Наталья Чимова
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Подготовка зверей к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ познавательной деятельности по формированию элементарных
экологических представлений
Старшая группа
«Как звери готовятся к зиме»
Подготовила :
воспитатель старшей группы
Чимова Наталья Валерьяновна
Чебоксары - 2018
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Закрепить знания детей о приметах осени
- Продолжать знакомить с особенностями диких животных (волк, лиса, медведь, заяц) :
- где зимуют?
- как готовятся к зиме?;
- чем питаются
Публикация «Конспект НОД по экологии в старшей группе „Подготовка зверей к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни диких животных
-Развивающая задача:
- Развивать зрительное внимание и восприятие, наблюдательность, логическое мышление, общую моторику, внимание, память
Воспитательная задача:
- Воспитывать желание заботится о животных, желание охранять и оказывать ей посильную помощь
Словарная работа: щедрая, хлебосольная, линька, впадает в спячку, запасы, дупло, хлопотунья
Предварительная работа: Чтение стихотворений, рассказов, сказок познавательного характера о животных. Беседы на тему: «Дикие и домашние животные», «Кто живёт в лесу?», «Чем питаются животные?»Рассматривание иллюстраций о птицах и животных.
Наблюдения на прогулке за погодой.
Материал: презентация «Как животные готовятся к зиме», угощения для детей – осенние яблоки в корзиночке (по количеству детей в подгруппе) обернутые в кленовые листочки
Оборудование: ноутбук, проектор.
Методы и приемы:
1 Словесный метод.
- Беседа «Приметы осени»
- Загадывание и отгадывание загадок «Дикие животные»
- Дидактическая игра «Семья»
2. Наглядный метод с использованием ИКТ
- Просмотр презентации «Как животные готовятся к зиме»
3. Игровой метод.
- Музыкальная зарядка «Лесная зарядка»
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: -Здравствуйте ребята. К нам сегодня пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся с ними. (дети здороваются) Ребята, скажите какое сейчас время года? Правильно, осень. А какая она осень. (ответы детей). Аня, скажи, пожалуйста чем тебе нравится осень? (желтым листопадом и т. д). А что бы вы могли сказать о сегодняшней погоде? (ответы детей)
Холод, ветер на дворе,
Руки мерзнут в ноябре.
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед.
Воспитатель: - Дети,по каким признакам можно узнать,что наступила осень ( ответы детей: дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, перелётные птицы улетают в тёплые края, насекомые прячутся и засыпают, постепенно прекращается сокодвижение в деревьях, животные готовятся к зиме)
(издается телефонный звонок и на компьютере появляется электронное письмо)
Воспитатель: - Ребята, нам на почту пришло письмо, я предлагаю вам присесть у экрана и посмотреть, кто нам его отправил. Письмо от Старичка – лесовичка. «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Старичок лесовичок. В один прекрасный осенний день прогуливаясь по лесу я нашел необычные кленовые листья. Листочки с заданиями. Помогите, пожалуйста мне выполнить задания.»
Воспитатель: - Старичок – лесовичок предлагает нам выполнить задания, которые на кленовых листиках Хотите? (Да)
(на экране появляется листик с заданием «Отгадай загадки»)
Воспитатель: - Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса).
- Ребята а лиса у нас какое животное? (дикая, хищная). Ребята вы знаете, как лиса готовится к зиме? (ответы детей) Правильно. К зиме у лисы шерсть становится более густая. Зимой лиса не спит, нападают на более мелкую живность – зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов.
- Ребята а вы знаете почему у лисы кончик хвоста белый (ответы детей) Не только для красоты. Когда в сумерках лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста для них служит ориентиром, не даёт потеряться, сбиться с пути.
Воспитатель: - Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка).
- Ребята кто из вас знает как белка готовится к зиме? Чем питается? Где живет? Правильно, Белки, которые спят зимой только в очень сильные морозы, необходимы капитальные запасы. Белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупле, землю. И достать их оттуда может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они нанизывают на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка становится очень мягкая, пушистая, Как вы думаете, белочка меняет цвет своей шубки? (ответы детей лето она белая и к зиме становится серая).Зачем она это делает? Правильно что бы прятаться от хищников. Зимой в лесу для хищников еды мало вот они и охотятся на маленьких животных. Своё гнездо сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда мягкая трава, мох, комочки шерсти.
- Ребята, а кто мне из вас скажет, как называется жилище у белки? (ответы детей) В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть. Белка – «хлопотунья» так называют белочку. А почему ее так называют. как вы думаете ребята? (ответы детей)
Воспитатель: - Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц).
Перед наступлением зимы заяц меняет серую шубку на белую. Питаются зимой корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы.
- Ребята скажите пожалуйста как вы думаете какой у зайца дом и где он живет? (ответы детей).- Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся под заснеженными кустами. Зайцу любой куст – дом родной. Заяц бел, потому и цел.
- Ребята а вы знаете почему зайца называют «косым»? Глаза у него не в центре мордочки, а по бокам. Он может видеть, что делается сбоку и даже сзади.
Воспитатель: - Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, овец ищет. (Волк).
- Волк – хищник! Конечно не спит. К зиме шерсть становится более густая. Зимой объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. «Волка ноги кормят». Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов.
Воспитатель: - Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге.
И всю зиму напролёт
Снится мне душистый мёд. (Медведь).
Ребята как вы думаете как медведь готовится к зиме? (ответы детей). Чем он питается. Основная пища – ягоды, орехи, луковицы, муравьи, личинки жуков, рыба, мёд. Этим они накапливают жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего под корнем упавшего дерева. В ноябре забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если что-то их потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. Молодцы ребята справились с первым заданием
Воспитатель – Ребята смотрим на экран. Что же там за задание? Листок музыкально – танцевальный.
-На этом листике у нас музыкальные нотки и танцующие животные. Что же это за задание такое. Правильно ребята, это музыкальная разминка.
И я вам предлагаю ее выполнить. (Выполнить музыкальную паузу.)
Лесная зарядка
Воспитатель: Молодцы. Очень весело и интересно вы выполнили это задание. А теперь смотрим дальше. Что за задание спрятано на листике. Открываем следующий лист, а там игра «Назови семью»
Папа - медведь, мама - (медведица, детеныш - (медвежонок).
Папа - волк, мама - (волчица, детеныш - (волчонок).
Папа - еж, мама – (ежиха, детеныш - (ежонок).
Папа - заяц, мама – (зайчиха, детеныш - (зайчонок).
Папа - лис, мама - (лисица, детеныш - (лисенок).
Воспитатель: Молодцы справились заданием. смотрим следующий лист. Что же там за задание?
Ребята, все задания мы с вами выполнили и помогли старичку лесовичку. Что же нового мы с вами узнали сегодня? Какими животными познакомились? (ответы детей) Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью и как они готовятся к зиме и почему?
Воспитатель: А за то, что вы ребята помогли выполнить все задания старичок – лесовичок приготовил для вас сюрприз, корзиночку с угощением. - ребята, найдите, пожалуйста, корзиночку с угощением (яблоки обернутые в кленовые листочки)
Воспитатель теперь мы с вами можем сходить помыть руки и угоститься яблоками.