Светлана Теренина
«Волшебная соль». Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Последние недели мая в нашем детском саду № 29 г. Азова традиционно посвящены открытым занятиям наших педагогов. Мы делимся друг с другом наработанным опытом, показываем достижения наших детей.
Предлагаю и вам, мои дорогие гости, посетить наше открытое занятие по экспериментированию "Волшебная соль".
Цель: расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость).
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Публикация «„Волшебная соль“, Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
• закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности;
• развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы в процессе экспериментирования.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
• воспитывать у детей умение слушать взрослых, побуждать к совместной деятельности;
• формировать у детей правила поведения при выполнении коллективной работы, развивать дружеские отношения, чувство взаимопомощи;
• воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, умение соблюдать правила техники безопасности, интерес и способность работать в группах, коллективе.
Образовательная область «Речевое развитие»:
• способствовать развитию у детей речевой активности, поощрять умение детей отвечать на вопросы воспитателя распространённым предложением;
• пополнить словарный запас детей словами-терминами: ученые, лаборатория, эксперимент, опыт, научный, свойства.
Образовательная область «Физическое развитие»:
• развивать координацию движений, мелкую моторику, снимать зрительное напряжение, используя здоровьесберегающие методы (подвижные игры, динамические паузы, пальчиковая гимнастика).
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:
• закреплять умение узнавать и правильно называть основные цвета;
• обучать нетрадиционным формам рисования; развивать фантазию, художественное мышление.
Прогнозируемые результаты:
• дети знают и называют основные свойства соли;
• владеют элементарными знаниями о твёрдых, жидких и газообразных веществах, о переходе веществ из одного состояния в другое.
• умеют самостоятельно по заданию воспитателя выполнять простейшие опыты;
• умеют строить простейшие причинно-следственные связи, делать выводы.
• умеют работать в коллективе, проявляют трудовые навыки, творческую инициативу
наглядный результат совместной работы – коллективный рисунок в нетрадиционной технике «Зимние узоры».
Предварительная работа:
- рассматривание картинок и иллюстраций в книгах;
- беседы о добыче соли, о её применении, видах соли;
- чтение художественной литературы о соли (чешская народная сказка «Соль», русская народная «Сказка о белой соли»);
- загадывание загадок, чтение пословиц и поговорок о соли
- проведение экспериментов «Как соль лёд топит», «Выращивание соляных кристаллов», «В какой воде яйцо плавает».
Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла, ложечки, одноразовые стаканчики с водой, салфетки, 2 тазика с водой, мешочки с солью, поролоновые губки.
Для рисования: клей ПВА, кисточки, заранее приготовленный фон для рисунка, соль, поднос.
Ход занятия:
Под музыку дети входят, в центре группы становятся в круг.
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые, и они поделились своим теплом с нами.
Ребята, посмотрите, мы с вами попали в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые). Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты.
А помогать нам с вами будет профессор Всезнайкина, давайте поприветствуем его.
Входит профессор Всезнайкина.
Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в мою лабораторию. Сегодня вы – настоящие ученые и будете проводить самые настоящие эксперименты, а вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать.
На столе стоит всегда,
Внешне белая она.
И на вкус не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
Что это? Правильно, это соль. А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая).
А вы знаете, откуда берется соль? Давайте посмотрим на экран.
Просмотр презентации «Добыча соли», подготовленной воспитателем.
Ребята, почему о соли говорят, что она из воды родится и воды боится? (Ответы детей)
Правильно, ребята, соль появляется из соленой морской воды, и она растворяется в воде. А как она растворяется, мы сейчас посмотрим.
Но для начала мы разомнём наши ручки.
Пальчиковая гимнастика «Птички»
Мы пройдёмся по лесам, (пальцами на столе имитируем ходьбу)
Много-много птичек там. (сжимаем-разжимаем кулачки)
Они порхают, (кисти рук крест-накрест, имитируем взмахи крыльев)
Поют, (пальцы собраны в щепоть, имитируем открытый и закрытый клюв)
И птенцам гнёзда вьют. (ладони сложены чашей, имитируем гнездо)
Итак, ребята, мы с вами в первом корпусе лаборатории. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Какие главные правила в лаборатории? (Ничего нельзя пробовать на вкус, нельзя ничего трогать руками без разрешения, нужно внимательно слушать и выполнять задания взрослых).
Ребята, у вас на столе стоят тарелочки с разными видами соли. Какая эта соль, чем она отличается и где используется? (Крупная морская соль для ванн, мелкая соль экстра и поваренная соль используется в кулинарии).
Теперь возьмите маленькие тарелочки и насыпьте аккуратно по 3 ложки поваренной соли. Ребята, соль – это какое вещество? (твёрдое). Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Насыпьте немного соли в розеточку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите ложечку, наберите в неё воды и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная). Получившийся соляной раствор – это какое вещество? (жидкое) Что нужно сделать, чтобы из твёрдого вещества соли получить жидкость? (растворить её в воде).
Молодцы. А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).
Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть, есть специальная соль для ванны). Ребята, а еще соль незаменимый помощник зимой в гололед. Вспомните эксперимент, который мы проводили со льдом и солью. Какой из двух одинаковых кусочков льда растаял быстрее (тот, что мы посыпали солью).
Молодцы, мы хорошо поработали и сейчас немного отдохнём.
Физминутка «Буратино».
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)
Дети садятся на стульчики, воспитатель читает сказку-загадку
А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.
Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.
Давайте пройдём с вами во второй корпус лаборатории.
Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а тому ослику, который нес соль, было тяжело).
Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась).
А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть. Почему? (Ослику, который вёз соль, потому что соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (Ослику, который вёз поролон, потому что поролон впитал воду).
Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую).
Так какой ослик довёз свой груз, а какой нет и почему? (Довёз ослик мешок с поролоном, а у другого ослика вся соль в реке растворилась и он привез пустой мешок).
Ребята, а вы знаете, что соль используют не только для приготовления пищи, ею можно рисовать. Хотите попробовать?
Нетрадиционная техника рисования с использованием клея ПВА и соли. Коллективный рисунок.
Ребята, пока наш рисунок подсыхает, садитесь на свои места, подведём итоги.
Стук в дверь, входит журналист.
- Здравствуйте, ребята, я пришёл к вам в гости, чтобы взять интервью.
Журналист задаёт вопросы детям, используя микрофон:
- Понравилось ли вам экспериментальная деятельность?
- Про что вы сегодня говорили?
- Что нового узнали про соль?
- Что именно вам запомнилось? (Рассказы детей.)
Профессор Всезнайкина: Ребята, пока вы давали интервью, наш рисунок уже высох. Посмотрите, как красиво у нас получилось! (демонстрирует рисунок детям, гостям и журналисту). Давайте подарим наш рисунок на память журналисту? (Дарит рисунок)
Журналист: Спасибо, ребята! Я тоже припасла для вас подарки (раздает детям угощение).
Дети прощаются с гостями, журналистом и профессором, выходят.