Упражнение «Пирамида»
Цель: дать возможность познакомиться; способствовать сплочению участников тренинга.
Участники тренинга встают в круг. Давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову свое имя и то, что (кто) мне особо дорог и любим и протяну свою руку, затем каждый из вас будет представляться и называть, что он любит и класть свою руку поверх моей.
Все участники выстраивают пирамиду.
Психолог. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите какая замечательная пирамида у нас получилась! А все потому что, мы умеем любить.
2. Упражнение «Зона радости».
Цель: предоставить детям и родителям возможность позитивной поддержки друг друга.
Собрались здесь все друзья
Я и ты, ты и я.
Руку дай тому, кто справа,
Руку дай тому, кто слева
Мы одна семья.
Собрались здесь все друзья
Я и ты, ты и я.
Улыбнись тому, кто справа,
Улыбнись тому, кто слева,
Мы одна семья.
Вот видите, мы стали одной семьей.
3. Упражнение «Солнце любви»
Цель: принятие индивидуальности ребенка, содействие повышению самооценки детей.
Каждый участник (родитель) рисует на листе бумаги солнце. В середине солнца пишут имена своих детей. На лучиках необходимо перечислить все прекрасные качества, которыми обладает их ребенок.
Психолог. Посмотрите, какое неповторимое солнце любви у нас получилось. Чаще говорите своим деткам о том, какие они замечательные!
4. Упражнение «Ассоциации»
Цель: получение обратной связи; формирование позитивного восприятия взрослого (родителя).
Упражнение проводится с детьми.
Психолог. Ребята, услышав вопрос, постарайтесь не задумываясь дать на него ответ.
Если твоя мама цветок, то какой….
Если твоя мама музыка, то какая….
Если твоя мама цвет, то какой…
Если твоя мама настроение, то какое….
Психолог. Вот какие наши мамы! Самые лучшие на свете!
Мы с вами знаем, что общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов зависит настроение человека, его чувства и эмоции.
Сейчас мы с вами попробуем найти общий язык, понять друг друга без слов.
5. Упражнение «Рисунок вдвоем».
Цель: актуализировать опыт сотрудничества между родителями и детьми.
Психолог. Вы будете работать в парах родитель – ребенок. Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться «Наша радость». У вас есть 10 мин., чтобы выполнить задание, но вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение.
Презентация рисунков. Обсуждение:
- Как называется рисунок?
- Кто был инициатором идеи?
- Кто что рисовал?
- Удобно ли было рисовать вдвоем?
- Какие чувства испытывали?
-Что для себя приобрели?
Психолог. Ребята я предлагаю вам немного отдохнуть и отправиться на песчаный берег моря.
Детям предлагается присесть на мягкие релаксационные пуфы рядом с контейнером для песка. Погрузите свои ладони в теплый песок и помечтайте (звучит музыка «звуки природы»).
Вас родители, я приглашаю принять участие в беседе.
6. Упражнение «Правила для ребенка»
Цель: повышение психологической компетентности родителей; установление ограничений для ребенка.
Психолог. Возможно ли воспитание ребенка без ограничений и запретов? (ответы родителей). Как сделать так, что бы ограничения и запреты воспринимались детьми адекватно, без негативных эмоций? (ответы родителей) Давайте попробуем изменить запреты на правила поведения. Ваша задача : указание перевести в правило для ребенка, не употребляя частицы «не».
Ситуации:
1. Нельзя переходить улицу на красный свет/ Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
2. Не кричи так громко/ Будем разговаривать тише.
3. Не рисуй на стене/ Рисуй на бумаге.
4. Не разбрасывай игрушки/ Найди для каждой игрушки свой домик.
Обсуждение:
-Вызывало ли сложности выполнение данного задания?
-Возможно ли в семье подобным образом устанавливать правила?
Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, всем членам семьи необходимо придерживаться определенных правил.
7. Психолог обращает внимание на зону для релаксации. Ребята, как настроение? О чем вы мечтали? Вы можете поделиться с нами своей мечтой? (ответы детей)
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру с родителями. Вы готовы?
8. Упражнение «Слепой и поводырь»
Цель: развитие навыка доверия окружающим, проявления заботы о ближнем.
Участники разбиваются на пары. Важно, чтобы пара состояла из взрослого и ребенка. Один участник будет слепым - ему завязывают глаза. Второй - его поводырем, старающимся аккуратно помочь ему преодолеть препятствия. В процессе игры участники меняются ролями.
Ведущий расставляет в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перемещаться. Если есть еще желающие принять участие в игре, то они могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты.
Обсуждение.
-Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?
-Легко ли было в роли «слепого»? (в роли проводника)
- Что помогало преодолеть препятствия?
- Чему учит нас «работа в паре»?
Примечание. В этой игре «проводник» может контактировать со «слепым» разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу «слепого» на нужную высоту, чтобы перешагнуть преграду. Можете чередовать эти варианты, введя запрет на один из них, тренируя таким образом владение то вербальными (речевыми, то невербальными средствами общения.
9. Упражнение «Аплодисменты»
Цель: создание положительного эмоционального фона.
Наша сегодняшняя встреча подходит к завершению. Мы с вами хорошо поработали. Представьте на одной ладони улыбку, на другой –радость. Что бы они нас не покидали, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
10. Рефлексия. Участникам тренинга предлагается выбрать соответствующие картинки:- солнце- занятие понравилось, было полезным
-туча-занятие не понравилось, было не нужным.