Надежда Агеева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Углублять знания детей о диких животных наших лесов.
ЗАДАЧИ
Коррекционно-развивающая:
расширение и активизировать словарь по теме, закрепление в речи детей названий животных наших лесов;
развивать связную речь;
развивать мыслительную деятельность, внимание, память;
продолжать развивать фонематический слух.
Коррекционно-образовательная:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных, обозначающих животных;
учить правильно, употреблять притяжательные прилагательные;
закрепление умения составлять предложения с заданными словами по предложенной схеме;
Коррекционно-воспитательная:
воспитывать умение внимательно слушать педагога и детей;
воспитывать у детей гуманное, бережное отношение к животным;
развивать любознательность, взаимопомощь.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: притяжательные прилагательные (Лисий, волчий, лисенок, волчонок…логово, нора, берлога…
МАТЕРИАЛ: Иллюстрация Маши из сказки «Маша и Медведь», изображения диких животных, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, аудио запись «Лес», презентация по теме «Дикие животные наших лесов».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
ЛОГОПЕД: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.
ЛОГОПЕД: Чтобы на занятии слышать все внимательно, надо сделать массаж ушей старательно.
Улыбнулись.
Взяли наши ушки,
Тянем до макушки, (Тянуть указательным и большим
Тянем их старательно, пальцем верхние края ушей вверх)
Слушаем внимательно.
Тянем, тянем наши ушки,
Но уже не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны)
Тянем ушки в стороны,
Чтобы все запомнить здорово.
Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз)
Четко произносим каждое слово.
Дыхательная гимнастика.
Наращивание слов в предложении.
ЛОГОПЕД: Какое сейчас время года? Верно, лето! (Дети за логопедом повторяют глубокий вдох через нос и на выдохе произносят следующие фразы)
Лето.
Летом жарко.
Летними деньками жарко.
Летними деньками бывает жарко.
Летними солнечными деньками бывает жарко.
Летними солнечными деньками бывает очень жарко.
Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришла Маша из сказки (выставляется предметная картинка с ее изображением).
Маша – это персонаж, какой сказки?
Вместе с ней мы отправимся на прогулку в сказочный лес (выставляется картинка с изображением леса). Встали в круг, слушаем внимательно и выполняем все действия старательно.
Физкультминутка «Мы заходим с вами в лес»
Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три.)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим. (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
ЛОГОПЕД: Вот мы и пришли с вами в лес, давайте послушает звуки леса (звучит аудио запись звуки леса).
Хотя ещё никто нам не встретился, мы с вами слышим, что лес живой. Какие звуки вы слышали?
Шорох, пение птиц, треск, шелест листвы…
ЛОГОПЕД: Посмотрите, вот и выходят поприветствовать нас лесные обитатели. Давайте и мы с ними поздороваемся, но здороваться надо не так как мы свами привыкли, а по-звериному. Смотрим на картинку, я показываю, как приветствует нас зверь, а вы повторяете.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
Ёжик - фыркает (разминаем губы)
Лиса - улыбается, растягиваем губки в улыбке, губы при этом сомкнуты
Волк - улыбается, показали все зубки.
Рысь - широко открывает рот
Зайка трусишка – поджал ушки, испугался. Открыли широко ротик, язычок зацепили за нижние зубки, вот он прислушивается, нет ли поблизости, каких ни будь хищников, ушки вверх поднял. Рот также широко открыт, широкий язычок поднимаем к верхним резцам.
Змея уж – здоровается с нами, широко открыли рот, язычок острый высовываем вперед назад.
Лось вышел, цокает
Вон белочка спрыгнула, увидела большой гриб - «Белочка собирает грибы». Грибы на короткой и длинной ножках. – открывать и закрывать рот, не опуская языка.
Мишка сладкоежка слизывает мёд. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой», затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
Фокус дуем на пчел
ЛОГОПЕД: Прекрасно, звери поняли, что мы не хотим причинить им вред и разрешают нам погулять по лесу.
Развитие лексическо-грамматической стороны речи
«Чей? Чья? Чье?»
ЛОГОПЕД: Отправляемся мы с Машенькой дальше, и зашли мы с вами в самую глушь леса. Огляделись и увидели что-то необычное, вокруг нас как будто кто-то спрятался, из за дерева хвост торчит, а вон там ухо. Я кажется, догадалась, это звери решили с нами поиграть в прятки и выйдут они только тогда, когда мы узнаем кто и где спрятался. Поиграем? Ребята, но вам не просто надо будет называть, кто, где спрятался. Надо говорить красиво и правильно. Пр. Лиса спряталась за деревом, потомучто я виже лисий хрост…
ЛОГОПЕД: Молодцы всех животных отыскали. Ну что отправляемся дальше?
Физкультминутка
ЛОГОПЕД: А проводит нас дальше по лесу Медведь сластена. Поиграем с ним и погуляем.
«Медведь по лесу бродит»
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».)
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)
Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)
Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.)
И пчелок вспоминает.
(И. Лопухина)
ЛОГОПЕД: Здорово прогулялись, но вот перед нами новое задание, которое для нас приготовили волки. Давайте, его выполним и потренируем нашу память.
Развитие зрительной памяти.
«Кого не стало?»
ЛОГОПЕД: Волки приготовили для вас непростое задание, это задание смогут выполнить ребята с самой хорошей памятью. Но я уверенна, что у всех наших ребят отличная память, так что приступаем.
Детям предлагается ряд карточек и дается задание запомнить их, затем один из игроков закрывает глаза, а логопед убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза и называет картинку, которой не стало. (Пр. не стало двух зайчат и т. д.)
ЛОГОПЕД: Замечательно справились с заданием, и волки пропускают нас дальше.
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Игра «Детёныши»
ЛОГОПЕД: Вышли мы с Машей на полянку, а на ней собрались все животные леса, кто воет, кто рычит, кто тявкает, все взволнованы. Их детеныши расшалились, попрятались по лесу. Родители очень переживают потому, что не могут их найти. Давайте вместе с Красной шапочкой им поможем, чтобы детеныши вышли их надо правильно назвать. Готовы.
Давайте скажем полным предложением:
- У лисы один лисенок.
- У зайца один зайчонок, и т. д.
ЛОГОПЕД: Вы прекрасно справились с заданием. Но вот в нашем лесу наступил вечер и всем животным их детенышам пора расходиться по домам давайте ин поможем. Вы должны назвать где, кто живет. Будьте внимательны и выполняйте упражнения старательно.
Развитие лексико-грамматического стороны речи
«Кто, где живет?».
Где себе дикие животные устраивают «домики»?
Лиса живет (где) - в норе. Ёж живет в норе.
Белка – в дупле.
Волк – в логове.
Медведь в берлоге.
ЛОГОПЕД: Вот и разошлись наши животные по своим домам и нам пора возвращаться домой.
ИТОГО ЗАНЯТИЯ