Любовь Орлова
Занятие по экологическому воспитанию «Что где растет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить представление детей о растениях; показать приспособление организмов к различным условиям жизни; раскрыть взаимосвязь живых организмов (растение - растение); (растение - человек); развивать речь, мышление, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия.
Дети, летом вы много путешествовали: ездили в деревню, на дачу, ходили в лес. Вы много наблюдали, сделали много открытий для себя. Давайте поиграем.
Публикация «Занятие по экологическому воспитанию „Что где растет“» размещена в разделах
На ковролине 4 большие карты с клетками «Лес», «Луг», «Сад», «Огород». (Дети соревнуются, кто скорее отберет карточки с растениями и заполнит все клетки).
Дети, вспомните, что такое лес. В лесу с каждым деревом связано огромное количество организмов. Одни используют его в качестве дома, другие – в качестве столовой. Любое дерево или куст в лесу создает особые условия (под деревом меньше света, меньше скорость ветра, зимой теплее, а летом прохладнее). Опавшая листва и хвоя формируют почву. Все это объясняет то, что под разными деревьями растут разные виды растений, что в сосняке мы пойдем совсем другие травянистые растения и кустарники, нежели в дубраве. С разными видами деревьев связаны разные животные.
Показ картины дуба и сосны.
- Почему сосну, и дуб называют деревьями? (у них большой, твердый ствол).
- Чем отличается дуб от сосны? (листьями, плодами, цветами).
Разложите карточки с изображениями грибов и животных, разделив их на связанные с дубами и сосной. В итоге мы получим две группы живых организмов. Жизнь одних связана с дубом, жизнь других – с сосной. Одни используют дерево как доли, другие – как столовую, третьи – и живут и питаются на этих деревьях.
Причем одни животные едят листья, другие – молодые побеги, третьи – желуди и шишки, четвертые – кору, то есть используют самые разные части деревьев.
- Представьте, что люди срубили сосну. Что будет с каждым из животных, связанным с этим деревом? Вот, например, что будет с дятлом? Исчезнет его столовая, он должен будет искать новое дерево, на котором живут насекомые и их личинки.
- А если срубили не одну сосну, а все? Дятел не сможет найти другую столовую, зимой не будет сосновых шишек. Нечем будет питаться и белкам. Кроме того, в результате рубки исчезнут гусеницы, которые живут на сосне, а вместе с ними исчезнут птицы, которые ими питаются.
Давайте поиграем в игру
«Хорошо - плохо».
- Ребята, растений на земле много или мало?
- А что было бы, если бы растений не стало?
- Много разных растений – это хорошо или плохо?
- Кто больше назовет хорошего и плохого?
Давайте сейчас вспомним, что вы сажали, сеяли и что из этого выросло?
- Самый распространенный способ выращивания растений – это семена. Какие растения можно вырастить из семян.
А клубнику, например, можно размножить «усиками».
Многие растения размножаются луковицами. Это тюльпаны, нарциссы, гладиолусы, лук.
- А что еще сажают ваши мамы на дачах, когда хотят вырастить растение? Иногда растение выращивают с помощью черенков (рассматриваем черенки).
Обратите внимание на наличие почек, из которых проявляются корешки. Черешками можно выращивать смородину, малину.
На улице сейчас тепло. И мы с вами сейчас пойдем и на своем огороде посадим малину, смородину и вишню. Дядя Саша нам скопал землю, сделал лунки. Мы с вами возьмем лопатки, грабли, воды.