МААМ-картинки

Занятие с детьми подготовительной к школе группы компенсирующего вида «В царстве лекарственных растений»

Зульфия Алукаева
Занятие с детьми подготовительной к школе группы компенсирующего вида «В царстве лекарственных растений»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

1. Образовательные: - дать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

2. Развивающие: - развивать интерес к опытно – экспериментальной деятельности; формировать мышление, творческое воображение.

3. Воспитательные: - воспитывать нравственные чувства: доброжелательность, уважение друг к другу, любовь к природе родного края и гуманное отношение к природе.

Публикация «Занятие с детьми подготовительной к школе группы компенсирующего вида „В царстве лекарственных растений“» размещена в разделах

Оборудование: иллюстрации с изображением лекарственных растений (одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, ромашка, засушенные растения из гербария (тысячелистник, подорожник, крапива); Цветки ромашки, стакан, горячая вода, столовая ложка, крышка, розовая обезьяна с перебинтованным горлом.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, улыбнитесь и скажите друг другу «Здравствуй». Ведь, когда мы говорим, друг другу «здравствуй» - это значит, мы желаем здоровья. Важно произносить эти слова дружелюбно, от души, и тогда все будут здоровы.

Воспитатель: А вы знаете, что делают люди, когда они заболевают?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Правильно, лечатся. А как лечатся? Пьют таблетки, микстуры и т. д. Но можно ещё лечиться с помощью лекарственных растений. Сегодня я вам предлагаю отправиться в царство лекарственных растений и познакомиться с растениями, которые там живут.

Первое лекарственное растение, о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку и отгадайте её.

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (подорожник)

-Ребята, а вы любите сказки?

-Хотите послушать интересную сказку?

-Эта сказка не только интересная, но и полезная.

Однажды солдат в село со службы воротился. Много лет воевал он на чужбине. Пришел солдат весь израненный и раны его никак не заживали. Поняла жена, что не выходить ей мужа, и решила его в город к врачу отвезти. По дороге одолели ее думы горькие, и не заметила она, как змея выползла на дорогу, на солнышке погреться, и переехала ее колесом повозки. Остановилась женщина, стала наблюдать за ней и увидела, что змея обернулась какими-то листьями, растущими вдоль дороги. Через некоторое время раненая змея исцелилась, и уползла в траву.

«Что за трава дивная, может быть, она и мужу моему поможет.» подумала женщина и, сорвав несколько крупных листьев этой травы, сделала из них повязки мужу на раны.

Пока ехали они до города раны его заживать стали, боль утихла. Выздоровел солдат.

- Вы узнали, что это была за трава? /подорожник/

Воспитатель: Посмотрите на это растение. Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют "зеленым бинтом". Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ранке.

Следующее растение можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно тысячелистник. Посмотрите на него, на его листья. Он так называется потому, что каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка - ажурные края. Тысячелистник - лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, улучшения аппетита.

Следующая загадка:

Растёт зелёною стеной,

Её обходят стороной,

Колючая и злая дива

А как зовут её? (крапива) .

Крапива говорит:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

Но, почему же все-таки крапива обжигает?

На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай укол. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

- Ребята, вы заметили у нашей розовой обезьянки сегодня горло перебинтовано, а знаете почему? Потому что у неё болит горло, у неё ангина. Давайте же попробуем ей помочь. Чем будем её лечить?

Дети: Лекарственными растениями.

Воспитатель: Правильно, конечно же ими.

А каким? На этот вопрос мы сможем ответить, если отгадаем загадку:

Стоят в поле сестрички

Жёлтый глазок, белые реснички. (ромашка)

Правильно, ромашка, значит нашу обезьянку мы с вами будем лечить ромашкой. А как будем лечить? Что для этого будем делать? Что из ромашки приготовить нужно?

Дети: настой.

- Сейчас мы с вами приготовим противовоспалительный настой, которым можно полоскать больное горло.

Итак, что мы будем готовить?

Дети: настой.

Воспитатель: Правильно, настой из лекарственных растений. Какое растение мы будем использовать, чтобы вылечить горло?

Дети: ромашку.

Воспитатель: Правильно, ромашку. Для приготовления настоя нужно взять чистый стакан, насыпать в него столовую ложку цветков ромашки. А теперь я залью траву кипятком. Раствор называется настоем потому, что он должен настояться. Скажите вода, которой я заливала траву, была какого цвета?

Дети: прозрачная.

Воспитатель: Правильно, чистая и прозрачная. А теперь накроем настой крышкой и посмотрим, измениться ли цвет воды?

Дети: изменится.

Воспитатель: Правильно, вода меняет цвет. А почему вода меняет цвет?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Верно. Растение отдает воде свой цвет, а вместе с ним и лечебные свойства. Вот и получился настой, которым наша розовая обезьянка может вылечить больное горло.

Воспитатель: Все ребята молодцы,

Потрудились от души!

А теперь немного отдохнем.

Физкультминутка: «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы (потягивание – руки в стороны)

Небывалой красоты

К солнцу тянутся цветы (потягивание – руки вверх)

С ними потянись и ты

Ветер дует иногда, (дети машут руками, изображая ветер)

Только это не беда.

Наклоняются цветочки, (наклоны)

Опускаются лепесточки (приседание)

А потом опять встают

И по – прежнему цветут.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лекарственные растения необходимо собирать по правилам. Чтобы лучше запомнились эти правила я вам приготовила схему.

