Наталья Ткаченко
Конспект занятия по теме Путешествие в мир лекарственных растений Белгородской области.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.
Задачи: закреплять умение узнавать и правильно называть лекарственные травы (5 – 6 видов). Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав.
Публикация «Конспект занятия по теме Путешествие в мир лекарственных растений Белгородской области,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Предварительная работа: экскурсия по территории детского сада, в парк. Сбор лекарственных растений, подготовка их к употреблению. Беседа о лекарственных травах. Разучивание стихов и загадок.
Развивающая среда: засушенные пучки лекарственных растений, пакеты с травами, брикеты, настойки.
Ход занятия
Дети на коврике в игровой зоне, сидят произвольно. Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску с картинками лекарственных растений. Раздаётся стук в дверь входит Красная Шапочка (девочка в костюме Красной Шапочки).
Красная Шапочка. Здравствуйте ребята! Я шла - шла по полям, по лугам, дорогам. Собрала, для бабушки, много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне.
Воспитатель. Давайте, поможем Красной Шапочке и назовём растения, которые она собрала.
Воспитатель берёт из корзинки Красной Шапочки растения, показывает их детям, дети называют: ромашка, тысячелистник, мать-и-мачеха, душица, крапива.
Педагог предлагает детям прочитать Красной Шапочке стихотворение, которое дети выучили заранее. Дети рассказывают стихотворение.
Что растёт?
На лугу растут ромашка,
Лютик едкий, клевер, кашка.
Что ещё?
Гвоздика, смолка, колокольчик,
Хвощ – как ёлка.
А ещё?
Подорожник, васильки,
Граммофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок
У тропинок у канавок.
И красивых, и пушистых!
Разноцветных и душистых!
Воспитатель. Кто же знает, как хранятся травы? ( ответы детей: в брикетах, пакетах и коробочках в сухом виде.) Что можно приготовить из сухих растений? (Настойки и отвары.) верно, засушенные растения упаковывают в пакеты, коробочки или прессуют в брикеты. Потом их помещают на склады, в аптеки, где они хранятся в хорошо проветриваемом помещении. Дома их нужно хранить в сухом, тёмном месте. Настало время поиграть! Игра называется «Назови и расскажи». Внимательно послушайте её правила. Перед вами лежат лекарственные растения (сухие и нарисованные на картинках). Я покажу вам какое- либо растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место произрастания (на обочинах дорог и тропинок, в полях, лугах, лесу, оврагах, у водоёмов); время сбора для заготовки и употребления в медицинских целях, например, ромашку двудольную (цветы) собирают летом, подорожник (только листики без ножек) - весной и в начале лета, одуванчики (все части растения) – когда они цветут, крапиву – весной, когда она только вырастает, лопух (корни) на протяжении всего лета, душицу и тысячелистник (верх стебля с цветами) – тоже в течении лета. Можно рассказать при каких заболеваниях используется то или иное растение и в каком виде, например, отваром ромашки или календулы полощут горло при ангине; листья подорожника прикладывают к ране; из душицы и мяты заваривают успокоительный чай; для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника; весной, когда организму не хватает витаминов, рекомендуется пить отвар шиповника.
Воспитатель выслушивает два – три рассказа детей.
Воспитатель проводит физкультминутку. Давайте поиграем в «одуванчики». Повторяйте за мной движения.
Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на полянке растут (дети присели, становятся всё выше (дети тихонечко встают.) вдруг налетел ветер, стал дуть на одуванчики (дети раскачивают поднятыми руками вправо, влево). Ветер подул ещё сильнее (дети разбегаются на носочках в разные стороны). Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики (дети приседают). Там, где упали семена, снова будут расти одуванчики (дети встают).
Воспитатель. Кто помнить стихотворение об одуванчике? (ответы детей)
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Вырастет, нарядится
В беленькое платьице,
Белое, воздушное, ветерку послушное.
А теперь послушайте загадку и отгадайте: «рос шар белый, дунул ветер – шар улетел» (одуванчик).
Ребята, вспомним правила поведения при сборе лекарственных трав.
Дети. Нельзя рвать много растений. Нельзя пробовать на вкус плоды и корневища. После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.
Викторина «узнай по описанию». Воспитатель описывает лекарственное растение, а дети угадывают и показывают.
Листья тонкие, узорные, головка белая – серединка жёлтая. Используется в виде отвара, когда болит горло (ромашка).
Растёт у дороги, семена идут в стрелки. Применяют для остановки кровотечения из небольших ран (подорожник).
Растет на клумбах. Цветочки оранжевые или жёлтые. Применяют при ангине и для промывания ран (календула).
Назовите Красной Шапочке еще раз растения, которые она собрала. Расскажите, почему они называются лекарственными (употребляются для лечения различных болезней).
Воспитатель угощает детей напитком «Здоровье» и предлагает определить, какие травы использовались при приготовлении напитка. Если дети не угадали, воспитатель называет эти травы.