Галина Геннадьевна Мартасова
Занятие по экологии с детьми 5 –6 лет «Наши пернатые друзья живут рядом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологии с детьми 5 –6 лет
«Наши пернатые друзья – живут рядом!»
Занятие по экологии для детей 5-6 лет. «Наши пернатые друзья – живут рядом!»
Цель: Обогащать знание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представления об экосистеме «Природа», готовит к осмыслению понятия «Птицы».
Задачи: Развивать знание детей о внешнем виде и повадках птиц. Дать знания о пользе птиц в природе. Воспитывать интерес, наблюдательность и любовь к пернатым. Поддерживать желание о них заботиться, охранять.
Публикация «Занятие по экологии с детьми 5 –6 лет „Наши пернатые друзья живут рядом!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: Стульчики расставленные полукругом по количеству детей. Доска с магнитами, указка. Картинки с изображением птиц. Карточка с загадками. Игрушка-сова. Лепка: доски, подносы, кусочки пластилина, салфетки; большой поднос. Мешочек с семенами, с крупой. Руль. Корзинка. Муляжи фруктов, овощей, ягод и т. д.
Ход: Дети сидят на стульчиках, которые стоят полукругом. Воспитатель вносит большие картинки с изображением птиц, располагает их на фланелеграфе.
Воспитатель: - Дети, кого вы видите на картинках? Ответ детей: Птичек.
-Назовите их. Ответ: Грач, синичка, голубь, снегирь, ворона, орел и т. д.
-Как вы догадались, что это птицы? Ответ: Все с крыльями, все умеют летать.
-Чем покрыто тело птиц? Ответ детей: Перьями.
-А чем они зернышки клюют? Ответ: Клювом.
-А что птички едят? Ответ: Зернышки, хлебные крошки, сало и т. д.
-А с помощью чего птичка, двигается? Ответ: Есть две ножки (лапки).
Воспитатель: Есть острые у птички коготки, которые помогают крепко зацепиться за ветку.
-Кому из вас, какая птичка нравится? (выслушивает 3-4 ответа детей).
- Как вы думаете у птиц, есть шея? Ответ: Есть, она закрыта перьями, как воротником.
-А когда шея птички хорошо видна? Ответ: Когда птичка вытягивает ее, например чистит перья, поворачивает голову. Воспитатель предлагает рассмотреть и назвать строение птички. (голова, есть клюв, шея, туловище, крылья, хвостик и т. д.)
-По земле птицы ходят, а еще что делают? Ответ: Прыгают, перелетают с места на место. Давайте покажем.
Упражнение: «Птичка» (повторить 2-3 раза).
Птичка крылышками машет. (Взмахивают плавно руками, как крыльями)
Птичка зернышки клюет. (Складывают в «клюв» пальцы правой руки большой, указательный, средний и как бы клюют зернышки с раскрытой вверх левой ладони).
Птичка ветки собирает. (Правой и левой «лапками» подбирают мелкие веточки, подтягивая их себе).
Птичка гнездышко совьет. (Из сцепленных пальцев рук, делают замочек. Выворачивают пальцы вверх так, чтобы получилось гнездышко.)
Воспитатель: Молодцы! Прошу занять свои места.
Упражнение «Назови и покажи птичку».
Воспитатель: - У меня есть карточки с загадками, вы должны не только отгадать птичку, но и показать её на картинке. Выбирай, (называет имя ребенка, карточку, а я прочитаю тебе загадку про птичку. (Отгадывает загадку, находит и показывает правильно птичку. Если ребёнок ошибается, дети помогают, правильно справиться с заданием).
Воспитатель: - Черный жилет, красный берет, нос – как топор, хвост – как упор.
Ответ детей: Дятел.
-У нее желтая грудка, и на месте ей не сидится. Все хватает клювом своим.
Ответ: Синица.
- Черный, проворный, по полю ходит – кричит: «Крак! Крак!». Всем червям враг.
