Александр
«Лед». Занятие по экологии в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Тема занятия: «Лед»
Возрастная группа: старшая группа (дети 5-го года жизни)
Цель занятия: Систематизация знаний детей о свойствах льда, посредством различных видов деятельности: игровой деятельности: дидактические игры «Свойства льда», «Ледяные и горячие предметы», «Лишние предметы», опытническая деятельности: опыты со льдом «Лед прозрачный?», «Лед твердый?», «Лед скользкий».
Задачи занятия:
Образовательная:
1. Актуализировать знания детей о свойствам неживой природы, посредством оптической деятельности.
2. Познакомить детей о свойствах льда, через опытническую деятельность;
3. Учить детей некоторыми способами обнаружения льда, посредством опытов.
Развивающая:
1. Развивать память, внимание, воображение;
2. Развивать логическое мышление: анализ синтез, сравнение, обобщение;
3. Развивать умение планировать свою деятельность, делать выводы.
Воспитательная:
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами;
2. Воспитывать интерес к познавательному развитию.
Дополнительные задачи:
1. Дидактическая задача: закрепить знания детей о свойствах льда.
2. Игровая задача: распредели картинки свойства, которые относятся ко льду.
Словарная работа: опыты, лед, снег, твердый, жидкий, газообразный.
Планируемый результат занятия: беседа о свойствах льда, проведения опытнической деятельность, проведение дидактических игр на ИКТ оборудование.
Организационно– мотивационный этап
Задача: Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
-Здравствуйте, ребята! Хотите узнать кто к нам пришел на занятие?
Тогда отгадайте загадку:
Есть в лесу большая птица —
Невозможно не влюбиться:
Как у кошки голова,
А зовут её.
-Правильно ребята, к нам в гости пришла Совушка.
Методы: Словесный (художественное слово, беседа)
Фронтальная
2 Основной этап
2.1 Этап постановки проблемы
Задача: Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме.
-Ребята, посмотрите, а наша «Совушка» принесла с собой приглашение, прочитаем его?
«Дорогие ребята я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать фокусы со льдом. А, чтобы туда попасть, нужно закрыть глаза и покрутиться вокруг себя 3 раза со словами – поверчусь, покружусь, в стране фокусов окажусь. Ну, что ребята отправляемся?».
Да, отправляемся.
Последняя колонка: Проявляют инициативу и самостоятельность; взаимодействуют со сверстниками, воспитателем, творчески решают проблему;
2.2 Этап ознакомления с материалом
Задача: Формирование навыка использования изученного материала.
- Вот мы и оказались в волшебной стране, я буду главным фокусником, а вы моими помощниками.
-А, сейчас послушайте загадку:
На каток пойду опять,
Буду на коньках гонять.
Там, давненько, меня ждёт:
Гладкий, чистый, ровный.
- Правильно, лед, а сейчас я покажу эксперимент со льдом, хотите?
Методы: Беседа, объяснения, пояснение, демонстрация.
Послденяя колонка: Проявляют инициативу и
Самостоятельность, взаимодействуют со сверстниками, воспитателем, проявил готовность к совместной деятельности.
2.3 Этап практического решения проблемы
Задача: Применение ранее полученных знаний и умений на практике.
Во время работы необходимо соблюдать чистоту, тишину.
-Опыты нужно проводить только в чистой химической посуде.
-Не бегать по лаборатории.
-Не разговаривать громко.
-Работать под наблюдением взрослого.
-Брать только нужные для работы материалы.
-Класть на место все материалы по окончанию работы.
-Но прежде всего мы начнем, еще вспомним правила работы со льдом:
1. Не кидаться льдом;
2. Не брать в рот лед;
3. Работать аккуратно.
Теперь можно приступить к опытам.
-Выберем кто за что будет отвечать
1. За мусор
2. За раздаточный материал
3. За записывания прошел эксперимент или нет
Опыт №1.
«лед прозрачный?»
Гипотеза: если под лед положить предмет, то через него можно увидеть.
- Ребята подумайте и ответьте на вопрос. Как вы думаете, если в снегу потеряется игрушка, вы сможем ее увидеть?
- Почему?
- Правильно, потому что снег не прозрачный.
-А как вы думаете, лед прозрачный или нет?
- Посмотрите, у меня в руках кубик льда (внутри заморожена веточка).
- Что вы увидели?
-Теперь возьмите полоску цветной бумаги и положите на нее кубик льда. Мы можем увидеть какого цвета наша полосочка?
- Так что можно сказать про лед?
- Верно, что лед прозрачный.
-Ребята, какой мы можем сделать вывод по этому эксперименту? (Лед прозрачный, через него можно увидеть предметы)
Опыт №2.
«лед твердый?»
- Ребята, возьмите кубик льда в ладошку и попробуйте его сжать. Что вы можете сказать, лед твердый или мягкий?
- Правильно, лед твердый.
- Вытрите руки салфеткой. Мы играли со льдом, руки наши замерзли, давайте их согреем.
-Ребята, какой мы можем сделать вывод по этому эксперименту? (Лед твердый, его сложно сломать)
Опыт №3
лед скользкий?»
Гипотеза: если провести пальцем по льду, то палец будет скользить.
- Посмотрите перед вами кусочек льда, попробуйте провести пальчиком, погладьте его.
-Пальчик скользит? Так тогда какой лёд?
-Правильно ребята. Теперь вы знаете, что лёд скользкий.
-Ребята, какой мы можем сделать вывод по этому эксперименту? (Лед скользкий)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «СНЕЖОК»
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(показывают круг, гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, ("подбросить", посмотреть вверх)
Два – поймаем. (" ловят", приседают)
Три – уроним (встают, "роняют")
И … сломаем! (топают)
-Отлично, на этом наши эксперименты заканчиваются. Но есть еще задания. Предпоследняя колонка:Отвечают на вопросы, участвуют в экспериментировании, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представления.
Последняя колонка: Готовность к решению проблемы
2.4 Этап проведения дидактической игры на ИКТ
Задача:Систематизация знаний, которые дети получили на занятии -Вспомним правила с работой ИКТ оборудованием:
• Не бегать рядом с Икт оборудованием
• Не толкаться
• Не трогать мокрыми руками
• Работать на вытянутой руке
• Работать только со стилусом
-Теперь приступаем и заданиям
Задание 1: какие предметы относятся к твёрдым, жидким и газообразном веществам.
Задание 2: Выбери какие предметы лишние.
Задание 3: Соотнеси, где холодные предметы и горячие предметы.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «СНЕГОПАД»
Тихо, тихо снег кружится, посмотри, не ленись (круговые движения глазами)
И на землю он ложится сверху-вниз, сверху – вниз (взор вверх-вниз(2р)
Стало все вокруг бело : слева, справа, слева,справа (взор влево-вправо)
Даже ночью светло: справа- слева, справа- слева (закрыть глаза, движения глаз под закрытыми веками.)
Последняя колонка :Закрепили знания, которые им давались на занятии
3. Заключительный этап
Задача: Выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства.
Вам понравилось сегодня на занятии?
Возьмите с подноса снежинку, ту какое у вас настроение после нашего занятия.
А что вам больше всего понравилось?
Вы сегодня большие молодцы, были активными на занятии.
Совушка вас тоже благодарит и приглашает еще в страну фокусов.
-До свидания ребята!
Предпоследняя колонка: Дети слушают воспитателя, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы воспитателя.
Последняя колонка: Способность оценить свою деятельность, выделить трудности, которые были в ходе решения проблемы;