татьяна швецова
Конспект НОД в старшей группе «Экскурсия по родному городу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы
на тему: «Экскурсия по родному городу»
Цель: повышение уровня коммуникативных способностей, сплоченности группы.
Задачи игры:
• создать условия для взаимодействия детей друг с другом;
• создать положительный эмоциональный настрой;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Экскурсия по родному городу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
• вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками;
• способствовать сплочению детского коллектива;
• формировать положительное отношение к сверстнику;
• актуализировать личностные качества, повышение уверенности в себе;
• развивать навыки вербального и невербального общения;
• формировать умения и навыки работы в сотрудничестве.
Коррекционно-обучающие задачи:
-формировать представления о навыках сотрудничества. (Интеграция образовательных областей «Социализация», «Познание»);
-способствовать пониманию собственного эмоционального состояния и чувств сверстников. (Интеграция образовательных областей «Социализация», «Здоровье» «Познание»);
-упражнять в конструктивных способах управления собственным поведением: снимать напряжение, расслабляться. (Интеграция образовательных областей «Социализация», «Безопасность», «Музыка»)
Коррекционно-развивающие задачи:
-стимулировать речевую активность; обогащать словарный запас: чувство, настроение, уверенность, спокойствие, расслабление, дружба, улыбка. (Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация», «Познание»);
-развивать внимание, память, воображение и творческие способности детей. (Интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Познание»);
-развивать произвольность, мелкую и крупную моторику, двигательную активность. (Интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Безопасность», «Здоровье», «Физическая культура», «Познание»).
Коррекционно-воспитательные задачи:
-развивать уверенность в себе и самоуважение. (Интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация»);
-формировать культуру общения со сверстниками и взрослыми. (Интеграция образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность»);
-воспитывать нравственность, дружелюбие, эмпатию и заботу к окружающим сверстникам и взрослым. (Интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Социализация», «Познание»).
Методические приемы: ритуал встречи; приветствие; музыкальное сопровождение; сюрпризный момент; проблемные вопросы; беседа; творческое самовыражение (вырезывание, украшение); фотопрезентация; рефлексия; ритуал прощания.
Описание проблем и задач развития, на решение которых направлена данная игра:
Очень часто в предшкольный период встречается проблема, когда дети не могут наладить дружеские отношения, каждый претендует на лидерство, не считается с мнением другого. Дети часто ссорятся, ябедничают, не могут работать все вместе и в парах. Налаживание взаимоотношений между детьми сложный и кропотливый процесс.
Предполагаемый результат:
• данная психологическая игра должна способствовать формированию сотрудничества, дать возможность детям увидеть друг друга в необычных ситуациях и осуществить перенос возникших отношений за пределы игры, в повседневную жизнь.
Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета:
• данная игра представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.
• итогом игры является усвоение детьми навыков общения.
• игра проводится в форме экскурсии.
Материал и оборудование: 4 стола, 8 стульев, 3 обруча, 3 карточки с заданиями, коробочка с заданиями, волшебная палочка, канат,8 квадратных подушечек, ножницы-4шт., наклейки с овощами -8 листов, 4 листа бумаги А-4 желтого тона с обозначенными линиями, плоскостные изображения баночек с надписями: УЛЫБКА; РАДОСТЬ; ДОБРОТА; ВЕЖЛИВОСТЬ; ЛЮБОВЬ; ЗАБОТА; СЧАСТЬЕ; НАХОДЧИВОСТЬ; ЗЛОСТЬ; СТРАХ; ПЕЧАЛЬ; ОБИДА; магнитная доска с комплектом магнитов, 8 больших кубиков, поднос, колпак для повара, фартук, галстук;
ТСО: компьютер, мультимедиа, презентация сказочных героев: карлсон, курочка ряба, Алладин, корова, золотая рыбка, царевна лягушка, Мальвина, Дюймовочка; презентация «Волшебная пиццерия», аудиозапись с релаксационной музыкой из цикла «Планетарий».
Предшествующая работа.