Ответ: Грач.
-Красногрудый, но не воробей.
Ответ: Снегирь.
-Кто из птиц других чудесней, славной песенкой своей? Нет на свете, лучшей песни если свищет …
Ответ: Соловей.
-На соловья малец похож, но только голос погрубей. В жилетке коричневой он – конечно это?
Ответ: Воробей.
-Он самый главный среди птиц, его влиянью нет границ! Вновь место на гербе обрел, двуглавый символ наш …
Ответ: Орел.
- Он один из певчих звезд, а короче – певчий …
Ответ: Дрозд.
Воспитатель: Молодцы! Спасибо за ответы!
Воспитатель: Летом всегда всюду много птиц. Вспомните, мы с вами слушали, как весело, дружно пели песенки птички. Чирикали воробьи, ворковали голуби, а как каркала ворона. Предлагает изобразить их голосом, показать «как клюют зернышки», крыльями машут, голову вытягивают, ходят «важно» .(Показ движений детьми)
Воспитатель: В июне у пернатых начинают появляться птенцы. Им требуется большое количество корма. Летом для них много корма – жучков, мошек, бабочек, комаров,
много плодов и семян растений. В это время, когда выводятся птенцы, птиц не стоит тревожить. Пусть сами кормят своих прожорливых птенцов.
Птицы - наши помощники, так как поедают тех насекомых, которые уничтожают урожай.
На яблоках птички поедают тлю, чтобы спели сочные яблоки. Гусениц съедают с капусты, с огурцов, с кабачков. Слизни уничтожают лук, морковь, свеклу -а птички их съедают, чтобы овощи дозрели, поспели к столу.
Воспитатель: Дети, запомните огромную пользу в выращивании урожая, нам помогают наши пернатые друзья, благодаря птичкам вырастают овощи, фрукты, цветы, ягоды. (внести муляжи фруктов, овощей и т. д.) Кроме того – птицы это красота природы. К ним нужно относиться бережно! Нельзя разорять гнезда, стрелять в них из рогатки. Не надо подбирать в лесу, случайно выпавших из гнезда здоровых птенцов. Запомните: Эти птенцы не погибнут. Мать найдет и будет кормить, пока они не вырастут.
Воспитатель: Приходит осень, корма становится все меньше, а зимой еще меньше.
-Как мы можем позаботиться о птичках, что можем сделать? Ответ детей: Кормушки смастерить, покормить крупой, семечками, на прогулки сыпать корм и т. д.
Воспитатель: В благодарность за нашу помощь, птички споют нам звонкую песенку, и нам станет веселее от радостного птичьего щебетания. Не забывайте, что наши пернатые – это друзья, поедают насекомых (например, дятел ищет под корой деревьев жучков, которые разрушают дерево и оно может засохнуть). Птички сохраняют для нас леса, сады. И как хорошо понежиться на зеленой травке, послушать песенку соловья, съесть сладкую ягодку малинку и откусить кусочек сочного яблока. Ведь все дары лета, сбор урожая, помогают сохранить для взрослых и детей наши верные и доверчивые, пернатые друзья.
Воспитатель: Так давайте мы с вами, будем заботиться о них, ведь это нам по силам.
Воспитатель: (Появляется птичка – игрушка).
-Что за птичка к нам «прилетела»? Ответ детей: Сова.
-Давайте с ней поиграем.
Упражнение «Совушка - сова».
Совушка - сова большая голова (дети поднимают руки над головой, соединяя замок в кисти рук).
На суку сидела, головой вертела (ставят кулачки перед собой. как будто «сидят» на ветке, влево вправо повороты головы).
Вот – так, вот - так, а потом, как полетела – вот – так, вот – так (махает руками вокруг себя).
Воспитатель: - Одна сова, совсем одна. Ей очень грустно одной. Давайте птичек сделаем из пластилина,пусть сова не будет одна? Ответ: Да.
-Каких птичек можно сделать для совы? Ответы детей.
