Приложение МААМ

Конспект НОД «Мир лекарственных растений» для детей подготовительной к школе группы

Юлия Райская
Конспект НОД «Мир лекарственных растений» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы

«Мир лекарственных растений»

Цели:

Организовать познавательную деятельность воспитанников по освоению ими знаний о лекарственных растениях, о простейших способах использования некоторых лекарственных растений и о правилах их сбора.

Публикация «Конспект НОД „Мир лекарственных растений“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах

Создать условия для формирования у детей бережного отношения к природе, чувства ответственности, понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.

Способствовать развитию опыта выполнения детьми операций анализа, сравнения, обобщения, классификации лекарственных растений.

Задачи:

Образовательные: Расширение представлений детей о лекарственных растениях и развитие умения их различать. Активизировать и пополнить словарь детей.

Развивающие: Развивать логическое мышление, память, диалогическую речь. Развивать познавательные способности, творческие способности, фантазию и творческое воображение.

Воспитательные: Воспитать эстетическое отношение к природе, навыки взаимопонимания, сотрудничества, самостоятельность.

Оборудование и материалы: плакат «Лекарственные растения, картинки и фотографии растений, книга «Лекарственные растения», высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами заварочный чайник, баночка с травами, картина «Лес», мягкие игрушки, бинт.

Предварительная работа: Изучение дома с родителями брошюры «Растения лечат», просмотр видеопрезентации «Зеленые друзья», чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о цветах.

Тематический словарь: лечить, настой, отвар, сбор, листья, корень, цветки, корневище, польза, аптека, «Травник».

Ход занятия:

Звучит музыка. Входят дети с воспитателем, здороваются с гостями. Звучит короткая волшебная мелодия и появляется большой цветок.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром в группе я нашла этот чудесный цветок! Он не простой, а с секретом, а чтобы узнать его секрет, нужно прочесть о нем красивое стихотворение! (ребенок читает стихотворение) Посмотрите, лепестки раскрылись, а внутри письмо! Давайте прочтем его. Пишет нам лесная фея. «Здравствуйте ребята! Я обращаюсь к вам за помощью. В мой лес пришла неизведанная беда. Все наши друзья- животные заболели. Что делать, я не знаю. Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: Ребята, поможем лесной фее вылечит зверюшек? Для этого мы должны отправиться в лес. А приведет нас в лес волшебная дорожка.

Упражнение «Волшебная дорожка»

Дружно за руки возьмемся, по дорожке мы пройдемся. Идут змейкой

Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка. Тянут носочек

По дорожке мы пойдем и притопывать начнем. Маршируют

Ровно держим спинку, прямо как тростинку!

А сейчас мы поспешим, на носочках побежим. Легкий бег на носочках

А теперь легко, как мячик, мы поскоками поскачем Выполняют поскоки

А теперь дружно стой, мы уже пришли с тобой! дети останавливаются около стульчиков, садятся.

Перед детьми картина «Лес» на мольберте и игрушки лесные животные.

Воспитатель: Ребята, вот мы и оказались с вами на лесной полянке. Посмотрите, здесь нас ждут лесные жители и они заболели, как вы видите. (забинтованные лапки, горло, градусник) Как же мы поможем нашим друзьям, чем их лечить будем?

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сегодня мы постараемся помочь нашим друзьям с помощью лекарственных растений.

А вот и первый пациент! (Дети по очереди выходят и читают стихи.)

Медведь: (забинтованное горло)

Это что за ерунда -

Из носу течет вода.

Горло красное, болит…

Где же доктор Айболит?

Воспитатель: А что бы помочь Топтыгину, вы должны отгадать загадку.

Семена, как коготки,

Желто-красные цветки.

От боли в горле помогают,

Кто же их не знает (календула)

Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази. Она прекрасно помогает от боли в горле.

Возьми, Топтыгин, календулу, выздоравливай. (берет картинку с изображением цветка или и уходит)

Белка:

Вот уже четыре дня

Жар и кашель у меня.

Мне, ребятки, помогите!

Меня от кашля излечите!

Воспитатель: Слушем следующую загадку:

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми.

(Мать-и-мачеха)

Это полезное растение называется Мать –и –мачеха. Правда необычное название? Я уверена, что многие видели ранней весной маленькие желтые цветочки мать –и –мачехи. Отвар этого растения используют для лечения кашля. Бери, Белочка, на здоровье!

Волк: (забинтованная лапка)

Я долго по кустам,

Поранил лапы тут и там.

