Юлия Райская
Конспект НОД «Мир лекарственных растений» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир лекарственных растений»
Цели:
Организовать познавательную деятельность воспитанников по освоению ими знаний о лекарственных растениях, о простейших способах использования некоторых лекарственных растений и о правилах их сбора.
Публикация «Конспект НОД „Мир лекарственных растений“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Создать условия для формирования у детей бережного отношения к природе, чувства ответственности, понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.
Способствовать развитию опыта выполнения детьми операций анализа, сравнения, обобщения, классификации лекарственных растений.
Задачи:
Образовательные: Расширение представлений детей о лекарственных растениях и развитие умения их различать. Активизировать и пополнить словарь детей.
Развивающие: Развивать логическое мышление, память, диалогическую речь. Развивать познавательные способности, творческие способности, фантазию и творческое воображение.
Воспитательные: Воспитать эстетическое отношение к природе, навыки взаимопонимания, сотрудничества, самостоятельность.
Оборудование и материалы: плакат «Лекарственные растения, картинки и фотографии растений, книга «Лекарственные растения», высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами заварочный чайник, баночка с травами, картина «Лес», мягкие игрушки, бинт.
Предварительная работа: Изучение дома с родителями брошюры «Растения лечат», просмотр видеопрезентации «Зеленые друзья», чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о цветах.
Тематический словарь: лечить, настой, отвар, сбор, листья, корень, цветки, корневище, польза, аптека, «Травник».
Ход занятия:
Звучит музыка. Входят дети с воспитателем, здороваются с гостями. Звучит короткая волшебная мелодия и появляется большой цветок.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в группе я нашла этот чудесный цветок! Он не простой, а с секретом, а чтобы узнать его секрет, нужно прочесть о нем красивое стихотворение! (ребенок читает стихотворение) Посмотрите, лепестки раскрылись, а внутри письмо! Давайте прочтем его. Пишет нам лесная фея. «Здравствуйте ребята! Я обращаюсь к вам за помощью. В мой лес пришла неизведанная беда. Все наши друзья- животные заболели. Что делать, я не знаю. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, поможем лесной фее вылечит зверюшек? Для этого мы должны отправиться в лес. А приведет нас в лес волшебная дорожка.
Упражнение «Волшебная дорожка»
Дружно за руки возьмемся, по дорожке мы пройдемся. Идут змейкой
Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка. Тянут носочек
По дорожке мы пойдем и притопывать начнем. Маршируют
Ровно держим спинку, прямо как тростинку!
А сейчас мы поспешим, на носочках побежим. Легкий бег на носочках
А теперь легко, как мячик, мы поскоками поскачем Выполняют поскоки
А теперь дружно стой, мы уже пришли с тобой! дети останавливаются около стульчиков, садятся.
Перед детьми картина «Лес» на мольберте и игрушки лесные животные.
Воспитатель: Ребята, вот мы и оказались с вами на лесной полянке. Посмотрите, здесь нас ждут лесные жители и они заболели, как вы видите. (забинтованные лапки, горло, градусник) Как же мы поможем нашим друзьям, чем их лечить будем?
Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сегодня мы постараемся помочь нашим друзьям с помощью лекарственных растений.
А вот и первый пациент! (Дети по очереди выходят и читают стихи.)
Медведь: (забинтованное горло)
Это что за ерунда -
Из носу течет вода.
Горло красное, болит…
Где же доктор Айболит?
Воспитатель: А что бы помочь Топтыгину, вы должны отгадать загадку.
Семена, как коготки,
Желто-красные цветки.
От боли в горле помогают,
Кто же их не знает (календула)
Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази. Она прекрасно помогает от боли в горле.
Возьми, Топтыгин, календулу, выздоравливай. (берет картинку с изображением цветка или и уходит)
Белка:
Вот уже четыре дня
Жар и кашель у меня.
Мне, ребятки, помогите!
Меня от кашля излечите!
Воспитатель: Слушем следующую загадку:
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми.
(Мать-и-мачеха)
Это полезное растение называется Мать –и –мачеха. Правда необычное название? Я уверена, что многие видели ранней весной маленькие желтые цветочки мать –и –мачехи. Отвар этого растения используют для лечения кашля. Бери, Белочка, на здоровье!
Волк: (забинтованная лапка)
Я долго по кустам,
Поранил лапы тут и там.
И мне ребята помогите!
Больные лапы полечите!
Воспитатель: Поможем, Волку! К кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки
На конце его – сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги (подорожник)
Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Вот и вылечили мы твои лапы, Волк!
Лиса: (с градусником)
Градусник который день
Ставим - тридцать семь и семь.
Слабость, головная боль…
Я не знаю что со мной.
Воспитатель: Наверно ты простудилась, Лисичка. Какое же растение поможет ей?
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай (душица)
В загадке ребята, говорится об очень ароматной травке! Не зря ее назвали душицей! Чай из нее придает сил и помогает при простуде. Теперь ты быстро поправишься, Лисонька!
Заяц:
Аппетита нет совсем
Ничего почти не ем…
Да к тому ж живот болит,
Грустный и усталый вид…
Воспитатель: Нужно зайчику помочь! А вылечит его растение, которое вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички (ромашка)
Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, cвежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику.
- А это что за растение?
Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное.
Ветерку послушное (одуванчик)
Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита, из него даже варят варенье и делают салат! Кушай, Зайчик, на здоровье и животик болеть не будет!
Воспитатель: Вот какие вы молодцы, помогли всем лесным зверятам! Фея будет нам благодарна! А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру, которая называется «Найди себе пару»(на столе лежат картинки цветы)
Подвижная игра «Найди себе пару»
Материал. Цветы – одуванчики, колокольчики, ромашки, гвоздики, георгины.
Правила:
1. После слов воспитателя: «Ручки протяните – цветочки покажите», протянуть руки и хорошо рассмотреть цветочки.
2. На слова: «Ищи себе пару!» найти ребенка, у которого такой же цветок.
Ход игры. Каждый ребенок получает цветок и прячет его за спину. Когда цветы будут у всех детей, воспитатель просит их стать в кружок, потом говорит: «Ручки протяните – цветочки покажите». Дети протягивают руки и рассматривают цветы. На слова воспитателя: «Ищи себе пару!» дети с одинаковыми цветами становятся в пары.
Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора отправляться обратно в детский садик. Давайте попросим фею перенести нас в нашу группу! Закрываем глазки и говорим волшебные слова: «Раз, два, три, фея нас в садик верни!» Открываем глаза и мы уже в нашей группе! Приглашаю вас присесть за стол и я расскажу вам еще кое -что интересное. (садятся полукругом за стол, где расставлены коробочки с сухими травами, чайник, книги о лекарственных растениях)
Воспитатель: Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Для лечения подходят не все части растения. У одних растений лечебными свойствами обладают корневища (одуванчик, у других листья (подорожник) или цветы. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. Вы догадались? (ответы детей). За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать. Чтобы собирать лекарственные растения нужно знать правила сбора.
Правила сбора лекарственных растений.
• Заготавливайте только те травы, которые вы хорошо знаете и которые вам действительно необходимы.
• Нельзя собирать растения, которые произрастают возле свалок, промышленных предприятий, вдоль автомобильных дорог, потому, что растения накапливают в себе ядовитые вещества, имеющиеся в почве, атмосфере, воде.
• Когда собираете растения, делайте это с чувством благодарности Природе. Собранные таким образом растения будут иметь ещё большую целебную силу.
• Мы должны заботиться о Природе, потому, что она уже заботится о нас.
Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые.
Сейчас я покажу вам, как приготовить полезный настой из ромашки (заваривается в чайнике). А пока наш чай заваривается, расскажите:
Что нового для себя вы сегодня узнали?
Кого из вас лечили с помощью трав?
От каких болезней?
Какими травами?
Где можно купить лекарственные растения?
Как правильно собирать лекарственные растения?
(ответы детей)
Воспитатель: Сегодня вы узнали много нового и интересного, постарайтесь это запомнить, а услышанные правила выполнять. Этой информацией вы можете поделиться со своими друзьями и родителями. А теперь я прошу вас помыть ручки и садиться к столу попить полезного ромашкового чая с угощением от лесных друзей!
(дети садятся за стол и пьют чай)