Автоманова Надежда Викторовна
Конспект занятия по экологии «Зимовье зверей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; учить понимать причины изменений в жизни животных; воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение А. С Пушкина.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл- и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки - зимы.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Зимовье зверей“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Ребята, как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки- зимы? Хорошо им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады? Мы были с вами в гостях у осеннего леса. Интересно, что изменилось в лесу, когда наступила зима?
- Зимний лес. Волшебница- зима постаралась украсить его на славу.
Четыре художника (отрывок)
Ходит зима по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам- то тут, то там свою волшебную картину дорисовывает. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела.
Стоят лесные богатыри друг подле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними разные кустики да маленькие деревца укрылись. Их, словно детишек, зима тоже в зимние шубки одела.
И на рябину, что возле самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины гроздья ягоды висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
(Г. Скребицкий)
- Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка -зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина.
- Ребята, если хорошо приглядеться, можно на снегу увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит и кто- то оставил. Опытные охотники умеют читать лесную азбуку по следам. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались. Кто за ними охотился
- Ребята, мы с вами по следам тоже узнаем, какие животные и птицы зимуют в лесу и как им живется.
На ковре выложить следы зайца, лисы, волка, лося, вороны, воробья и т. д., предложить детям пройти по запутанным следам, дойти до квадратика, открыть его, и покажется животное.
- Зайцев зимой трудно отыскать, они в белой пушистой шубке, как маленький сугробик. Найти можно будет по следам.
- Послушайте рассказ Л. Толстого «Зайцы»
Зимой зайцы лесные кормятся по ночам корой деревьев…. За ночь зайцы прокладывают глубокий длинный след. До зайцев охотники- люди, и собаки, и волки, и лисы, и вороны и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то по утру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость и спасает его. Проскачет в перед, испугается чего-нибудь и побежит назад по своему следу. Еще услышит что-нибудь- и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь- опять заяц повернется назад и опять поскачет в сторону… Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.
- Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы, и запутать свой след, что бы никто нас не нашел.
П. и «Найди зайца». Дети делятся по парам: один ребенок охотник- другой заяц. «заяц прыгает по определенной траектории и убегает, «охотник пытается повторить траекторию.
- А вот по следам мы дошли до белочки. Белочка не боится зиму. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, также как и зайцу, помогает ей маскироваться.
Предложить на ковре приложить зверюшек в лесу так, чтобы их не было видно: зайчика возле сугроба, а белочку на ствол сосны.
- Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов, шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется.
- Вот как написал о белке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».
Беличья память.
Сегодня, разглядывая на снегу следы зверюшек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох, достала там припрятанные с осени два ореха, тут же их съела- я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.
Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она учуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними.
Но самое удивительное- она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точность определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!
- Прыгает с ветки на ветку в зимний солнечный денек белка. Но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
- Чьи же еще следы видели мы в лесу? (Волка, лисы, лося.)
- Волк и лиса рыщут по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормиться всю зиму.
- Волк и лиса запасов не делают на зиму, голодно им бывает порой.
- Лось пробирается сквозь чащу заснеженную в поисках корма: раскапывает под снегом сухую траву, объедает тонкие ветки с кустарников и деревьев.
- А эти следы не похожи на звериные. Чьи это следы? (Птичьи)
- Правильно ребята! Большие следы- вороньи, а эти маленькие воробьиные. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Стараются они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.
- Встречаются в наших лесах следы рябчиков. За рябчиками в зимнем лесу наблюдал писатель М. Пришвин. Он рассказал.
У рябчиков в снегу два спасения: первое, что под снегом тепло ночевать, а второе- снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки вверх для воздуха. Идешь иногда на лыжах в лесу, смотришь показалась голова рябчика и спряталась. Даже не два, а три спасения рябчику под снегом: и тепло, и пища, и спрятаться можно от ястреба.
- Ребята посмотрите, а что это за странный сугроб в лесу?
Предложить рассмотреть иллюстрацию.
- Из-под сугроба идет какой-то пар. Все кусты возле сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?
- Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он не разу не проснется, с боку на бок не перевернется. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.
- А какие еще животные спят зимой под снегом? (Ежи, сурки, барсуки, суслики, еноты).
- Трудно зверям и птицам зимой в лесу. Поэтому подкармливают люди голодных зверей. Лосям раскладывают сено, белкам- желуди и шишки, птицам развешивают кормушки. Так и живут до весны «братья наши меньшие».