Юлиана Былкова
Занятие по экспериментированию «Свет и тень»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Свет и тень
Задачи:
Познакомить детей со следующими свойствами света :
- свет не проникает сквозь непрозрачные предметы;
- за тени непрозрачным предметом образуется тень;
- размер и направление тени зависят от направления света, падающего на непрозрачный предмет;
- за прозрачными предметами при их освещении не возникает тени.
Опыт: Почему тени разной длины?
Вам понадобится:
- фонарик
- фигурка (дерево)
- линейка
- белая бумага
- карандаш
Публикация «Занятие по экспериментированию „Свет и тень“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Тень, игры и эксперименты со светом и тенью
- Темочки
Подготовка к эксперименту
- Приготовьте место и разложите необходимое для опыта оборудование.
- Положите на стол лист бумаги. Карандашом нарисуйте на листе крестик – это будет место для фигурки (дерева).
- Поставьте дерево на крестик.
Эксперимент
- Предложите одному ребенку посветить фонариком на дерево сверху с расстояния около 10 см, а другому – отметить длину тени линией на листе.
- Затем попросите опустить фонарик, чтобы он располагался ближе к листу, и отметить новую границу тени.
- На последнем этапе уберите дерево с листа и проведите линию от крестика к каждой отмеченной точке. Предложите детям сравнить две полученные линии и рассказать, что они заметили (линии оказались разной длины).
Что можно увидеть и узнать?
- Световые лучи распространяются прямолинейно. Если они попадают на непрозрачный предмет, то идти дальше они не могут. За предметом возникает тень.
- За стаканом, трубой и деревом возникает тень.
- Длина тени зависит от направления и угла распространения светового луча, падающего на дерево.
- Тень от одного и того же дерева может быть разной длины и падать в разные стороны в зависимости от положения солнца. В течение дня положение солнца. В полдень оно стоит высоко – и дерево отбрасывает короткую тень. Вечером, когда солнце опускается низко, тень от дерева становится длинной.
Какие вопросы можно обсудить с детьми?
- Откуда берутся тени?
Когда свет не может пройти сквозь предмет, пространство за предметом не освещается. Это и есть тень.
- Почему тени от тех же предметов то короче, то длиннее?
Когда световые лучи падают сверху, появляется короткая тень. Но если лучи освещают предмет сбоку, тень становится длинной.
- Почему тени от солнца в течение дня меняют свое положение, хотя сам предмет остается неподвижным?
Земля за день делает один оборот вокруг своей оси, поэтому солнечный свет в течение дня падает на все предметы с разных сторон.
Как эти знания применяют на практике?
В жаркий летний день можно спрятаться от яркого солнечного света в тени дерева или под навесом. А внутренние помещения защищают от солнечных лучей занавески и жалюзи на окнах. Тот факт, что положение тени изменяется в течение дня, делает возможным создание солнечных часов.
Так же можно продолжить тему. Тема может быть дополнена наблюдением за перемещением в течение тени дома, дерева и т. д. и изменением ее длины. Можно рассказать или почитать о солнечных часах и затем сделать их вместе с ребятами. В нашем детском саду на участке имеется метеостанция и есть солнечные часы, где мы с ребятами наблюдаем за тенью на циферблате.