Динара Моллаева
Занятие по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад «Ромашка» с. Костек Хасавюртовский район
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе
«Путешествие в сказку».
Подготовил воспитатель Моллаева Д. А
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Публикация «Занятие по экспериментированию в старшей группе „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
Обучающие задачи:
- учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
- побуждать к познавательно-исследовательской деятельности, погружению в различные игровые ситуации;
- формировать умение сравнивать, логически мыслить, правильно формулировать выводы.
Развивающие задачи:
- развивать познавательно-исследовательский интерес, смекалку, умение
самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;
- развивать у детей умение ориентироваться на местности, определять направление маршрута.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Форма проведения: игра-путешествие.
Продолжительность: 20 минут
Количество учащихся:12 детей старшей группы
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие» Вызвать интерес к экспериментированию, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, упражнять в умении анализировать, делать выводы.
ОО «Социально — коммуникативное развитие» Развивать умение в ходе выполнения заданий слушать друг друга, не перебивая, сотрудничать друг с другом, воспитывать желание участвовать в совместной деятельности. Обеспечить безопасное проведение опытов для жизни и здоровья детей.
ОО «Речевое развитие» Дать детям возможность рассуждать и самостоятельно находить ответы на вопросы. Закрепить понятия: магнит, магнитная сила, примагнитить, фильтр, сито. Прививать интерес к народному творчеству, к сказкам.
Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук. Оборудование для опытно–экспериментальной деятельности : стаканы,, магнит, предметы из различных материалов, тарелки, пеня, удочки, камушки, ракушки, перышки, шприцы, сосуды с водой, подсолнечное масло, щипучая таблетка.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная).
Методы и приемы
Мотивационно-побудительный этап:
- игровая мотивация (проблемная ситуация)
Организационно-поисковый этап:
- познавательная и практическая мотивация;
- наглядный метод (показ образца, демонстрация);
- практический (решение заданий, работа с карточками, работа со схемой, игровые упражнения, тактильные ощущения, сравнение);
- словесный (напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы);
- ИКТ.
Рефлексивно-корригирующий этап:
- поощрение, анализ заданий, получение сюрприза.
Используемые технологии:
Технологии исследовательской деятельности : наблюдение, экспериментирование.
Здоровье-сберегающая технология: физ. минутка, использование работоспособности детей в разной пространственной среде (на ковре).
Игровая технология: игровой сюжет.
Инновационные технологии: карты фиксации результатов опытов.
Ход занятия:
Вводная часть.
1. Проблемная ситуация: (2 мин)
- Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
Воспитатель: Я хочу вас пригласить в необыкновенное путешествие,
а куда узнаете, отгадав загадку:
Там волшебство, там чудеса
Бывает Бабушка Яга
Избушка там, на курьих ножках
Герои действуют умно,
Добро там побеждает зло (сказка)
- Почему вы так решили?
- А, как мы можем попасть в сказку? (ответы детей)
- Какие волшебные предметы помогали найти правильный путь? (ответы детей)
Сюрпризный момент: (2 мин)
Появляется клубок с запиской: «Я помогу вам попасть в сказку следуйте за мной»
Основная часть: (14 мин)
Воспитатель: Ребята, куда нас привел клубок? (клубок привел к книги)
- Посмотрите на экран?
1 слайд (на экране появляется книга, которая рассказывает, что злая волшебница обидела ее сказочных героев. Ей и ее героям нужна наша помощь. Ребята вы нам поможете? (ответы детей)
Воспитатель: что случилось с книгой (ответы детей)
слайд (Буратино) – Ах, бедный я, несчастный Буратино! Сегодня утром, когда я проходил мимо озера, то злая ведьма выкинула в нее все мои монеты. И чтобы я мог вернуться вновь в книгу мне нужно их достать. А, как я не знаю? Ребята, может, вы мне поможете?
- Ну, что, ребята, поможем Буратино? (Да)
- Почему буратино сам не может спуститься в воду достать монеты? (ответы детей он деревянный)
- Как мы можем помочь ему? (ответы детей)
Воспитатель Ребята я предлагаю вам провести опыты в нашей лаборатории и помочь Буратино и другим сказочным героям
- А кто из вас знает,что такое лаборатория?
