ольга смирнова
Занятие по развитию речи «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Тема «Зима».
Цель: развивать связную речь; уточнить признаки зимы; упражнять в подборе слов-признаков, родственных слов; учить детей отвечать на поставленные вопросы;
развивать координацию движений, совершенствовать мелкую моторику, развивать длительный и плавный выдох; активизировать словарь;воспитывать эстетический вкус.
Публикация «Занятие по развитию речи „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные задачи: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах. Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия. Совершенствовать грамматический строй речи. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивающие задачи : Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия.
Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: Мольберт; картинки с изображением времён года, с различными действиями детей; зимние явления природы (снегопад, метель, вьюга, сосульки, сугробы, иней, оттепель, гололедица); мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках; картинки с изображением предметов зимы (санки, варежка, снеговик, сосульки, лёд); картина «Дети лепят снеговика» ; снег.
Ход занятия
1. Беседа о времени года.
Воспитатель: Как вы думаете, какое сейчас время года? Как вы догадались? Какая погода на улице?
Ребята, послушайте загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Правильно, зима.
2. На столе разложены сюжетные картинки с временами года.
Воспитатель: А сейчас мы возьмём картинку, на которой изображена зима. (дети подходят, берут картинку, воспитатель спрашивает, почему он выбрал именно эту картинку, уточняет и обобщает вместе с детьми их ответы).
3. Воспитатель: Ребята, а я вам что-то принесла, но вы должны отгадать загадку.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)
Что можно рассказать о снеге? (дать детям потрогать снег)
Какой он бывает? (пушистый, белый, холодный) Снег – это много-много снежинок. Они падают, кружатся, и получается снег.
Воспитатель: Ребята, отгадайте ещё одну загадку:
Белые Комарики
В воздухе кружатся.
Белые Комарики
Под ноги ложатся.
В скверы, парки и дворы
Для ребяческой игры. (Снежинки)
А вы видели, какие бывают снежинки? Снежинки – маленькие, похожи на комариков, как маленькие звёздочки они медленно падают, кружатся, одна, за одной и получается одно снежное покрывало.
А давайте вы сейчас будете снежинками, и покажите, как они кружатся и медленно опускаются на землю.
4. Упражнение «Снежинки»
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. (Дети кружатся и приседают)
Воспитатель: Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Упражнение повторить 3-5 раз.
5. «Что бывает зимой?»(на столе разложены карточки с зимними явлениями природы)
Воспитатель: Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним. Посмотрите на картинки, и назовите, что происходит зимой в природе.
Воспитатель просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления, и назвать их.
6. Игра «Назови ласково» (с мячом)
- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег – снежок
Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец
Дерево - деревце
Ветер – ветерок
Горка – горочка
Лёд – ледок
Холод - холодок
Зима – зимушка
Санки – саночки
7. Пальчиковая гимнастика “Мы во двор пошли гулять”
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили, “Лепят” комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, “Крошат” хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой
стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. “Едят ложкой” суп.
8. Упражнение “Где это бывает?”
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.
Воспитатель выставляет на мольберт по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы для закрепления в речи предлога на.
- Где лежит снежинка?
- Где висит сосулька?
- Где замерз лед?
- Где катаются дети?
- Где стоят санки?
- Где слепили снеговика?
9. Упражнение «Закончи предложение»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить (снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику).
Мы показали соседям нашего (снеговика).
Мы играли с нашим (снеговиком).
Мы рассказали бабушке о (снеговике).
10. Упражнение по картине «Дети лепят снеговика» (составление предложений)
Воспитатель: Скажите мне, кого дети лепят на прогулке в парке?
Давайте все вместе произнесем четко это слово. А теперь произнесите это слово по очереди. Давайте придумаем рассказ о снеговике. (Дети составляют по одному предложению).
11. Итог занятия
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали на занятии?
- Что понравилось?