Светлана Попова
«Общение с агрессивными детьми». Занятие с элементами тренинга для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование навыков работы с агрессивными детьми
Задачи:
1. Способствовать формированию навыков работы с агрессивными детьми.
2. Развивать эмпатию педагогов.
3. Способствовать сплочению коллектива.
4. Развивать групповое общение.
Материалы к занятию: карточки с заданиями, листы бумаги, ручки, релаксационная музыка.
Публикация «„Общение с агрессивными детьми“, Занятие с элементами тренинга для воспитателей» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Конспекты занятий по коррекции агрессивности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Ход занятия
Подготовительная часть
Приветствие.
Диагностика настроения
Упражнение на разогрев.
«Как чихает великан» (ЕК. Лютова-Робертс, Г. Монина)
Психолог спрашивает, знают ли педагоги, как чихает великан. Затем все делятся на 3 команды, каждая из которых должна громко озвучить один из элементов «чиха». По сигналу психолога все три команды громко и четко произносят свой элемент.
1-я группа: «Ачи!»
2-я группа: «Очи»!
3-я группа»: «Хрящ»!
Психолог просит повторить общий чих несколько раз.
Основная часть
Объявление темы занятия
Обсуждение проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Причины агрессии:
Социальные
Внешние
Индивидуальные
Виды агрессии
Упражнение «Портрет агрессивного ребенка».
Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой выдается карточка «Портрет особого ребенка», на которой перечислены индивидуальные особенности всех представленных в тренинге категорий детей. Участники совместно выбирают черты агрессивного ребенка. Затем зачитывают, после чего проводится обсуждение. Основные черты фиксируются на доске.
Мини-лекция «Как помочь агрессивному ребенку»
Научить приемлемым способам выражения гнева.
Существуют 4 основных способа выражения гнева.
1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному человеку неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев на себя или кто подвернется под руку, кто слабее и не может дать отпор.
3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае возникает стресс.
4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек старается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.
Ошибки при общении с агрессивным ребенком
1. Вопрос: «Ты зачем это сделал?».
- Что хотел узнать педагог? Причину агрессии? Или в такой форме осудить ребенка?
2. Направленная агрессия на агрессора: «Пойди дай сдачи, тоже укуси его»; угрозы: «А если я тебя ударю, укушу?», «А я расскажу маме, она тебе не даст конфетку, накажет и пр.»
3. Физическая или иная агрессия по отношению к ребенку.
Конструктивными для детей способами являются:
1. Удалить агрессора от «жертвы» подальше.
2. Сказать о неприемлемости агрессивного поведения. При этом называть действие, которое совершил агрессивный ребенок: «Ты ударил, укусил, толкнул и пр.».
3. Учить детей прямо заявлять о своих чувствах: вежливо, с помощью слов. Если это невозможно, то лучше помириться и наладить взаимопонимание. Можно поделиться чувствами с друзьями, родными, родителями.
Как слушать ребенка:
Установить зрительный контакт
Спокойно смотреть на ребенка
Дать выговориться
Рассказать, как можно выразить свой гнев по-другому, в позитивной форме.
К позитивным способам относятся:
Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону
Вежливость в обращении
Стремление найти конструктивное решение
Воспитатель должен сам подавать пример и демонстрировать образцы зрелого поведения.
Воспитатель не должен критиковать и давать оценку поведению, а разыграть конфликт с игрушками.
4. Выражать гнев в косвенной форме с помощью игровых приемов.
- игрушки для битья, молоточки, мягкие игрушки, стаканчик «для крика».
- релаксация.
Выполнение упражнений и игр на снижение агрессивности детей разных возрастных групп (домашнее задание для педагогов).
Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка»
Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивные поступки. Такая личностная характеристика получила название предвзятой атрибуции враждебности.
Инструкция.
Один из участников выполняет любое (неагрессивное) действие (встает, кладет ногу на ногу, выходит в центр круга, улыбается, подмигивает и т. д.) Сидящий рядом с ним комментирует это действие с позиции агрессивного ребенка, остальные участники могут предлагать свои варианты.
Обсуждение.
- Что вы чувствовали в процессе выполнения упражнения?
-Какая роль вам ближе – агрессивного человека или «невинной жертвы».
- Бывали ли вы в похожих ситуациях, приписывая враждебные действия людям, которые, возможно, не были намерены их выполнять.
Заключительная часть
Упражнение «Рисование ладонями» (ЕК. Лютова-Робертс, Г. Монина)
Психолог: «Сейчас мы будем рисовать картины на спине друг друга. Для этого разбейтесь на пары. Встаньте один за другим, чтобы можно было рисовать на спине другого. Тот, кому рисуют, закрывает глаза. Я читаю текст и показываю движения, как рисовать на спине.
Море, море, море…
(Поглаживание верхней части спины по направлению от позвоночника в стороны, одновременно двумя руками)
Рыбы, рыбы, рыбы…
(Быстрые и легкие прикосновения пальцев в том же направлении)
Горы, горы, горы…
(Медленные прикосновения всей ладонью)
Небо, небо, небо…
(Снова поглаживания)
Затем участники меняются местами.
Рефлексия
Что понравилось
Что не понравилось
Свои мысли и переживания по поводу прошедшего занятия
Упражнение «Подарок»
Продолжите фразу «Я хочу вам подарить…» для своего соседа слева