Папки-передвижки

Занятие — путешествие в гости к тетушке Виряве

Галина Милаева
Занятие — путешествие в гости к тетушке Виряве
▼ Скачать +Заказ

Цель: Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней. Привлечь внимание детей к спасению и сохранению многообразия первоцветов.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить представления детей о родном крае, его богатстве-лесе и его многообразии, его роли в жизни животного мира и человека;

- познакомить с покровительницей леса Вирявой

- закрепить знания о растениях и животных леса

-уточнить и закрепить правила поведения в лесу

Развивающие:

- развивать память, внимание, желание узнавать что – то новое;

Публикация «Занятие — путешествие в гости к тетушке Виряве» размещена в разделах

- способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира;

- развивать разговорную речь, память, мышление.

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства к Родине, любовь и бережное отношение к природе родного края;

- учить детей видеть красоту природы

1. Организационный момент. Сл. 1

- Шумбратадо, эйкакшт!

- Шумбратадо, паро ломанть!

-Здравствуйте ребята и гости! При встрече люди обычно говорят это доброе,

волшебное слово, желая друг другу здоровья.

Давайте улыбнемся друг другу, гостям. Назовем одновременно каждый свое имя. (называют) И скажем громко и уверенно: «Мы самые лучшие дети на свете!».

С таким приподнятым настроением мы начнем занятие.

2. Ход занятия (присаживаются на стульчики)

Воспитатель:- Что это? (глобус)

- А что такое глобус? (маленькая модель земного шара)

Какими цветами окрашен глобус?

- Дети, а какой цвет что означает? (голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни). На глобусе мы можем увидеть все страны. Их мы можем увидеть и на карте мира. Сл. 2

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

(Показ карты России)

Воспитатель: - Ребята, а как называется наша страна? (Россия). Сл. 3

По- другому Россию можно назвать Родиной, потому что Родина – это страна, в которой мы родились, сделали первые шаги, произнесли первое слово и живём.

- Какая она, наша Россия? (Огромная, большая, богатая, сильная, красивая).

- Чем богата наша Россия?

В ней много … (рек, озёр, животных, птиц, лесов, городов, сел, поселков)

Воспитатель: Ребята, назовите наш родной край. (Мордовия). Сл. 4

Необычайна и разнообразна, богата и удивительна природа нашего края. Каждый из нас может найти уголок в природе по душе. И мы сегодня в это с вами убедимся.

А что такое природа? (леса, поля, горы, реки и все, кто в них живет) Это все, что окружает человека, но не создано им. Сл. 5

Воспитатель: Сл. 6 (голос в записи) «Дорогие ребята, приглашаю вас в лесное царство. Там вас ждет много интересного и увлекательного. Жду с нетерпением. Вирява».

- А кто такая Вирява? (предположения детей)

- Вирява – хозяйка мордовских лесов. Издавна, мордовский народ верил, что в лесу живет хозяйка. Богиню леса называют Вирявой. По эрзянски «вирь» - лес, «ава» - женщина. По преданию, Вирява сторожит лес от разных бед: пожаров, вырубки деревьев, охотников. По нраву своему суровая, но справедливая. Если добрый человек заблудится в лесу, она помогает ему найти дорогу домой, а если потеряется злой охотник или злой человек, Вирява может усыпить путника. Так она охраняет свои владения, следит за порядком, лечит зверей и птиц. Но больше всего она любит слушать голоса леса.

Воспитатель: А вы были когда – нибудь в лесу? Что вы там видели? Какие деревья? Может кого из зверей?

Да, ребята, лес это место, где растёт много растений, деревьев, кустарников, цветов. Лес - это дом для многих животных и птиц.

Игра с мячом «Какой лес?»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как нужно себя вести в лесу.

1. Нельзя ломать ветки деревьев.

2. Нельзя топтать цветы, траву.

3. Нельзя кричать и включать громко музыку.

4. Нельзя разорять птичьи гнёзда.

5. Нельзя разрушать грибницы.

