Лобанова Ирина Александровна
Занятие с использованием технологии «ситуация» Л. Г. Петерсон в подготовительной группе «Экскурсия по родному городу»
ситуация Л. Г. Петерсон в подготовительной группе Экскурсия по родному городу
Образовательная область: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Возрастная группа : 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Тема: «Экскурсия по родному городу»
Публикация «Занятие с использованием технологии „ситуация“ Л, Г, Петерсон в подготовительной группе „Экскурсия по родному городу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Основные цели: продолжать знакомить детей с главными историческими достопримечательностями родного города; способствовать возникновению и поддержанию у детей познавательной активности; развивать связную монологическую речь.
Дидактические материалы: карточки с изображениями памятников и обьектов культуры и архитектуры Нижнего Тагила: Цирк, Сторожевая башня на Лисьей горе, парк культуры и отдыха имени Бондина, Драматический театр, памятник металлургам Нижнего Тагила, памятник танку Т-34, памятник Ефиму и Мирону Черепановым, историко-технический музей «Дом Черепановых», памятник первому паровозу (уже знакомых и незнакомых детям, презентация «Тагильские изобретатели – Ефим и Мирон Черепановы».
Оборудование: медиапроектор, микрофон (игровой, магнитные доски, билеты на трамвай (с изображениями достопримечательностей как нашего города, так и других городов, элемент формы экскурсовода (нашейный платочек для девочки и фуражка для мальчика, в одной части помещения расставлены стулья рядами по 2 и рядом – магнитные доски (имитация окон, разрезные картинки, игра «4й лишний» (где из 4х обьектов культурного наследия один отличается тематикой, игра «Найди достопримечательность родного города» (фотографии нескольких «чужих» памятников и одного «своего», пригласительные на посещение музея «Дом Черепановых».
Краткая аннотация к работе/ примечание: Данная образовательная ситуация находится в рамках программы дополнительного развития детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем «Мы живем на Урале». Дети знакомы с понятиями «экскурсовод», «экскурсия». Целесообразно проводить данное занятие в конце тематического цикла «Родной город», когда дети уже знакомы с основными памятниками скульптуры, архитектуры и культуры Нижнего Тагила.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: создание условий для возникновения мотивации к выполнению работы, формирование и фиксация детской цели.
- Ребята, были ли вы когда-нибудь на настоящей экскурсии? (ответы детей)
- Кто уже катался по нашему городу на экскурсионном трамвайчике? (ответы детей. Предположительно, что нет)
- Хотите побыть сегодня экскурсоводами на нашем трамвайчике? Сможете? Получится? (Да)
2. Актуализация
Дидактические задачи: актуализировать знания детей об известных детям достопримечательностях Нижнего Тагила, об особенностях работы экскурсовода.
На столе разложены изображения культурных и исторических памятников, достопримечательностей города.
- Ребята, эксурсоводы должны владеть какими знаниями и способностями? (знания о достопримечатольностях, уметь интересно рассказывать).
- Я вам предлагаю взять изображение того памятника или достопримечательности, о которой вы смогли бы рассказать на нашем экскурсионном трамвайчике (ребята выбирают преимущественно те, про которые мы говорили ранее в цикле занятий «Мы живем на Урале» : драматический театр, памятник танку Т-34, памятник металлургам Нижнего Тагила, парк культуры и отдыха имени Бондина, здание нижнетагильского цирка).
Проходим в зону «трамвай», дети рассаживаются по местам. На магнитные доски вывешиваем фотографии выбранных изображений.
Педагог – водитель трамвая. Вручает ребенку микрофон, надевает атрибут экскурсовода. Ребенок рассказывает известную информацию о выбранной достопримечательности (слушаем всех желающих).
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: формирование у детей опыта целеполагания; способствовать развитию познавательного интереса.
- В маршруте не остановились на нескольких остановках. Давайте выясним причину.
Возвращаемся к столу с фотографиями. На нем лежат изображения памятника Черепановым, первому паровозу и историко-технический музей «дом Черепановых».
- Ребята, а как же эти достопримечательности? Вы их видели в нашем городе? (ответы детей). Но ведь наш экскурсионный маршрут обязательно проходит через эти объекты, это важная часть истории нашего города.
- Смогли мы завершить экскурсию? (нет).
- Почему? (не знаем об этих памятниках).
- Значит что нам нужно сделать? (узнать).
- Что нужно сделать, когда не знаешь? (спросить у взрослого или прочитать в книге, посмотреть в интернете).
4. «Открытие» нового знания
Дидактические задачи: вовлечение детей в процесс поиска и «открытия» нового знания – название исторически важных достопримечательностей города; формировать знания об их культурной значимости и вклада Е. и М. Черепановых в развитие науки и техники.
- Какой способ добычи информации вам интереснее? (интернет)
Педагог показывает детям презентацию, комментируя каждый слайд так, как это сделал бы экскурсовод (дети смотрят и слушают).
Физкультминутка: - Ребята, зачем нам нужны были паровозы? (чтобы путешествовать) Давайте представим себя паровозиками и немного попутешествуем. Путешествуем друг за другом по всей территории помещения. Остановки на станциях и имитация обитателей («Лес», «Поляна», «Река» и вернулись в детский сад).
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи: фиксирование детьми нового знания путем проговаривания в сюжетно-ролевой игре, закрепления в дидактических играх.
1.
- Итак, теперь вы знаете о всех достопримечательностях маршрута нашего экскурсионного трамвайчика? (да).
Педагог довешивает на магнитные доски изображения с только что изученными памятниками.
- Тогда берем билетики (только те, которые подходят для нашего маршрута) и рассаживаемся по местам.
Педагог – водитель трамвая. На каждой из оставшихся остановках меняем экскурсовода. Если ребенок не уверен, то предлагаем второму ребенку помочь и дополнить рассказ.
2.
Последняя остановка – конечная. Все дети «выходят» из трамвая и подходят к столу с играми в конвертах.
- Ребята, вы большие молодцы! Но, чтобы стать настоящими экскурсоводами, вы должны сдать экзамен. Тяните билеты.
Дети берут каждый по конверту и выполняют задания. Педагог подходит к каждому и проверяет выполнение. Игры: разрезные картинки с изображениями памятников города, игра «Четвертый лишний», игра «Найди достопримечательность родного города».
6. Осмысление
Дидактические задачи: создание ситуации успеха; осмысление детьми нужности полученных знаний и условий, которые позволили их добыть.
- Молодцы! Все сдали экзамены!
- Ребята, давайте подумаем, пригодятся ли нам знания об этих памятниках? (Да)
- Для чего нам нужны (чтобы знать историю родного города, гордиться им, рассказывать об этом своим близким).
- Смогли вы сегодня полностью провести экскурсию? (да)
- Благодаря чему у вас это получилось? (потому что узнали про важные памятники, о которых раньше не знали).
- Вы большие молодцы! Обязательно расскажите своим родным об этих объектах, когда будете проходить или проезжать мимо. А вам я хочу подарить пригласительные на экскурсии в историко-технический музей «Дом Черепановых».