-Рассмотреть и описать строение птиц на картинках и строение совы - игрушки. Назвать части тела, размер, цвет. Отметить, что воробей и синичка маленькие по размеру, а голубь большой.
Воспитатель предлагает подумать, что за птичку для совы, каждый из детей будет лепить (выслушивает предложения детей). Воспитатель называет приемы и последовательность лепки.
Воспитатель:- Берем целый небольшой кусочек пластилина и круговыми движениями между ладонями раскатываем шарик, затем шарик раскатываем между ладонями прямыми движениями - получается туловище, оно вытянутое у птички.
-Голова круглая, круговыми движениями между ладонями по часовой стрелке раскатываем поменьше кусочек пластилина, прищипываем клюв – вот - так, зубочисткой отмечаем глазки.
Физ. минутка:
Мы топаем ногами топ- топ – топ.
Мы хлопаем руками хлоп- хлоп- хлоп.
Качаем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем.
И бегаем кругом.
(дети рассаживаются на свои места)
Воспитатель: Продолжаем делать нашу птичку.
- Сглаживающими движениями соединяем голову с туловищем.
- Оттягиваем хвостик (показ).
- С помощью чего птички летают? Ответ: С помощью крылышек.
- Берём два маленьких кусочка пластилина. Один за другим, раскатываем круговыми движениями между ладонями. Кладём получившийся «шарик» на ладонь, а другой ладонью сверху давим. «Сплющиваем» этот шарик и получаются два крылышка.
- Крепим крылышки к туловищу.
- С помощью зубочистки, делаем лапки у птички.
- Ах, какие птички – невелички. Песенки запоют, весёлое настроение сове принесут!
- Воспитатель в ходе занятия уточняет и напоминает приёмы лепки. Обращает внимание, как правильно пользоваться салфеткой, доской для лепки.
- В конце занятия, предлагает полюбоваться своими птичками. Обыграть поделки детей, взяв сову. Показать, как их птички клюют пшено, машут крылышками. Вызвать у детей радость, восхищение птичками (своими и сверстников). Попросить угадать сову, что за птички «прилетели» к ней. Назвать их.
Воспитатель предлагает оставить птичек в группе, пусть полюбуются ими другие дети.
Вносит угощение для птиц в двух прозрачных мешочках (пшено, семечки).
Воспитатель: - Что это дети? Ответ: Семечки,пшено.
-А кого можно ими угостить? Ответ: Птичек.
Воспитатель:- Занятие продолжается. Собирайтесь на прогулку, идем наших пернатых друзей кормить (дети одеваются на прогулку).
На прогулке предлагает насыпать корм в кормушку на участке, на дорожку.
Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение:
«На прогулку мы пойдем-
Встречу с птичками мы ждем!
Кормом будем угощать –
Птичек слушать и считать!
Любим мы друзей пернатых-
И заботимся о них!»
Наблюдая за птичками, приговаривает вместе с детьми :
«Где же синички, летите семечки – ищите …»
«Чик – чирик, чик – чирик, серый воробьишко, клюй пшено, братишка …»
«Гули- гули, воркуют гули, семечки клюют, детям песенку поют …»
«Сорока – белобока прилетай, крошки хлебные собирай …»
«Грач, грач не спеши, смело зернышки ищи.»
Воспитатель привлекает внимание детей к стае птичек на ветке, на дорожке, на заборе и т. д. Просит назвать их. Уточняет их пользу, как нужно о них заботиться. Выслушивает выводы, рассуждения детей.
Воспитатель предлагает детям поиграть, стать «птичками», надеть маски птичек.
Подвижные игры «Птички в гнездышки», «Воробушки и автомобиль».
Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна, вами. У меня для вас небольшой секрет. (Вносит корзинку, в ней конфеты). Это вам угощение от птичек.
Воспитатель: Ешьте на здоровье, но не забывайте заботиться о наших верных, пернатых друзьях!