Работа с детьми:
-беседы: «Язык чувств», «Кто такой я», «Хорошо-плохо», «Умей расслабиться», «Дружба мальчиков и девочек», «Секрет волшебных слов»
-чтение и обсуждение произведений, В. Осеевой «Почему», Н. Носова «Шляпа», А. Барто «Вовка добрая душа», Л. Толстого «Косточка»
-разыгрывание ситуаций «Помоги другу», «Поделись игрушками»
-психогимнастика: «Походки», «Доброта», «Злючка- колючка», «Капризуля»
-мульттерапия: «Нехочуха», «Кролень», «Упрямая девочка»
-дидактические игры: «Собери портрет», «Узнай эмоцию», «Наши добрые дела»
-подвижные игры: «Море волнуется», «Веселый паровозик», «Путник и камень», «Прилипшая рука», «Весело-грустно», «Ехал грека через реку»
- игры энергизаторы: «Паровозик», «Узнай по голосу», «Узнай кто затейник»
Работа с педагогами:
-консультация «Значение и применение коммуникативных игр в работе с детьми и родителями - как средства общения»
-консультация «Использование коммуникативных игр с дошкольниками в совместной организованной деятельности»
-рекомендации по применению картотеки игр по общению с детьми.
-практикум «Общение и умение слушать»
Работа с родителями:
-практикум «Общение родителей с детьми в семье»
-тестирование родителей: «Какой Вы родитель?»
-консультирование родителей по проблемам эмоционально-личностного развития ребенка: «Общаясь с ребенком», «Влияние родительских установок на развитие ребенка», «Можно ли наказывать детей», «Таблица рефрейминга детского поведения»
Место проведения: музыкальный зал
Участники: дети подготовительной группы в количестве 8 человек.
Ход
Педагог-психолог:
-Ребята, проходите, пожалуйста, в зал, я рада вас видеть. Поздоровайтесь с гостями. Давайте сделаем большой круг и поприветствуем друг друга.
Встанем вместе мы в круг,
Сколько друзей - погляди вокруг,
Слева друг, и справа друг.
Возьми друга слева за руку,
Возьми друга справа за руку,
Хороший получился круг.
Передайте, пожалуйста, улыбку и добрый взгляд по кругу друг другу.
1. Приветствие «Передай улыбку» (2 мин.)
Цель: установка эмоционального контакта между детьми.
(Дети, стоя в кругу по очереди улыбаются друг другу – передавая улыбку)
Педагог-психолог: 1СЛАЙД (ЗАСТАВКА)
От ваших улыбок стало намного теплее в этом зале и в нашем детском саду. А как называется наш детский сад? А как называется город, в котором мы с вами живем? Я предлагаю вам отправиться на экскурсию по интересным местам нашего города. Вы согласны? Сейчас нам нужно занять места в экскурсионном автобусе, но чтобы войти в него, нужно получить билет, выполнив первое задание.
2. Упражнение «Островки» (4 мин.)
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
(Перед детьми на полу лежат три обруча «островки» в ряд, через 20 см друг от друга; в каждом из них карточка с заданием. Выполнив первое задание, дети по одному, помогая друг другу перепрыгивают во второй обруч, в третий.)
Задание № 1: Назовите только слова-приветствия (здравствуйте, добрый день, рады встречи с вами, мы рады вас видеть, привет, я вас приветствую)
Задание № 2: Назовите только слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны)
Задание № 4: Назовите только слова прощания (до свидания, до скорой встречи, спокойной ночи)
Обсуждение (1 мин.)
Педагог-психолог:
- Вот и справились ребята вы с заданием. Скажите, легко или трудно вам было выполнять задания?
Предположительные ответы детей
Педагог-психолог:
-Сложно ли было переправляться с островка на островок?
Предположительные ответы детей
Педагог-психолог:
- Что вы чувствовали, когда вам подавали руку товарищи?
Предположительные ответы детей
Педагог-психолог:
-Ч то вы можете сказать друг другу в знак благодарности?
Предположительные ответы детей
Педагог-психолог:
Ребята, нам пора отправляться. (2 СЛАЙД). Первая остановка – Дом детского творчества. В этом доме дети учатся танцевать, рисовать, конструировать и другим интересным вещам, но самое главное, они учатся дружить. А вы дружные ребята? Я предлагаю проверить, насколько вы дружны.