* Цветки собирают, когда растение цветет.

* Корневища - поздней осенью, когда плоды уже осыпались.

* Собирают в сухую погоду, сушат под навесом.

* Нельзя собирать вблизи дорог.

* Собирают в широкие корзины, чтобы растения не помять.

Ребята отгадайте, пожалуйста, ещё одну загадку:

Носит этот мальчик

Жёлтый сарафанчик.

Подрастёт – нарядится

В беленькое платьице,

Лёгкое, воздушное,

Ветерку послушное. (Одуванчик)

Одуванчик тоже лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

Ну а теперь давайте повторим, что же мы знаем о травах.

- Как называются эти растения?

- Как называется это растение? (подорожник, крапива, тысячелистник, одуванчик, ромашка)

-Что можно изготовить из лекарственных растений?

- Можно ли собирать лекарственные растения на обочине дорог?

- Как вылечить больное горло? Ангину?

Молодцы, ну а теперь нам пора возвращаться в группу.

Ребята, вы сегодня узнали много нового и интересного о самых обыкновенных растениях : о подорожнике, крапиве, ромашке, тысячелистнике, одуванчике. Если вам понравилось путешествие в царство лекарственных растений, то возьмите ромашку и нарисуйте ей улыбку, а если не понравилось, то пусть ваша ромашка останется без улыбки.

И послушайте стихотворение:

Есть много трав полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива,

Подорожник, ландыш, зверобой…

- Кроме этих растений ещё очень много лекарственных растений можно найти в окрестностях нашего г. Саранска. Повсюду люди могут найти помощь у природы. Только нужно изучать, любить и беречь природу своего родного края. Ведь на каждую болезнь есть своё лекарственное растение.

- Природа – самая лучшая здравница для человека.

- Растения – наши самые верные, но и самые беззащитные друзья.

Поэтому Лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые, а дети могут им помогать.

Список использованной литературы:

Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии [Текст] : методическое пособие / В. А. Алексеев. - Ярославль:. Академия развития, 1998.- 238с.

Багрова, Л. А. Я познаю мир [Текст] : детская энциклопедия растения. – М. :. ТКО АСТ, 1996.- 400с.

Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006

Воронкевич, О. А. Добро пожаловать экологию [Текст] : методическое пособие /О. А. Воронкевич. - Издательство Санкт-Петербург:. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.- 512с.

Дмитриев, Ю. Кто в лесу живет и что в лесу растет [Текст] : детское пособие / Ю. Дмитриев, Г. Никольский - Москва, 2002.-63с.

Каменева, Л. А. Методика экологического воспитания дошкольников[ Текст] : учебное пособие / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева – СП:. АКЦИДЕНТ, 1998.- 240с.

Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] : учебно- методическое пособие / Л. П. Молодова. - Мн. : Асар, 1996.- 127с.

Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст] : учебное пособие / С. Н. Николаева. - М. :. Просвещение, 2001. -184 с.

Николаева, С. Н. Как приобщить ребёнка к природе [ Текст] : учебно- методическое пособие/ С. Н. Николаева. - М. : .Новая школа, 1993.- 151с.

Павлова, Н. Загадки цветов [Текст] : научно - художественная книга / Н. Павлова - М. : .детская литература, 1977.- 95с.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений»Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений» Путешествие в мир лекарственных растений» Пр. сод: Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы(5-6 видов).Расширить.

Конспект к занятию «В царстве лекарственных растений» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида№6 муниципального образования Усть-Лабинский.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию «В царстве лекарственных растений» Цель: 1. Дать представления о лекарственных растениях: крапиве, ромашке, календуле, мать-и-мачехе, подорожнике (внешний вид, применение.

Конспект НОД «Мир лекарственных растений» для детей подготовительной к школе группы «Мир лекарственных растений» Цели: Организовать познавательную деятельность воспитанников по освоению ими знаний о лекарственных растениях,.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «В царстве растений: цветы» Цель: закрепить представлений детей о цветах, названии цветов, местах произрастания, лекарственных свойствах. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующего вида «Лес. Грибы. Ягоды»Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующего вида «Лес. Грибы. Ягоды» .

Конспект занятия по теме Путешествие в мир лекарственных растений Белгородской области. Цель: расширять знания детей о пользе и применении лекарственных растений. Задачи: закреплять умение узнавать и правильно называть лекарственные.

Мастер-класс по выполнению гербария лекарственных растений «Зеленая аптека»Мастер-класс по выполнению гербария лекарственных растений «Зеленая аптека» Сегодня я предлагаю вашему вниманию возможный вариант выполнения гербария для старшей и подготовительной групп, эта форма работы с детьми.

Тематическая прогулка «Путешествие в мир лекарственных растений» Тематическая прогулка: "Путешествие в мир лекарственных растений". Цели: -познакомить детей с лекарственными растениями, с их внешним видом.

Вечер развлечений для детей подготовительной группы «В гостях у лекарственных растений» Воспитатель. -О, дети, мыслю я, у всех у нас есть Мать одна, по имени Природа. Это хозяйка леса. Природа: -Я здесь! Друзей моих так много.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие с детьми подготовительной к школе группы компенсирующего вида «В царстве лекарственных растений»
Опубликовано: 14 октября 2015 в 15:28
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие с детьми подготовительной к школе группы компенсирующего вида «В царстве лекарственных растений»» (включая файлы) размещена пользователем Зульфия Алукаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД