Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие по родному городу Троицку»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: 5 - 6 лет, старшая группа
Тема: «Путешествие по родному городу»
Основные цели:
Продолжить знакомство детей с историей родного города и его достопримечательностями (Троицкая камвольная фабрика, ее история и продукция).
Формировать опыт фиксации затруднения и выявления его причины, опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Путешествие по родному городу Троицку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Развивать связную речь, активизировать словарь по теме (названия известных мест города, исторических памятников).
Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
Воспитывать нравственно-патриотические качества личности дошкольников через позитивное отношение к родному краю, городу, его жителям, труду.
Дидактические материалы:
Демонстрационный – презентация к занятию.
Раздаточный – образцы тканей, пряжа, шерсть, бархатный картон.
Оборудование: настенный проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер.
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети знакомятся с историей родного города и его достопримечательностями (Троицкая камвольная фабрика, ее история и продукция)
«Детская цель» - рассказать о достопримечательностях Троицка гостям города.
Новое знание – история и продукция Троицкой камвольной фабрики.
Затруднение ребенка – не могут рассказать о Троицкой камвольной фабрике.
Причина затруднения - не знают ее историю, продукцию.
Способ преодоления затруднения – виртуальная экскурсия на фабрику.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, вы любите праздники? Какой самый любимый? День рождения есть и у города, в котором мы живем. В каком городе мы живем? Как называют жителей нашего города? Кто знает, сколько лет исполнится нашему городу 23 марта? На день рождения всегда кто приходит? Вот и в Троицк приедут гости, некоторые совсем ничего не знают о нашем городе. Хотите помочь гостям города – рассказать о достопримечательностях, то есть об интересных, памятных местах нашего города? Сможете? Тогда предлагаю отправиться в путешествие по нашему городу. Путешествие наше будет необычным, виртуальным, то есть будем путешествовать с помощью компьютера. И рассказывать о достопримечательностях Троицка.
2. Актуализация знаний
Дидактическая задача: актуализировать знания детей о Троицке.
На экране появляются фотографии видов города, которые хорошо знакомы детям: Сиреневый бульвар с фонтанами; памятник МНС; памятник воинам-троичанам, погибшим в годы ВОВ; Парк Заречье (слайды 1-6). Дети узнают и рассказывают о них как экскурсоводы ( можно заранее с детьми поиграть в экскурсоводов: по какому плану рассказывать).
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для знакомства с памятными местами Троицка.
2) формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
На определенном этапе появляется фотография Троицкой камвольной фабрики (слайд 7). Дети, даже если узнают фабрику, не смогут рассказать о ней.
-Смогли мы рассказать об этой достопримечательности гостям нашего города? Почему?
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
1) познакомить детей с историей родного края и достопримечательностью города – камвольной фабрикой;
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
- Ребята, а что нужно сделать, чтобы мы смогли рассказать гостям об этой достопримечательности?
Правильно, самим что-то узнать об этом месте. А как можно узнать? Можно отправиться в виртуальное путешествие на текстильную фабрику. Готовы?
Троицкая камвольная фабрика - одно из старейших текстильных предприятий России. Основал фабрику московский купец А. П. Прохоров. Фабрика была бумагопрядильной (производила хлопчатобумажную ткань – предложить детям потрогать такую ткань). В старинные времена рядом с фабрикой образовалось поселение – наш будущий город. Постепенно росла фабрика, а вместе с ней и село. Посмотрите, как изменялся наш город (слайды 8-9).
Ассортимент фабрики расширялся: стали производить сукно, галошную байку, ковровый драп, пряжу (слайды 10 -12, образцы материалов).
В годы Великой Отечественной войны производство выпускало шинельное сукно (для формы солдат) (слайд 13). Около 300 фабричных рабочих ушли на фронт. После Великой Отечественной войны фабрика выпускала трикотажные чулочно-носочные изделия, суконные рукавицы, драповые головные уборы — шапки-ушанки (слайд 14).
В Троицке фабрика сейчас выпускает пряжу для ручного и машинного вязания, а также камвольные ткани (гладкие шерстяные ткани, слайд 15, образцы, отсюда и современное название – Троицкая камвольная фабрика.
А теперь давайте пройдем внутрь фабрики. В большом, светлом помещении стоят большие станки и чесальные машины (слайды 16 - 18).
С чего же начинается путь шерсти? Ну, конечно, с овечек (коз, верблюдов) (слайд 19). На фабрику поступает шерсть. Это спутанные комки бежево-серого цвета с большим количеством инородных включений (слайд 20). Шерсть очищается на специальном станке (слайд21) становится чистой и гладкой.
Далее шерсть окрашивается. Красильный цех оснащён красильными аппаратами. Здесь пряжа окрашивается в самые разные цвета (слайды 22-24).
Далее пряжа еще раз прочесывается, делается тонкой и плотной ниткой (слайд 25). На фабрике работает более 500 человек.
Рядом с фабрикой находится магазин, где можно приобрести разнообразную пряжу и шерсть, из которой можно связать и сделать множество вещей и предметов (слайды 26 -27). Вот и я приобрела для нас шерсть и пряжу, давайте посмотрим и потрогаем все, что лежит на столе.
5. Включение нового знания в систему знаний
Дидактическая задача:
1) закреплять знания детей о новой достопримечательности;
На этом этапе младший воспитатель интересуется, куда же ребята сегодня путешествовали. Дети рассказывают о фабрике, показывают пряжу. И мы предлагаем детям из шерсти, которая лежит на столах, сделать картину на бархатном картоне. Вместе с младшим воспитателем делаем картину из шерсти, аккуратно выкладывая на картон.
6. Осмысление
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, что узнали, создать ситуацию успеха.
- Сможем теперь рассказать гостям Троицка о нашем городе? А почему сможем? Потому что сами много сегодня узнали о камвольной фабрике.
Это еще не все достопримечательности нашего города. В следующий раз мы продолжим знакомство с нашим городом.