И мне ребята помогите!

Больные лапы полечите!

Воспитатель: Поможем, Волку! К кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки

На конце его – сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги (подорожник)

Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).

Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Вот и вылечили мы твои лапы, Волк!

Лиса: (с градусником)

Градусник который день

Ставим - тридцать семь и семь.

Слабость, головная боль…

Я не знаю что со мной.

Воспитатель: Наверно ты простудилась, Лисичка. Какое же растение поможет ей?

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай (душица)

В загадке ребята, говорится об очень ароматной травке! Не зря ее назвали душицей! Чай из нее придает сил и помогает при простуде. Теперь ты быстро поправишься, Лисонька!

Заяц:

Аппетита нет совсем

Ничего почти не ем…

Да к тому ж живот болит,

Грустный и усталый вид…

Воспитатель: Нужно зайчику помочь! А вылечит его растение, которое вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

Белые реснички (ромашка)

Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, cвежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику.

- А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное (одуванчик)

Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита, из него даже варят варенье и делают салат! Кушай, Зайчик, на здоровье и животик болеть не будет!

Воспитатель: Вот какие вы молодцы, помогли всем лесным зверятам! Фея будет нам благодарна! А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру, которая называется «Найди себе пару»(на столе лежат картинки цветы)

Подвижная игра «Найди себе пару»

Материал. Цветы – одуванчики, колокольчики, ромашки, гвоздики, георгины.

Правила:

1. После слов воспитателя: «Ручки протяните – цветочки покажите», протянуть руки и хорошо рассмотреть цветочки.

2. На слова: «Ищи себе пару!» найти ребенка, у которого такой же цветок.

Ход игры. Каждый ребенок получает цветок и прячет его за спину. Когда цветы будут у всех детей, воспитатель просит их стать в кружок, потом говорит: «Ручки протяните – цветочки покажите». Дети протягивают руки и рассматривают цветы. На слова воспитателя: «Ищи себе пару!» дети с одинаковыми цветами становятся в пары.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора отправляться обратно в детский садик. Давайте попросим фею перенести нас в нашу группу! Закрываем глазки и говорим волшебные слова: «Раз, два, три, фея нас в садик верни!» Открываем глаза и мы уже в нашей группе! Приглашаю вас присесть за стол и я расскажу вам еще кое -что интересное. (садятся полукругом за стол, где расставлены коробочки с сухими травами, чайник, книги о лекарственных растениях)

Воспитатель: Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Для лечения подходят не все части растения. У одних растений лечебными свойствами обладают корневища (одуванчик, у других листья (подорожник) или цветы. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. Вы догадались? (ответы детей). За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать. Чтобы собирать лекарственные растения нужно знать правила сбора.

Правила сбора лекарственных растений.

• Заготавливайте только те травы, которые вы хорошо знаете и которые вам действительно необходимы.

• Нельзя собирать растения, которые произрастают возле свалок, промышленных предприятий, вдоль автомобильных дорог, потому, что растения накапливают в себе ядовитые вещества, имеющиеся в почве, атмосфере, воде.

• Когда собираете растения, делайте это с чувством благодарности Природе. Собранные таким образом растения будут иметь ещё большую целебную силу.

• Мы должны заботиться о Природе, потому, что она уже заботится о нас.

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые.

Сейчас я покажу вам, как приготовить полезный настой из ромашки (заваривается в чайнике). А пока наш чай заваривается, расскажите:

Что нового для себя вы сегодня узнали?

Кого из вас лечили с помощью трав?

От каких болезней?

Какими травами?

Где можно купить лекарственные растения?

Как правильно собирать лекарственные растения?

(ответы детей)

Воспитатель: Сегодня вы узнали много нового и интересного, постарайтесь это запомнить, а услышанные правила выполнять. Этой информацией вы можете поделиться со своими друзьями и родителями. А теперь я прошу вас помыть ручки и садиться к столу попить полезного ромашкового чая с угощением от лесных друзей!

(дети садятся за стол и пьют чай)

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Аптека» Дидактическая игра «Аптека». Цели: - закреплять знания о лекарственных растениях; - развивать познавательную деятельность в процессе формирования.

Дидактическая игра «Фитодоктор»Дидактическая игра «Фитодоктор» Цель: - Дать понятие о пользе лекарственных растений; - Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Мир лекарственных растений» для детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 29 марта 2015 в 15:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Мир лекарственных растений» для детей подготовительной к школе группы» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Райская (УИ 330996) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД