Евгения Губина
«Путешествие в город Лондон». Логопедическое занятия с детьми старшего дошкольного возраста по автоматизации звука [л]
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Автоматизация звука «Л».
Задачи:
Коррекционная:
Автоматизировать звук «Л» в слогах, в словах, во фразе.
Развивающая:
Развивать фонематический слух детей, совершенствовать навыки слогового анализа слов. Закреплять умение конструировать предложения, совершенствование синтаксической стороны речи (сложные предложения). Упражнять в образовании форм творительного падежа, согласовывать числительные с существительными. Совершенствование грамматического строя речи (образование приставочных глаголов). Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, развитие графических умений и навыков, общую моторику, координацию речи с движением, развитие зрительного внимания, восприятия, речевое дыхание, мимическую мускулатуру. Закреплять и обобщать знания о разных видах транспорта, их особенностях; уточнить названия деталей транспорта.
Публикация «„Путешествие в город Лондон“, Логопедическое занятия с детьми старшего дошкольного возраста по автоматизации звука [л]» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Развивать интерес к окружающему миру. Формировать желание участвовать в путешествиях.
Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей слова: воздушный лайнер, посылка.
Пособия: карта путешествия; макет улицы; демонстрационные картинки; таблицы; карточки.
Предварительная работа: беседы о транспорте, рассматривание картинок, отгадывание загадок, чтение стихов, игра «Лото».
Методы и приё мы:
1. Словесный: беседа, ответы детей, дидактические упражнения.
2. Наглядный: рассматривание карты, макета, демонстрационных картинок, таблиц.
3. Практически-игровой: сюрпризный момент, игровые упражнения: слоговой анализ слов, упражнения на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
Логопед.
- Здравствуйте дети! Я рада встречи с вами!
_ Сегодня в детский сад пришло письмо, в нём написано, что нам нужно получить посылку в далёком городе Лондон. Мы вместе отправимся в путешествие. Руководителем путешествия буду я. А вы будете путешественниками. На планете Земля много стран и городов. Они находятся далеко друг от друга.
- Как вы думаете, на чём люди добираются в разные города мира? (ответы детей).
Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый «транспорт»)
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай (смена руки).
В морях – корабли, ледоколы, суда.
Они очень редко заходят сюда.
Дети садятся на стульчики.
Логопед.
- А путешествовать мы будем по этой карте.
- Я буду называть разные виды транспорта, а вы скажите, какой один и тот же звук встречается в этих словах: велосипед, самосвал, мотоцикл, воздушный лайнер?
Дети.
- Звук «Л».
Характеристика звука «Л».
Дидактическая игра «Назови правильно» (позиция звука в слове). Дети работают с карточками-схемами.
Логопед.
- Отгадайте загадку и узнаете на каком транспорте мы начнём наше путешествие.
«Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом – и мчись на нём,
Только лучше правь рулём.» (Велосипед)
Логопед.
- Нужно закончить предложение.
Дидактическая игра «Из чего – какой?»
- Колесо из резины – (какое) – резиновое.
- Сиденье обшитое кожей (какое) – кожаное.
- Руль из металла (какой) – металлический.
- Рама из железа (какая) – железная.
Логопед.
- Ехали мы ехали, до шоссе доехали.
Обращает внимание детей на карту (самосвал).
Дидактическая игра «Из чего состоит?» (части, целое).
Ответы детей: стекло, зеркало, фара, шина, кабина, двигатель, кузов, двери, руль, колесо.
Дети выполняют штриховку «самосвала».
Логопед.
- Для этого занятия используйте простой карандаш.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
Подвижная игра «Машины».
(Стоят в кругу «рулят»)
На улице нашей
Машины, машины.
(Показывают)
Машины – малютки,
Машины – большие.
(Лёгкий бег по кругу в правую сторону)
Эй, машины
Полный ход.
(Останавливаются, шагают на месте)
Я примерный пешеход, торопиться не люблю,
Всем дорогу уступлю!
(лёгкий бег по кругу в левую сторону + «руль»)
Спешат легковые,
Фурчат грузовые,
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
(Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, говорят текст)
У каждой машины
Дела и заботы.
Машины выходят
С утра на работу.
Логопед.
- Наше путешествие продолжается. Мы подъехали к городу. (Дети подходят к столу с макетом города и улицы.
- Отгадайте загадку:
«Несётся и стреляет,
Ворчит скороговоркой,
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой». (Мотоцикл)
Логопед демонстрирует ряд действий с игрушечным мотоциклом.
Дидактическая игра «Мы едем».
- Мотоцикл из гаража – выехал.
- На гору – въехал.
- С горы – съехал.
- Дом кругом – объехал.
- По улице – поехал.
- К мосту – подъехал.
- Через мост – переехал.
- В гараж – заехал.
Логопед.
- У нас на пути автозаправочная станция. Давайте поможем машинам заправиться бензином.
Дидактическая игра «На заправочной станции».
На доске закреплены три плоскостные автозаправочные станции. На столе картинки транспорта: кран, такси, автобус, самосвал, мотоцикл.
Логопед.
- Вы видите, что заправочных станций – три. На каждой написана цифра, которая обозначает количество слогов в названии транспорта, который приехал заправляться бензином.
- Расставляйте машины около станции и рассказывайте, что вы видите.
1-й ребёнок. На первую заправочную станцию приехал подъёмный кран, потому что в слове кран один слог.
2-й ребёнок. На вторую заправочную станцию приехал фургон, потому что в слове фургон два слога.
3-й ребёнок. Ещё на вторую АЗС приехало такси, потому что в слове два слога.
4-й ребёнок. На третью АЗС приехал автобус, потому что в слове три слога.
1-й ребёнок. Ещё на третью АЗС приехал грузовик, потому что в слове три слога.
2-й ребёнок. И самосвал тоже подъехал к третьей станции, потому что в слове три слога.
3-й ребёнок. Мотоцикл тоже заправляется на третьей станции, так как в этом слове три слога.
4-й ребёнок. В очереди к третьему АЗС стоит цистерна, потому что в этом слове три слога.
Логопед.
- Замечательно! Вы великолепно выполнили это задание.
Логопед.
- Впереди аэропорт. На лётном поле стоит транспорт. Назовите одним словом, как он называется? Давайте сосчитаем, сколько пассажирских лайнеров стоит на лётных полосах. Впереди горы. А полетим мы с вами на воздушном лайнере.
- Ну вот мы я вами и прилетели в город Лондон. Пока я буду получать посылку, вы разложите карточки в зависимости от того, где этот транспорт движется.
- Молодцы ребята справились с заданием. Вот ваша посылка – это игра «Лото», в которую вы будете играть и вспоминать наше путешествие.
- Возвращаемся в детский сад.
Итог занятия.
- В какой город мы сегодня путешествовали?
- На каком транспорте?
- Какое задание вам сегодня понравилось?
- Куда бы вы хотели отправиться в путешествие на следующем занятии?
Литература
1. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с4 -7 лет) Н. В. Нищева
2. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. Н. В. Нищева.
3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
4. Епифанова О. Организация логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях. «Дошкольное воспитание», 2003 г., №8, с. 65
5. Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4.
6. Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи среднего дошкольного возраста // Дефектология. – 2003.
7. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии», С-ПБ, Образование, 1994г.
8. Методическое пособие В. И. Селиверстовой «Речевые игры с детьми», М. : Владос, 1994
9. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной Москва «Просвещение» 2010.
10. Практическое пособие В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения». М. : 1998
11. Ткаченко Т. А. «Учим говорить правильно» Москва. «Издательство Гном и Д» 2001.