Людмила Дедовец
Итоговое занятие по развитию речи во второй младшей группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие во второй младшей группе по развитию речи «Зимушка - зима»
Воспитатель: Дедовец Л. С.
Тема: «Зимушка - зима»
Цель: Обобщить знания детей о признаках зимы, учить понимать простейшие причинно-следственные связи.
Задачи: Закрепить знания детей о времени года – зима, систематизировать знания о характерных признаках зимы. Упражнять в словообразовании от слова «снег», в согласовании существительных с прилагательными, учить отвечать полным ответом. Развивать логическое мышление, внимание, координацию крупных и мелких движений, координацию слова с движением. Воспитывать речевую активность, активизировать словарь по теме «Зима». Воспитывать у детей: любовь к природе родного края, доброжелательное отношение друг к другу, умение взаимодействовать в группе детей. Вызывать у детей положительные эмоции.
Публикация «Итоговое занятие по развитию речи во второй младшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Интеграция образовательных областей: Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.
Оборудование: Кукла Зимушка-зима. Иллюстрации с зимним пейзажем, картинки с изображением зайца в белой шубке, медведя в берлоге, зимующих птиц, мяч, кормушка с зернами.
Ход НОД
1. Организационный момент:
Психогимнастика
(Дети становятся в круг)
В круг ребята соберемся.
Вправо, влево повернемся,
И друг другу улыбнемся.
Тише, тише, тишина
Заниматься нам пора!
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: О зиме.
Стук в дверь, появляется игрушка кукла Зимушка-зима.
Зимушка-зима : Здравствуйте ребята, расскажите, что вы узнали о зимнем времени года, происходит в природе зимой?
Воспитатель: Ребята, как вы узнали, что наступила зима?
Дети: На улице идет снег, холодно, погода пасмурная, морозная.
Воспитатель: А вы помните поговорки и приметы про мороз?
Дети: Береги нос в большой мороз. Если дым из трубы идет столбом – это к морозу. Зима без мороза не бывает.
Воспитатель: Дети расскажите нашей гостье название зимних месяцев.
Дети: Декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: Зимушка просит нас рассказать стихотворения, о зимних месяцах.
Дети: Открываем календарь. Начинается январь.
В январе, в январе. Много снега во дворе.
Снег на крыше на крылечке. Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печку. В небо дым идет столбом.
Дети: Дуют ветры в феврале. Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле легкая поземка.
Поднимаясь мчатся в даль. Самолетов звенья.
Это празднует февраль армии рожденье.
Пальчиковая игра «Пришла зима»
Пришла зима. (Развести руки в стороны, показывая вокруг себя)
Стало холодно. (Обхватить руками себя за плечи и поежиться)
Ударили морозы. (Стукнуть правым кулаком по левой ладони)
Реки покрылись льдом. (Вытянуть руки перед грудью и развести их в разные стороны)
Пошел снег. (Руки поднять вверх, а затем плавными зигзагообразными движениями, не спеша, опускать их вниз)
Он падал белыми пушистыми хлопьями на землю, (Изобразить сугробы)
На дома, (Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша»)
На деревья, (Согнуть руку в локте и поднять ее, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева)
На людей. (Положить руки себе на голову)
Воспитатель: Какое солнце зимой?
Дети: Солнце зимой светит, но не греет.
Воспитатель: Какое бывает небо зимой?
Дети: Серое, пасмурное, иногда голубое.
Воспитатель: А как называются тучи, из которых идет снег?
Дети: Тучи, из которых идет снег, называются снежные тучи.
Воспитатель: Как вы думаете, как называется явление, когда падает много снежинок.
Дети: Когда падает много снежинок, это называется - снегопад.
Воспитатель: Какие снежинки вы видели?
Дети: Пушистые, холодные, тонкие, серебристые, сверкающие, искристые, хрустящие.
Воспитатель: Что же делают эти лёгкие снежинки?
Дети: Летают, падают, кружатся, ложатся, тают, блестят, сверкают.
Воспитатель: Что ещё вы можете рассказать о снеге?
Дети: Снег холодный, белый.
Физкультминутка «Снежок»
Посмотри, как блестит (Поднимают руки вверх и плавно качают кистями рук).
Под ногами хрустит (Топают ногами).
