МААМ-картинки

Конспект занятия по экологии «Зимовье зверей»

Автоманова Надежда Викторовна
Конспект занятия по экологии «Зимовье зверей»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; учить понимать причины изменений в жизни животных; воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение А. С Пушкина.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл- и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки - зимы.

Публикация «Конспект занятия по экологии „Зимовье зверей“» размещена в разделах

- Ребята, как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки- зимы? Хорошо им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады? Мы были с вами в гостях у осеннего леса. Интересно, что изменилось в лесу, когда наступила зима?

- Зимний лес. Волшебница- зима постаралась украсить его на славу.

Четыре художника (отрывок)

Ходит зима по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам- то тут, то там свою волшебную картину дорисовывает. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела.

Стоят лесные богатыри друг подле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними разные кустики да маленькие деревца укрылись. Их, словно детишек, зима тоже в зимние шубки одела.

И на рябину, что возле самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины гроздья ягоды висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

(Г. Скребицкий)

- Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка -зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина.

- Ребята, если хорошо приглядеться, можно на снегу увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит и кто- то оставил. Опытные охотники умеют читать лесную азбуку по следам. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались. Кто за ними охотился

- Ребята, мы с вами по следам тоже узнаем, какие животные и птицы зимуют в лесу и как им живется.

На ковре выложить следы зайца, лисы, волка, лося, вороны, воробья и т. д., предложить детям пройти по запутанным следам, дойти до квадратика, открыть его, и покажется животное.

- Зайцев зимой трудно отыскать, они в белой пушистой шубке, как маленький сугробик. Найти можно будет по следам.

- Послушайте рассказ Л. Толстого «Зайцы»

Зимой зайцы лесные кормятся по ночам корой деревьев…. За ночь зайцы прокладывают глубокий длинный след. До зайцев охотники- люди, и собаки, и волки, и лисы, и вороны и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то по утру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость и спасает его. Проскачет в перед, испугается чего-нибудь и побежит назад по своему следу. Еще услышит что-нибудь- и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь- опять заяц повернется назад и опять поскачет в сторону… Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.

- Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы, и запутать свой след, что бы никто нас не нашел.

П. и «Найди зайца». Дети делятся по парам: один ребенок охотник- другой заяц. «заяц прыгает по определенной траектории и убегает, «охотник пытается повторить траекторию.

- А вот по следам мы дошли до белочки. Белочка не боится зиму. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, также как и зайцу, помогает ей маскироваться.

Предложить на ковре приложить зверюшек в лесу так, чтобы их не было видно: зайчика возле сугроба, а белочку на ствол сосны.

- Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов, шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется.

- Вот как написал о белке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».

Беличья память.

Сегодня, разглядывая на снегу следы зверюшек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох, достала там припрятанные с осени два ореха, тут же их съела- я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она учуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними.

Но самое удивительное- она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точность определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!

- Прыгает с ветки на ветку в зимний солнечный денек белка. Но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

- Чьи же еще следы видели мы в лесу? (Волка, лисы, лося.)

- Волк и лиса рыщут по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормиться всю зиму.

- Волк и лиса запасов не делают на зиму, голодно им бывает порой.

- Лось пробирается сквозь чащу заснеженную в поисках корма: раскапывает под снегом сухую траву, объедает тонкие ветки с кустарников и деревьев.

- А эти следы не похожи на звериные. Чьи это следы? (Птичьи)

- Правильно ребята! Большие следы- вороньи, а эти маленькие воробьиные. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Стараются они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.

- Встречаются в наших лесах следы рябчиков. За рябчиками в зимнем лесу наблюдал писатель М. Пришвин. Он рассказал.

У рябчиков в снегу два спасения: первое, что под снегом тепло ночевать, а второе- снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки вверх для воздуха. Идешь иногда на лыжах в лесу, смотришь показалась голова рябчика и спряталась. Даже не два, а три спасения рябчику под снегом: и тепло, и пища, и спрятаться можно от ястреба.

- Ребята посмотрите, а что это за странный сугроб в лесу?

Предложить рассмотреть иллюстрацию.

- Из-под сугроба идет какой-то пар. Все кусты возле сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?

- Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он не разу не проснется, с боку на бок не перевернется. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.

- А какие еще животные спят зимой под снегом? (Ежи, сурки, барсуки, суслики, еноты).

- Трудно зверям и птицам зимой в лесу. Поэтому подкармливают люди голодных зверей. Лосям раскладывают сено, белкам- желуди и шишки, птицам развешивают кормушки. Так и живут до весны «братья наши меньшие».

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по экологии и аппликации в средней группе «Зимовье зверей» Интегрированное занятие по экологии и аппликации в средней группе «Зимовье зверей». Программные задачи: 1. Дать детям представления о жизни.

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в средней группе. Чтение сказки «Зимовье зверей» Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в средней группе. Чтение сказки «Зимовье зверей» Тема: чтение сказки «Зимовье зверей».

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Зимовье зверей» Цель: ознакомление детей с содержанием сказки «Зимовье зверей» через театральную деятельность. Задачи: - Способствовать развитию устойчивого.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4–5 лет «Путешествие в сказку «Зимовье зверей» Цель: Формировать у детей интерес к профессии строителя. Задачи: Образовательные: -Расширять и углублять знания детей о строительных профессиях,.

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Подготовка зверей к зиме» КОНСПЕКТ познавательной деятельности по формированию элементарных экологических представлений Старшая группа «Как звери готовятся.

Конспект НОД «Знакомство с русской народной сказкой «Зимовье зверей» в средней группе Знакомство с русской народной сказкой «Зимовье зверей» Цель: Приобщение детей к миру художественной литературы. Знакомство через сказку.

Конспект НОД в средней группе «Зимовье зверей» Программное содержание. - Воспитывать заботливое отношение к животным. -Формировать интерес к окружающей природе. - Закреплять умения узнавать.

Конспект театрализованной деятельности по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей» Цель: развитие личности ребёнка, прививая устойчивый интерес к музыкально-театральной деятельности. Задачи: - совершенствовать артистические.

Творческая мастерская «Зимовье зверей в царстве зимнего леса»Творческая мастерская «Зимовье зверей в царстве зимнего леса» Так сложилось, что в моей группе, после проведения тематической недели и иногда и дня, по разным лексическим темам в конце недели ребятишки.

«Зимовье зверей». Развлечение для первой младшей группы Зимовье зверей Развлечение для 1 младшей группы «Карапузы» (январь 2018) Составитель: Музыкальный руководитель Гажаева Марина Викторовна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии «Зимовье зверей»
Опубликовано: 8 февраля 2019 в 07:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экологии «Зимовье зверей»» (включая файлы) размещена пользователем Автоманова Надежда Викторовна (УИ 1476116) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД