Елена Сосновская
Занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Вулкан»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать интерес у детей к познавательно-исследовательской деятельности. Задачи:
1. Познакомить детей с природным явлением — вулканом, его извержением.
2. Формировать представление о типах вулканов, опасностях для окружающей среды.
3. Развивать самостоятельность, аккуратность. Учить работать по схемам.
Развитие словаря: вулкан, гора, кратер, лава, извержение.
Публикация «Занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе „Вулкан“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Демонстрационные материал: макет вулкана, карта России, иллюстрации вулканов различных видов.
Оборудование: смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, столовый уксус, емкости для смешивания, схемы.
Раздаточный материал: схемы, стаканчики с компонентами для извержения, емкости для смешивания, мерные ложки.
Предварительная работа: Чтение энциклопедии о вулканах; рассматривание иллюстраций с различными видами вулканов, просмотр короткометражного фильма «Вулканы и гейзеры». Изготовление макета вулкана.
К детям в гости приходит профессор Знайка.
Воспитатель: Знайка, сегодня дети хотят спросить у тебя, что такое вулкан.
Знайка:
-Да, конечно, я знаю что такое вулкан и даже могу научить вас несложному опыту с извержением вулкана, но сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане.
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.»
Воспитатель:
-Вот это да, профессор Знайка, какая интересная легенда. Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети:
- Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
Дети:
-На большую яму, воронку.
Воспитатель:
- Верно. Знайка, скажи, как называется эта часть вулкана?
Знайка:
- Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
Воспитатель:
-Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
Знайка, вот бы нам хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана…
Знайка:
- Хотите, я вас научу, как сделать вулкан из вашей замечательной горы? Я смотрю, у вас тут и кратер в ней имеется?
Воспитатель:
-Да конечно, Знайка.
Дети:
-Да, хотим.
Профессор ставит на стол подготовленный заранее с детьми вулкан.
(Схема прилагается)
Знайка:
- Ребята, а давайте попробуем «запустить» наш вулкан, а Знайка посмотрит, что у нас получится.
Воспитатель готовит раствор и заливает его в «жерло» вулкана. Наблюдаем «извержение «вулкана.
Воспитатель:
- Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно». У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.
Воспитатель:
Знайка, спасибо тебе за такой интересный рассказ и опыт.
Восп. : Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера очень ей нужен.
Если проход на поверхность ей дан,
Значит, проснулся грозный. (Вулкан)
***
Горный огненный фонтан
Называется. (Вулкан)
***
Вулканы начали "вулканить" - Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла И землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой Вулкан и пеплом и золой.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать - Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул И на десятки лет уснул.
ФИЗМИНУТКА
После того как дети справятся с заданием воспитатель подходит к каждой подгруппе и добавляет несколько капель столового уксуса в подготовленную детьми смесь.
---наблюдение---
Восп. : Ребята мы с вами сейчас провели опыт, который назвали «Извержение вулкана», как вы думаете похоже это на настоящее извержение.
Ответы детей…
Восп. : Ребята вы знаете что мы с вами живем на Урале? Это значит вблизи Уральских гор. А как вы думаете есть ли вулканы в нашем Уральском регионе.
Ответы детей.
Восп. : Вот это и будет вашим домашним заданием, попросите родителей помочь найти ответ на этот вопрос и рассказать вам.
На этом наше интересное и увлекательное занятие закончено, а вы можете нарисовать то, что вам больше всего понравилось и запомнилось.