Галина Доценко
Конспект занятия в старшей группе «Юные исследователи. Вулкан»
▼ Скачать + Заказать документы
Оу жмысыны йымдастыруды технологиялы картасы
Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе
Доценко Галина Николаевна Князева Наталья Ник
Білім беру саласы/ Образовательная область: Познание.
Таырыбы: Тема: «Вулкан»
Пн/ Предмет: Естествознание.
Матасы: Цель: 1. Трбиелі к- воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
2. Дамытушылы развивающая:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Юные исследователи, Вулкан“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивать мышление, логику, творчество ребенка. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.
3. Оыту- обучющая:
Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют.
Педагогикалы технологиялар /пед. технологии: здоровьесберегающая, личностно ориентированная, позитивно- эмоциональная, проблемно- поисковая.
Ресурстармен амтамасыз ету/ Ресурсное обеспечение: Макет вулкана, макеты вулкана на каждого ребенка, поддоны, ; сода, уксус; красная краска, моющая жидкость; лист бумаги (для фиксаций наблюдений, цветные карандаши; чайная ложка, пипетка, посылка, пемза, камешки и пемза на каждого ребенка, салфетки.
Билингвальды компонент
Билингвальный компонент: вулкан- жанартау, жасы – хорошо, жарайсыдар – молодцы.
йымдастырылан оу ызметіні барысы/ Ход организованной учебной деятельности:
1. йымдастырушылы кезеі/организационный момент
Побуждение ребёнка к процессу деятельности
Сегодня у нас очень интересное занятие.
Здесь собрались все, кого согревает своим теплом, не дающая покоя жажда поиска, жажда открытия, жажда исследований.
Ребята подтвердите.
Говорят хором:
Настал час больших секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Все готовимся к нему,
Отвечать на «почему?»
Все научные открытие делаются в лаборатории. Кто делает открытия, кто работает в лаборатории?
Осознание ребёнком проблемы, требующей разрешения.
Высказываются.
Отвечают на вопросы: ученые, профессора, открыватели, исследователи.
Сегодня наша группа – большая лаборатория. А мы будем маленькими исследователями.
Вы догадались, чем мы будем заниматься?
Высказывают свои предположения: делать опыт, эксперименты.
Создание проблемной ситуации
А что мы будем исследовать, лежит в этой посылке от Умной совы.
Вам интересно узнать, что в ней находится.
2. Негізі блімі/основная часть
Ориентирование детей на разрешение проблемы
Открывает посылку и достает пемзу.
Кто знает, что это такое?
Как называется?
Для чего она нужна?
Может у кого то дома есть этот предмет?
Давайте сравним пемзу и камень.
Одевают, накидки и шапочки.
Проходят в лабораторию к столам.
Возьмите в руки пемзу и камень, какие они на ощупь? (Камень- гладкий, пемза- шершавая.)
Сравните, что тяжелее, для это- го у вас есть весы. (Камень- тяжелее, пемза- легкая.)
Почему пемза легкая, а камень тяжелый?
Давайте рассмотрим через лупу. А что лупа делает с предметами. (Увеличивает)
Что вы увидели через лупу? (В пемзе есть дырочки.)
Как вы думаете, эти дырочки пустые или в них что-то есть? (В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем камень.)
Очень хорошо, но надо проверить наши предположения, опустите камень и пемзу в воду.
Что вы заметили? (Камень утонул, а пемза плавает.)
Ученые, исследователи всегда записывают свои научные открытия, чтобы другие люди могли их изучить. Мы ведь тоже сегодня сделали открытие для себя и давайте это запишем для других ребят.
Дети рисуют схему:
…
…
Камень, воздух, плавает.
В нашей посылке есть еще записка, а в ней подсказка.
Загадывает загадку:
Гора стоит, а из нее дым валит.
Потом шум, да гром.
Все горит кругом. (Вулкан).
Рассказывает легенду про «Вулкан».
(сопровождаются слайдами).
Легенда «Вулкан»
“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”
Задает вопросы
- Как называются «огненные горы»?
-На какое геометрическое тело похож вулкан?
-Как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана?
-Где находится кратер вулкана?
Слайд видов вулканов : действующие, потухшие, уснувшие.
Обращает внимание на стоящий на столе вулкан, какой он?
Звучит громкая музыка.
Наш вулкан «оживает».
Вулканы извергаются по разному. Иногда они выбрасывают могучую лаву вверх и в стороны. А бывает, она вытекает спокойно как у нашего вулкана.
И когда лава застывает и получается камень пемза.
Проведение физминутки:
Выполняют движения физминутки:
Мы шагаем по равнине
Раз-два, раз-два.
А теперь плывём на льдине
Раз-два, раз-два.
Вот идём по плоскогорью
Раз-два, раз-два.
Забираемся на горы
Раз-два, раз-два.
А теперь мы отдохнём
Раз-два, раз-два.
И в лабораторию пройдем.
Психолого-педагогическое сопровождение ребё нка в процессе деятельности: оказание необходимой индивидуальной помощи.
Сейчас мы с вами сделаем опыт извержения вулкана.
-насыпаем ложку соды.
-добавляем красной краски.
-5 капель моющей жидкости пипеткой.
А теперь внимание: эта жидкость с особым значком. Что это означает? (Детям пользоваться нельзя.)
Это уксус, наливать его может только взрослый.
Что вы наблюдаете? (Извержение вулкана.)
Как он извергается? (Он извергается спокойно.)
3. орытынды/итоговая част
Анализ результатов деятельности детей
Какое явление природы мы исследовали? (Вулкан.)
Вулкан это хорошо или плохо? ( Плохо: все сгорает.
Хорошо: красивое явление природы, можно изучать, наблюдать.)
Такое явление природы как извержение вулкана ясно показывает нам людям, что человек вовсе не покоритель природы, а лишь скромный обитатель планеты Земля.
А наш вулкан сказочный, не настоящий, зато с сюрпризом. Смело доставайте из его жерла сладкие сюрпризы.