Грачева Юлия
Занятие для педагогов с элементами тренинга «Эмоциональное выгорание»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия с элементами тренинга на тему :
«Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО выгорания».
Составила педагог-психолог Грачева Юлия Михайловна
Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его причинами, стадиями, способами профилактики.
Задачи тренинга : познакомить с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики; снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения; содействовать активизации личностных ресурсных состояний; сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.
Публикация «Занятие для педагогов с элементами тренинга „Эмоциональное выгорание“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Форма проведения: лекция с элементами тренинга.
Оборудование: тест «Состояние вашей нервной системы», листы бумаги А 4, простые карандаши, ручки, музыка.
Содержание
1. Приветствие
- Здравствуйте! Уважаемые коллеги, рада вас видеть. Располагайтесь, позвольте своему телу занять удобное положение.
2. Шеринг.
- Прочувствуйте, пожалуйста, в каком настроении, состоянии Вы сейчас находитесь, охарактеризуйте его одним-двумя словами.
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья в образовательном учреждении стала особенно острой. Исследователи отмечают, что у работгиков дошкольных учреждений существует высокий риск возникновения «эмоционального выгорания». В результате повышается тревожность, агрессивность, раздражительность, появляется подавленное настроение, бессонница. Под действием этого личность приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, авторитарность и т. д. Актуальность проблемы «эмоционального выгорания» работников ДОУ обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности
Профессиональный труд воспитателя, помошника воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".
Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек». СПВ – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения.
-давайте с вами пройдем небольшой тест.
Можете отвечать устно, произнося четко свой ответ!
ТЕСТ «НУЖНО ЛИ ВАМ УЧИТЬСЯ БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ»
(по А. И. Тащевой, 2000)
Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов. Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.
1. Часто ли Вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
2. Бываете ли Вы вспыльчивы по пустякам?
3. Случалось ли Вам чувствовать, что Вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?
4. Случалось ли Вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?
5. Испытываете ли Вы сильные головные боли от конфликтов в семье?
6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
7. Бываете ли Вы иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
8. Предрасположены ли Вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда Вы эмоционально расстроены?
9. Приходилось ли Вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
10. Часто ли Вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у Вас не остается времени на себя?
К сожалению,у большинства из вас был положительный ответ.
Синдром "Эмоционального выгорания" включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов:
1-я стадия (1) "Напряжение" - симптомы:
• неудовлетворенность собой,
• "загнанность в клетку",
• переживание психотравмирующих ситуаций,
• тревожность и депрессия.
2-я стадия (2) "Резистенция" - симптомы:
• неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,
• эмоционально-нравственная дезориентация,
• расширение сферы экономии эмоций,
• редукция профессиональных обязанностей.
3-я стадия (3) "Истощение" - симптомы:
• эмоциональный дефицит,
• эмоциональная отстраненность,
• личностная отстраненность,
• психосоматические и психовегетативные нарушения.
Упражнение 1. На тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает, что кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка», или «Ленуля», или как-то необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют по отчеству, без имени – Сергеевна, Ивановна, Петровна. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так.
У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя и написать его на бэйдже. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только так.
Упражнение 2. «Ритуал приветствия»
Каждый из участников, наматывая на палец нить, говорит свое имя и то, что он больше всего любит и передает дальше.
Замечательно, теперь, давайте улыбнемся друг другу и разматывая нить, передавая в обратном направлении клубок, скажем хорошие слова человеку, которому будете передовать клубок.
Упражнение 3.
Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.
Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек.
Ход упражнения:
Каждый участник записывает свое имя на листе бумаги. А затем придумывает положительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени.
Например:
А - активная
Н- новая
Н - необычная
Н - необычная
А – артистичная
Далее все участники группы зачитывают свои имена и придуманные прилагательные.
4. Упражнение “ Чемодан” (на развитие позитивного самовосприятия, на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими)
Один из членов группы выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу “чемодан”. В этот “чемодан” набирается то, что, по мнению группы, поможет человеку в личностном и профессиональном росте, все положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает человеку, его отрицательные проявления, над чем ему необходимо активно поработать.
Выбирается “секретарь”. Он делит лист вертикально пополам, на одной стороне ставится знак “+”, на другой “—”. Для хорошего “чемодана” нужно не менее 5—7 характеристик с той и другой стороны. Затем входит член группы, и ему зачитывается и передается этот список.
5. Упражнение «Оставь свой след».
Педагоги на листе пишут добрые слова и пожелания человеку, листок передают соседу слева. Делятся своими эмоциями и высказывают свое мнение.
6. Упражнение «Аплодисменты» (ритуал прощания).
Инструкция.
Ведущий начинает хлопать в ладоши и подходит к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого т т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Комментарий для ведущего.