6. Нельзя разжигать костры.

7. Нельзя разорять муравейники. Сл. 7

Воспитатель: Вы не забыли о приглашении? Тогда отправляемся в весенний лес.

А почему в весенний? (потому что весна)

Тогда, присаживайтесь «на дорожку» на пенечки, закрывайте глазки, представьте, что мы попали в весенний лес (звучит спокойная, релаксирующая музыка) какое голубое небо над нами, как весело поют птички, как ярко светит солнышко, какая красота кругом. Раз, два, три – открывайте глазки. Пойдемте за мной. (подходят к деревьям)

И что мы видим?

Весенние деревья без листьев. Что весной происходит с деревьями? (на них появляются листочки) Так давайте скорее поможем им одеть зеленый наряд.

Игра «К какому дереву относится лист». (прикрепляют листочки)

Вирява рада, что в ее лесу деревья покрылись листочками.

Ребята, а деревья только в лесу растут? (возле дома, в посадках)

(фонограмма вой волка)

Воспитатель: Ой, кто это? Волк. Какой он? (добрый, злой)

А еще кто нас встречает? (лиса, медведь, волк, белка, ёж, лось.) С наступлением весны все звери вылезли из своих жилищ. У многих появляются детеныши.

Множество животных летает, ползает, прыгает по нашей мордовской земле, в ее лесах, равнинах. Все они интересны – от маленьких мышей до огромных лосей. Многих животных человек встречает очень редко, т. к. они живут в малодоступных местах.

- Ребята, а как вы думаете, надо ли охранять животных в Мордовии, но и на всей планете? Ведь их так много. (ответы детей)

Загрязняя окружающую природу люди вредят всему живому на земле. Многим животным угрожает опасность. Они исчезают, становятся редкими, некоторых можно уже сейчас увидеть только на картинках. Тех животных, которых становится все меньше, охраняет государство. Их разводят в заповедниках и заказниках. У нас в крае есть государственные заповедники, которые охраняют животных от браконьеров. Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.

В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Сл. 8

Еще названия редких, исчезающих видов растений и животных занесены в Красную книгу. Красный цвет – это предупреждение об опасности, цвет, привлекающий внимание.

(фонограмма -пение птиц)

Воспитатель: В нашем весеннем лесу запели птицы. Есть такая пословица: «Нет такого дерева, на котором бы птица не сидела».

Птицы – наши друзья. Они уничтожают огромное количество гусениц, червяков, радуют нас своим пением. Ребята, я вам загадаю загадки, а отгадки на деревьях сидят.

Загадки.

На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его… (скворец)

Он долго дерево долбил и всех букашек истребил, зря времени не тратил – конечно, это (дятел)

Каждый дом в пушистой шапке. Злой мороз все злей и злей. Мерзнут крылья, мерзнут лапки – все же весел (воробей)

Окраска – сероватая, повадкой – вороватая, крикунья, известная персона. Кто она?. (ворона)

Болтлива птичка - спору нет, Расскажет новость и секрет! Красива с виду, белобока Кто? –(сорока)

Эта птица — символ мира, Чердаки её квартира, Там, где площади, фонтаны, Ищет крошки постоянно! (Голубь)

Молодцы. Спасибо. Вирява любуется нами. какие воспитанные и любознательные гости в ее лесу.

Воспитатель: Обратите внимание, во владениях Вирявы растут не только деревья, но и цветы. Что это за цветок? Где он растет? (в снегу)

Едва сбежит звенящими ручейками с пригорков растаявший снег, появятся черные и коричневые проталинки и сразу появляются первоцветы. Первоцветы – это удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик едва доходит до самой земли. Первоцветы — украшение весны. Если приглядеться к этим смелым цветам, не боящимся холодной погоды, то можно заметить, какие они нежные и трогательные. Разбредутся по полянке – красота! И ничего не боятся. Знают, что солнышко – на их стороне. А это что-нибудь да значит!

Воспитатель: Вот, например подснежник (галантус) появляется прямо из-под снега, поэтому ему дали такое название. Подснежник начинает свое цветение при теплой зиме и ранней весне уже в феврале. Распускается подснежник только на день, а когда солнце заходит и становится прохладно, цветок опускается ближе к снегу. Утром опять цветок подснежника заново открывается и ощущается великолепный аромат. Он занесен в Красную книгу.

Воспитатель: Что это за цветок? (мать-и мачеха)

Ребята, а почему цветок так называется? Кто знает.

Верхняя сторона листа гладкая и прохладная («мачеха»). Нижняя, белесая от многочисленных волосков, мягкая и теплая – соответственно, «мать». Является лекарственным растением.

В пасмурную, дождливую погоду цветы мать-и-мачехи закрываются. Закрываются они и к ночи. Утром же, в солнечную пору корзинки мать-и-мачехи открываются вновь. Растет на обочинах дорог и в лесу.

Физминутка «Наши алые цветки»

Наши алые цветки

Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (Качание руками влево-вправо.)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.)

Головой качают, (Движения головой влево-вправо.)

Тихо засыпают.

Воспитатель: (присаживаются на стульчики) Ребята, давайте посмотрим на слайдах, какие еще первоцветы есть.

Сл. 9. Еще один из первых весенних цветков называется крокусом. Крокусы начинают цвести уже ранней весной. Яркие невысокие цветки крокуса появляются вместе с первым весенним теплом. Цветут крокусы недолго, всего 5-7 дней.

Сл. 10. Медуница – лесной цветок. Растёт медуница в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Цветёт в середине весны в апреле. Называют его так, потому что в нем много нектара, которым питаются пчелы и другие насекомые. Цветки мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синие. Медуница – это лекарственное растение.

Сл. 11. Этот цветок – примула. Примулу в народе называют "баранчиками" - молодые листочки, волнистые, похожи на спинки ягнят; а ещё "ключиками" - цветки собраны в соцветие, напоминающие связку ключей. Растет примула в лесах, на сухих опушках. Растение лекарственное.

Сл. 12. Сон трава, или прострел, — невысокий на вид цветок на толстой ножке. Колокольчиком цветок выглядит до распускания. Распустившись, растение похоже на звезду. Цветет долго. Цветки также снаружи покрыты пушком. В народе сон трава приобрела несколько прозвищ: дрем-трава, сончик, самсончик. Используется в медицине.

Сл. 13. Зацветёт ветреница, и покажется, что вернулась зима и украсила всё вокруг большими белыми снежинками. Но вот нахмурится небо, соберётся дождь, и цветы-снежинки тут же закроются, будто растают. А выглянет солнце, они снова оживут, раскроются и примутся кивать головками весеннему ветерку.

Вот и зовут ее ветреницей за то, что её цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от очень слабого ветра. Ветреницы ядовиты.

Воспитатеь: (подходят к закрытому цветку) Послушайте загадку. Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко: путь – дорожку до зари освещают фонари. На больших столбах подряд лампы белые висят (ландыш).

Ландыш занесен в Красную книгу Мордовии как исчезающее, редкое растение, которое уже не так часто встретишь на лесных опушках. Почему? (люди рвут охапками, а это растение не для букета). Цветы ландыша используют для изготовления сердечных капель, и даже духов и мыла.

Ну что ж, ребята, на все обратили внимание, ко всему прикоснулись в нашем весеннем лесу. Вот и закончилось наше путешествие по весеннему лесу. Мне очень понравилось, как вы внимательно слушали, играли, отгадывали загадки, отвечали на вопросы, выполняли задания. Спасибо!

А теперь давайте оформим плакат, который будет напоминать нам и нашим гостям, что нужно беречь первоцветы и природу в целом.

-(показываю основу плаката) Что это? (планета Земля)

- Украсим нашу планету первоцветами?

- Ты какой цветок прикрепил? А ты?

- Над нашей планетой соберем знак «Не рви первоцветы»

- Какой цветок? (ландыш) Что тянется к цветку?