(ответы детей)
Воспитатель: Верно – это место где ученые проводят эксперименты, ставят опыты. В лаборатории очень стерильно значит чисто,поэтому нам необходимо надеть специальную одежду
Воспитатель; И самое главное надо запомнить правила поведения в лаборатории;
- нельзя шуметь, толкаться
- на столах ничего нельзя трогать без разрешения взрослого
-нельзя пробовать на вкус
Воспитатель: если все готовы,подойдите пожалуйста к первому столу.
Опыт 1 с магнитом
, Воспитатель : ребята,что находится перед вами? (озеро, магнит, и монеты, удочка).
- Как магнит поможет нашему герою?
- Что у вас получается?
Вывод: Магнит притягивает к себе железные предметы даже в воде.
.
Слайд – буратино в руках с монетами
Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием!
Воспитатель :Ребята посмотрите пожалуйста на экран
Слайд – Золушка рассказывает о том, как злая мачеха украла у них праздник! На балу должны были засверкать на небе салюты, но их кто то украл. Помогите мои друзья вернуть праздник?
Воспитатель: Как мы можем помочь Золушке?
Опыт 2 «Салют в стакане»
Воспитатель: Что находится перед вами? (масло подсолнечное, вода, красители, пищевая сода и щипучая таблетка)
Воспитатель: Как это нам может помочь? (ответы детей)
Беседа в ходе проведения опыта.
Какой вывод мы можем сделать: (краска начинает медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями образуя салют)
слайд – картинка салюта
Молодцы! Вы справились и с этим заданием
Воспитатель: Ребята вы немного поработали, а теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка «Очень дружно мы живем»
Очень дружно мы живем
Мы по улице идем
Если очень мы спешим
Вместе быстро побежим (бег на месте)
Мы оглянемся,посмотрим
Все ли рядышком бегут (повороты)
Если рядом нет кого то, мы поищем там и тут (наклоны)
Никого не потеряли все ребята на местах (вдох и выдох)
Значит можно продолжать эксперименты выполнять.
Воспитатель: посмотрите пожалуйста на экран
слайд – Появляется Пяточок он громко говорит «Кажется дождь собирается, кажется дождь собирается».
И просит помощь детей. Что его друг Винни пух попал в беду. И что бы ему помоЧь нужен дождь.
Опыт 3 «Дождик»
Для того, чтобы пошел дождь нужно, что? (ответы детей облако) Где же нам его взять?
- Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде (ответы детей).
- Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности.
Ребята, посмотрите, у нас теперь в банке тоже есть облака.
Воспитатель:- У нас есть облако, а где же дождь? ( ответы детей:
(в шприцы набрать окрашенную воду и капнуть в баночку с облаком (опыт сопровождается шумом дождя).
- Что происходит? (ответы детей).
Вывод: Капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь.
слайд – идет дождь
Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста,что бывает после дождя (ответы детей)
Воспитатель:Верно ребята – это радуга. Посмотрите на экран.
Слайд Радуга
Воспитатель: Хотите мы сделаем свою радугу?
Опыт 4 «Радуга на молоке»
Воспитатель : Проведем опыт. Нам понадобится (тарелка,молоко, шприцы с красками,шампунь ватные палочки)
Воспитатель :Молодцы ребята вы справились и с этим заданием.
Слайд- На экране появляется книга и благодарит детей за помощь. Прощается с ними. И дарит детям в подарок книгу.
Воспитатель: - Ребята, а нам пора возвращаться в садик! А как мы можем вернуться? (ответы детей)
- Правильно с помощью нашего клубка
Повторяем:
Ты катись, катись клубок
На зеленый на лужок
Помоги нам, подскажи,
Путь дорогу укажи (клубок вновь приводит к книги)
Заключительная часть (рефлексия)
-Каким сказочным героям мы сегодня помогли?
-Где мы побывали?
-Что мы делали в лаборатории?
Воспитатель: беседа о подарке который подари сказочные герои.
Воспитатель: Ребята спасибо вам большое за занятие.