3. Игра «Подари улыбку».
Психолог показывает детям большой улыбающийся смайлик.
Педагог-психолог: Вам нужно по очереди передавать смайлик своему соседу со словами: «Мне нравиться с тобой дружить, потому что ты …. (какой) и называть качество соседа».
Педагог-психолог: Молодцы ребята, я узнала, что вы все добрые, вежливые, красивые, веселые. Значит, вы умеете дружить, и в вашей группе живет улыбка.
Педагог-психолог: Наша экскурсия продолжается. (3 СЛАЙД). Следующая остановка – городской парк. Его посещают и жители нашего города, и гости. Самое любимое место, где все всегда фотографируются – это олени. Однажды, фотографируясь около них, я случайно обнаружила волшебный сундучок, он сейчас со мной. На этом сундучке написано: «Прежде чем открыть крышку волшебного сундучка, проведите игру «Сожми кулак, большой палец вверх»
4. Игра «Сожми кулак, большой палец вверх» (3 мин.)
Цель: развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы; осознание важности этих качеств, для эффективной работы группы; развитие произвольности, умения подчиняться правилам.
Педагог-психолог:
-Нередко бывает так, что все одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос. Сейчас я задам несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: «Раз, два, три – говори», вы все вместе должны будете прошептать мне ответ.
Педагог-психолог:
- Какое время года между осенью и весной?
Предполагаемый ответ.
Педагог-психолог:
-Можете ли вы мне назвать второй зимний месяц?
Предполагаемый ответ.
Педагог-психолог:
- Как называется замерзшая вода?
Предполагаемый ответ.
Педагог-психолог:
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их?
Предполагаемый ответ.
Педагог-психолог:
- Молодцы ребята, с игрой вы справились, пора открыть волшебную коробочку.
(Педагог - психолог достает из коробочки волшебную палочку)
4. Игра «Волшебная палочка» (5 мин.)
Цель: развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы; развитие произвольности, умения подчиняться правилам, идти на уступки.
Педагог-психолог:
- Какая необыкновенно красивая волшебная палочка. А где можно встретить волшебную палочку?
Предполагаемый ответ.
Педагог-психолог:
– Ребята, скажите вы любите сказки?
Предполагаемый ответ.
Педагог-психолог:
- А как часто вам их читают?
Предполагаемый ответ.
Педагог-психолог:
-Волшебная палочка сейчас с вами поиграет.
- Я буду зачитывать строки из сказок, а волшебная палочка будет мне помогать. Право говорить получит тот ребенок, на которого я укажу волшебной палочкой. Если ответ будет правильный - на экране появится герой сказки.
Задание: Назвать имя сказочного героя, который утешает того, кто попал в трудную жизненную ситуацию.
1. Не плачь, дед, не плачь, баба,
Я снесу вам другое яичко,
Не золотое – простое. (Курочка ряба) (4 СЛАЙД)
2. Не печалься, ступай себе с Богом!
Будет твоя старуха царицей. (Золотая рыбка) (5 СЛАЙД)
3. Это всё пустяки,
Дело то житейское. (Карлсон) (6 СЛАЙД)
4. Не я твоих козлят съел, полно горевать, пойдем лучше в лес. (Волк) (7 СЛАЙД)
Педагог-психолог:
Молодцы ребята, и с этими заданиями вы справились. Отправляемся в путь. (8 СЛАЙД) Следующая остановка – стадион «Труд», где жители города занимаются спортом. Я предлагаю вам тоже немного отдохнуть и приглашаю на веселую физзарядку.
Физкультминутка «Самолет»
– Вот молодцы, как дружно вы выполнили все упражнения.
Педагог-психолог: Наша экскурсия продолжается. (9 СЛАЙД). Ребята, пришло время немного подкрепиться, и наш автобус сделал остановку около кафе. Давайте зайдем в него и займем места за столиками.
Игра «Волшебная пиццерия» (10 мин.)
Педагог-психолог:
Цель: развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи; развитие воображения, творческого мышления.
Педагог-психолог:
Закройте глаза, и ощутите хлебный запах свежего, только что испеченного пирога, запах расплавленного сыра, овощей… А теперь откройте глаза – мы находимся в волшебной пиццерии.