- Что означает красный цвет круга и полоски?

- Полюбуйтесь, как красива наша планета.

- Давайте вместе прочитаем, что написано на плакате:

«Берегите первоцветы – украшение планеты!»

Вирява : Сл. 14 (голос в записи) «Ребята, я тоже довольна вами. Вы много говорили о защите природы. Первоцветы – это значимая ее часть, их осталось очень мало. Они занесены в Красную книгу. Как бы я не старалась, мне трудно справиться одной с теми, кто рвет цветы, губит природу. Но вместе, мы можем помочь нашей планете».

Итог занятия :

- Вам понравилось занятие?

- Что понравилось больше всего?

- Что нового вы узнали?

- Что было трудным?

- Спасибо, ребята, вы мне тоже понравились. Скажем Виряве спасибо за гостеприимство. Я думаю, она еще не раз пригласит вас к себе. А чтобы, вы не забыли о нашем путешествии, Вирява прислала вам подарки. Только обещайте выполнять правила. Сл. 15. Игра «Если я приду в лесок».

Спасибо, уважаемые гости за внимание. До свидания.

- Сюкпря тенк! Вастомазонок!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Гости из Кукляндии». Итоговое занятие проекта «Кукла» Видео«Гости из Кукляндии». Итоговое занятие проекта «Кукла» Видео Не так давно у нас в саду завершился проект "Кукла", начало которого было ознаменовано изготовлением кукол-кувадок и участием в миротворческой.

Тематическое занятие «В гости к народам Урала»Тематическое занятие «В гости к народам Урала» Тематическое занятие на тему: "В гости к народам Урала" прошло очень хорошо! К первым, к кому мы с ребятами отправились в гости, были.

Путешествие по экологической тропе «В гости к Лесовичку»Путешествие по экологической тропе «В гости к Лесовичку» Конспект организованной образовательной деятельности /ООД / по познавательному развитию детей в средней группеУвлекательное путешествие.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «В гости к Лесовичку»Интегрированное занятие в подготовительной группе «В гости к Лесовичку» Ход занятия: Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым! Пусть доброе утро.

Итоговое занятие по развитию речи для детей 3–4 лет «В гости к курочке»Итоговое занятие по развитию речи для детей 3–4 лет «В гости к курочке» Доминирующая образовательная область Речевое развитие Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, речевая, познавательная, продуктивная.

Конспект беседы по формированию КГН «Расскажем тетушке Улитке, как нужно вести себя за столом» КГН. Конспект беседы на тему «Расскажем тетушке Улитке, как нужно вести себя за столом» Цель: закреплять знания детей о правилах и нормах.

Открытое интегрированное занятие в младшей группе «К Мишутке в гости»Открытое интегрированное занятие в младшей группе «К Мишутке в гости» Открытое интегрированное занятие в младшей группе «К Мишутке в гости" Разработала: Колесникова Е. В. Цель: реализация новых форм взаимодействия.

Театрализованное занятие по экологической тропинке: «В гости к берёзке»Театрализованное занятие по экологической тропинке: «В гости к берёзке» Тема : " Праздник дерева " Задачи: - познакомить детей с особенностями русской красавицы ; - формировать представления о взаимосвязи растений.

Занятие педагога-психолога посвященное 90-летию Янао «Путешествие в гости к Эдейко»Занятие педагога-психолога посвященное 90-летию Янао «Путешествие в гости к Эдейко» Категория детей: дети с ОВЗ Возраст: старший дошкольный Цель: познакомить детей с бытом и культурой северного народа, а так же с природой.

Занятие «В гости к Айболиту» Цель: закрепить и обобщить знания детей о профилактике и способах лечения простуды, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья.

Автор публикации:
Занятие — путешествие в гости к тетушке Виряве
Опубликовано: 7 мая 2023 в 19:49
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие — путешествие в гости к тетушке Виряве» (включая файлы) размещена пользователем Галина Милаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД