Елена Русинович
Занятие для педагогов с элементами тренинга «Группа-коллектив-команда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сплочение педагогического коллектива
Задачи:
- Совершенствование навыков коммуникации и рефлексии
- Снятие эмоционального напряжения, настрой на сотрудничество.
Оборудование:
1. Стикеры к игре «Стикеры»;
2. Листы А4=3шт. со словами: ГРУППА, КОЛЛЕКТИВ, КОМАНДА для мини-лекции;
3. Список снаряжения (по количеству команд, колокольчик;
4. Карта настроения+ самоклеящиеся кораблики для рефлексии
5. Ручки.
I. Вводная часть
Публикация «Занятие для педагогов с элементами тренинга „Группа-коллектив-команда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинг на сплочение коллектива
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть. Наша встреча называется «Группа-коллектив-команда» и направлена на объединение нашего коллектива, на снятие эмоционального напряжения.
Упражнение «Что возьмешь на пикник?»
Цель игры: помочь участникам почувствовать единение, настроить на положительный лад.
Давайте представим ситуацию, что вся группа собирается в лес на пикник, и каждый должен взять с собой один какой-либо предмет или продукт. Название предмета должно рифмоваться с его именем. Например: «Я Катерина, я возьму картину». Затем – следующий.
II. Основная часть
Игра «Построимся»
Цель упражнения: отобразить важность невербальных средств коммуникации.
Вступительное слово: Содержание, т. е. слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса - 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать - один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и «прочитывать» эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.
Ведущий предлагает провести упражнение, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения.
Игра «Стикеры»
Материал для работы: стикеры с надписями по количеству педагогов.
Цель упражнения: показать важность положительной оценки и разрушающую роль игнорирования.
Ведущий на стикерах укрепляет на спины участников указания к действию. Педагоги молча должны действовать к каждому участнику в соответсвии с требованием стикера на его спине. Надписи на стикерах:
1. Улыбнись мне
2. Погрози мне пальцем
3. Игнорируй меня
4. Обними меня
Вопросы для обсуждения: как чувствовали участники себя с разными стикерами? Чья роль была наименее приятной? Почему?
Мини-лекция: Этапы формирования команды.
Время проведения: 20 минут.
Существует несколько видов функционально-коммуникативных сообществ в организации с различной философией взаимодействия между людьми. Эти виды можно определить следующим образом:
Группа. Группе характерна постоянная потеря энергии и ресурсов во взаимодействии людей друг с другом. Эта потеря происходит во время конфликтов, возникающих из-за дублирования функций, избегания ответственности, неоправданно высокого контроля. При таких условиях функционирования можно говорить о том, что группа из 10 человек, где каждый обладает, например, 10-ю единицами энергии, способна совершить полезной работы на 70 единиц.
10*10=70
Остальные 30 единиц энергия затрачивается на «трение» друг с другом. Философия такого взаимодействия: «Я выиграю, а ты проиграешь», «Я выиграю, за счет тебя», «Если я вижу что проиграю, я сделаю так, чтобы все проиграли». Понятно, что с такой философией внутри группы потери будут неизбежными.
Коллектив характеризуется тем, что каждый человек является вкладом в общее дело, ровно настолько, насколько от него требуют. В этом случае 10 человек, обладающих 10-ю единицами энергии каждый, способны совершить полезной работы на 100 единиц.
10*10=100
При таком взаимодействии практически нет потерь на межличностные конфликты. Такой форме взаимодействия характерна философия «Я выиграю сам, и ты выигрывай, как можешь сам», «Я выиграю, без тебя».
Команда – форма взаимодействия, в которой проявляется «синергетический эффект». За счет взаимодополнения, принятия ответственности за общий результат, открытости при обмене ресурсами становится возможным результат, не доступный при других видах взаимодействия. В этом случае 10 человек, обладающих 10-ю единицами энергии каждый, способны совершить полезной работы на 130 единиц.
10*10=130
При таком взаимодействии нет потерь на межличностные конфликты, на выяснение функциональной ответственности, дополнительное стимулирование к деятельности, при этом начинается волшебство командного духа и формируется настоящая корпоративная культура. Такому виду взаимодействия характерна философия «Я выиграю, тогда, когда выиграешь ты», «Я выиграю, когда мы все выиграем».
Рефлексия: Каким сообществом является наша организация? Почему?
На удивительном и полном открытий пути от группы к зрелой команде, как и при формировании характера человека, поведение группы невозможно точно предсказать. По мере развития команда проходит определенный ряд последовательных этапов:
Первый этап: притирка. На первый взгляд команда выглядит деловой и организованной, но на самом деле люди смотрят друг на друга и пытаются определить, насколько глубоко им хочется во все это влезть. Подлинные чувства часто скрываются, кто-то один повышает свой авторитет, а взаимодействие происходит в привычных формах. Подлинного обсуждения целей и методов работы почти нет. Люди часто не интересуются своими коллегами, почти не слушают друг друга, а творческая и воодушевляющая коллективная работа фактически отсутствует.
Второй этап: ближний бой. Многие команды проходят через период переворота, когда оценивается вклад лидера, образуются коалиции и группировки, разногласия выражаются открыто и остро. Личные взаимоотношения приобретают значение, проявляются сильные и слабые стороны людей. Команда начинает обсуждать, как достичь согласия, и пробует улучшить взаимоотношения. Иногда происходи силовая борьба за лидерство.
Третий этап: экспериментирование. Потенциал команды возрастает, и встает вопрос, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы. Часто такая команда работает рывками, однако есть энергия и интерес понять, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются, появляется желание экспериментировать, и принимаются меры по повышению производительности.
Четвертый этап: эффективность. Команда приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на эффективном использовании времени и на уточнении задач. Сотрудники начинают гордиться своей принадлежностью к «команде-победительнице». На проблемы смотрят реалистически, и решают их творчески. Управленческие функции плавно переходят от одного сотрудника к другому, в зависимости от конкретной задачи.
Пятый этап: зрелость. В зрелой команде действуют прочные связки между ее членами. Людей принимают и оценивают по достоинству, а не по претензиям. Отношения носят неформальный характер, и приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраняются. Команда превращается в благополучную ячейку общества и вызывает восхищение посторонних. Она способна показывать превосходные результаты и устанавливает высокие стандарты достижений. Для достижения такого результата важно, чтобы соблюдались следующие условия:
• все члены команды четко представляют себе цели и преимущества совместной работы;
• умения каждого человека известны остальным и функции распределены;
• организационное строение команды соответствует выполняемой задаче;
• в команде идет поиск новых более совершенных методов работы;
• развита самодисциплина, позволяющая эффективно использовать время и ресурсы;
• созданы достаточные возможности, чтобы собраться и обсудить любые вопросы, разрешить конфликты;
• команда поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения;
• отношения в команде открытые, и она готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы.
Упражнение «Воздушный шар».
Материал для работы: список снаряжения (по количеству команд, колокольчик.
Цель: активизировать решительность, уверенность; закрепить умение работать в команде, отстаивать свою точку зрения.
Деление на команды.
Представьте себе, что вы отправились в экспедицию, в которой необходимо выполнить поставленную задачу. Но самолет сломался и для экономии времени, команда принимает решение лететь на воздушном шаре. Как всегда, в любой экспедиции имеется необходимое снаряжение. (зачитываем список снаряжения).
1. Канат – 25 кг;
2. Аптечка – 5 кг;
3. Гидрокомпас – 6 кг;
4. Консервы мясные – 20 кг;
5. Винтовка – 25 кг;
6. Конфеты – 20 кг;
7. Спальный мешок – 14 кг;
8. Ракетница – 8 кг;
9. Палатка – 20 кг;
10. Кислородный баллон -30 кг;
11. Комплект геогр. карт – 25 кг;
12. Канистра с водой - 20 кг;
13. Радиоприемник – 3 кг;
14. Резиновая лодка – 25 кг.
И вот, где-то по среди океана, ваш шар начинает быстро терять высоту. Вы понимаете, что для того, чтобы долететь хотя бы до берега, необходимо поддерживать высоту. Команде необходимо сбросить балласт.
Задача командам:
- выбрать капитана;
- единогласным решением (подчеркиваю – единогласным) решением принять порядок сброса вещей;
По истечении времени, ведущий подводит итог, о том что все благополучно добрались до земли и высадились.
Вызываются капитаны.
Ведущий: уважаемые капитаны, выбирая вас каждый из членов команды высказал СВОЕ решение о кандидатуре капитана. Затем, командным решением вы выбрали предметы первой необходимости. Теперь вы, если были какие-либо разногласия, можете высказать СВОЕ мнение о снаряжении, которое на ваш взгляд, достойно первоочередности сохранения. Прошу участников помнить о правиле толерантности – не критиковать.
Капитаны озвучивают, что необходимо оставить. Ведущий просит капитана оценить работу команды.
III. Заключительная часть
Рефлексия занятия
Цель – получение обратной связи.
1. Беседа.
- Что вы чувствовали на протяжении всего занятия?
- Вам нравится работать в команде или вы предпочли бы работать индивидуально?
- Что вы пожелаете ведущему тренинга?
2. «Карта настроения»
- Спасибо за занятие! До свидания!
Используемая литература:
1. Большаков В. Ю. «Психотренинг» СПб, 1994.
2. Ежова, Н. Н. «Научись общаться! коммуникативные тренинги» Ростов на Дону,2006.