( Педагог-психолог перевоплощается в повара- хозяина пиццерии: надевает галстук, колпак и фартук. На экране заставка «Пиццерия»)
Хозяин пиццерии:
- Здравствуйте, ребята!
Вы решили посетить мою волшебную пиццерию? Но у меня свои причуды: так как кухня моя очень мала – у меня только одна единственная форма для пиццы, но, не смотря на это у меня всегда много посетителей. Секрет моей популярности заключается в том, что каждый может своими руками изготовить часть волшебного пирога. Его волшебство заключается в особом приготовлении. Сейчас мы с вами тоже примем участие в этом замечательном процессе. Готовы?
Хозяин пиццерии:
Я прошу объединиться в пары. Возьмите друг друга за руку или обнимите за талию. Перед вами лежит лист бумаги «пласт теста» один на двоих с обозначенной линией. Договоритесь, чья рука будет работать ножницами, а чья помогать держать лист. При этом нельзя помогать второй рукой. Затем вы украшаете свой кусочек пиццы овощами – наклейками также работая в паре. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать эти кусочки. Главное старание и умение - договариваться. Вам понятно задание? Тогда начинаем работать!
(Дети работают в парах)
Игра «Душевная приправа» (3 мин.)
Цель: умение детей дифференцировать положительные и отрицательные качества личности.
Хозяин пиццерии:
(Хозяин пиццерии собирает сегменты пиццы на поднос, демонстрирует детям и гостям.)
-У каждого из вас получился замечательный кусочек волшебного пирога. Давайте его аккуратно уложим на поднос. Готово? Не хватает только чудесной приправы. Я предлагаю вам сдобрить свой кусочек самыми лучшими качествами. У меня на полках есть волшебная приправа душевных качеств с названиями, но все баночки перепутались. Помогите отобрать полезные приправы для вашей пиццы.
( На магнитной доске прикреплены силуэты плоскостных баночек с надписями: ДОБРОТА, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ВЕЖЛИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, ЧЕСТНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЗЛОСТЬ, ЛОЖЬ, ЗАВИСТЬ, ГРУБОСТЬ, НЕНАВИСТЬ. Дети помогают отбирать положительные качества, изменяя слова в творительном падеже имитируют пальцами сыпучую приправу)
Хозяин пиццерии:
- Ребята, кто из вас запомнил приправы душевных качеств, которыми вы сдобрили пирог?
Предполагаемые ответы детей
Хозяин пиццерии:
- Какой чудесный пирог у нас получился! И каждый кусочек не похож на другой, хотя тесто было у всех одинаковым, наверное, дело в приправе.
Пожалуй, можно отнести его на кухню. А пока он печется, мы с вами можем обменяться впечатлениями.
Рефлексия. (2 мин.)
Хозяин пиццерии:
-Итак, вы побывали в волшебной пиццерии, что понравилось вам больше всего?
Предполагаемые ответы детей
Хозяин пиццерии:
-Легко ли было готовить это блюдо? Какие трудности вы испытывали в процессе приготовления пиццы?
Предполагаемые ответы детей
Хозяин пиццерии:
-Как легче вам было готовить пирог: по одному или вместе?
Предполагаемые ответы детей
Хозяин пиццерии:
-А как интересней?
Предполагаемые ответы детей
Хозяин пиццерии:
Спасибо, вам ребята, встреча с вами доставила мне много приятных минут общения.
- Сейчас я передам вам ваш пирог, кусочки пиццы возьмите с собой в дорогу. В группе вы поделитесь с другими детьми и расскажете о волшебной пиццерии. (10 СЛАЙД)
(Хозяин пиццерии уходит за экран – переодевается. На экране появляется слайд с изображением хозяина пиццерии)
Педагог-психолог:
- Дети, давайте поблагодарим гостеприимную хозяйку и попрощаемся.
(Дети прощаются, хозяин пиццерии перевоплощается в педагога-психолога)
Педагог – психолог:
-А нам пора возвращаться в детский сад, садимся в автобус. (11 СЛАЙД)
Педагог-психолог:
- Давайте поблагодарим друг друга за путешествие.