Беленький снежок, (Постепенно опускаются на корточки).
Лёгкий, как пушок. (Показывают руками, как идёт снег).
Дует, дует ветерок, (Плавные движения рук в право – в лево).
И летит, летит снежок, (Плавные движения рук сверху вниз).
Закружился, заблестел, (Покружиться,
Над поляной полетел. (Плавно поднимая руки вверх – вниз).
А потом на землю пал. (Присесть)
До весны там пролежал. (Обнять колени).
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в «снежные» слова.
Дидактическая игра «Снежные слова»
Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит слово и бросает мяч ребё нку:
- много снега падает – это снегопад;
- одна снежинка, а несколько – снежинки;
- снег, а ласково – называется снежок;
- ком из снега - снежок;
- мальчик из снега – это снеговик;
- зимующая птица с красной грудкой – называется снегирь;
А еще какие красивые слова можно сказать о снеге?
- Если снег искрится на солнышке, значит он – снег искристый;
- Снег сверкает – снег сверкающий;
- Снег серебрится – снег серебристый;
- Снег рассыпается – снег рассыпающийся;
- Снег хрустит – снег хрустящий.
Воспитатель: А давайте расскажем стихотворение о снежинке.
Дети: Села мне на рукавичку белая снежинка.
И нахохлила как птица ледяную спинку.
Замерла тихонько я, чтоб не улетела.
Скоро варежка моя станет белой, белой.
Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку»
Воспитатель: А что вы можете рассказать о деревьях зимой?
Дети: Зимой деревья стоят голые, зеленые только ель, сосна – у них вместо листьев на ветках иголки. Деревья спят.
Воспитатель: А как зимуют звери?
Дети: Животные зимой надевают теплую шубу. Мех у нее гуще, и шуба теплее. Зимой медведь спит в берлоге. Спит еж, барсук. Другие звери бегают по лесу, ищут себе добычу.
Воспитатель: Какая шубка зимой у зайчика?
Дети: Шубка у зайчика зимой белая.
Воспитатель: Почему зайчик меняет свою шубку зимой на белую?
Дети: Чтоб волк и лиса не смогли заметить зайку на снегу.
Воспитатель: Ребята а давайте расскажем Зимушке о том, каких мы знаем зимующих птиц, я буду загадывать загадки, а вы разгадывать (показ картинок с зимующими птицами).
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
(Воробей)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
(Сорока)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Воспитатель: Зимой птицам холодно и голодно, а скажите, как мы можем помочь зимующим птицам?
Дети: Насыпать зернышки и хлебные крошки в кормушку.
Воспитатель: Правильно, птичкам нравятся зернышки и хлебные крошки, а что больше всего любит клевать синичка?
Дети: Синичка больше всего любит клевать не соленое сало.
Воспитатель: Хоть и холодно зимой на улице, можно придумать много разных игр, забав и развлечений. Что можно делать, когда снег идет?
Дети: Ловить снежинки, лопаткой разгребать снег, чистить дорожки, лепить снеговика, покатать друг друга на санках, походить на лыжах, играть в снежки.
Воспитатель: Да, зимой много различных забав, для то того чтобы не замерзнуть что нужно одевать зимой?
Дети: (показывают и рассказывают) шапку, пальто, теплые штаны, сапоги, шарф, варежки.
Воспитатель: Молодцы тепло оделись на прогулку, а давайте вспомним игру как Маша варежку надела.
Маша варежку надела (Гладим правую кисть с обеих сторон)
«Ой, куда я пальчик дела? (Загибаем большой палец)
Нету пальчика, пропал. (Поворачиваем ладонь осматриваем со всех сторон)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (Проводим левой рукой по правой от себя)
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь, (Кисть с выпрямленными пальцами показываем с обеих сторон)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (Показываем вверх большой палец)
Зимушка-зима : Спасибо вам ребята за то, что рассказали мне о зимних явлениях, которые происходят в природе зимой. А теперь пришла пора прощаться, я должна уступить место весне, до встречи в следующем году, до свидания.
Дети: До свидания Зимушка-зима, до встречи.
Воспитатель: Ну, вот ребята, мы и попрощались с гостьей. Чем мы с вами занимались, что вам понравилось больше всего?
Дети: Играть, рассказывать стишки, разгадывать загадки, сдувать снежинки.