Светлана Кручинина
Конспект занятия по развитии речи в старшей группе «Составление описательного рассказа «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Учить детей при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, сложные, распространённые).
2. Учить детей подбирать слова-определения к заданным словам (лё д какой: холодный, твёрдый, прозрачный, хрупкий; погода какая: вьюжная, снежная, морозная, холодная).
3. Активизировать употребление слов противоположного значения (мягкий-твёрдый, жарко-холодно).
4. Воспитывать умение чётко произносить слова и фразы, включающие звук /Ц/, делить трёхсложные слова на слоги.
Публикация «Конспект занятия по развитии речи в старшей группе „Составление описательного рассказа „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
5. Воспитывать у детей умение выслушивать, не перебивая, мнение своих товарищей.
Материал к занятию :Опорные картинки для составления описательного рассказа, игрушка – Снежная Королева, фишки-снежки, снежинки для физ. минутки и медали для награждения.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, к нам утром в группу пришла Снежная Королева и попросила рассказать про русскую зиму. Пусть она послушает, а мы будем составлять рассказ о зиме.
Сначала я буду задавать вопросы, а вы, ребята, внимательно слушайте и если знаете ответ, то поднимайте руку.
Вопросы к детям:
- После какого времени года наступает зима?
Дети: после осени.
-Чем зима отличается от других времён года?
Дети: Зимой бывает снег, холодно, лепят снеговика.
-Что происходит в природе зимой? Расскажите про солнце, деревья, землю. В помощь вам покажу карточки-схемы.
Дети: Солнце мало греет, земля под снегом, деревья спят, очень хрупкие, реки замёрзли.
-Какая бывает погода зимой?
Дети:Морозная, снежная, вьюжная, холодная
- Как одеты люди зимой?
Дети: Люди в тёплой одежде.
-Чем можно заниматься на улице зимой? В какие игры, забавы играть? Вспоминаем наши прогулки!
Дети: Кататься на лыжах, коньках, санках.
-Что происходит с животными и птицами?
Дети: Зайка поменял шубку, птиц надо подкармливать.
Воспитатель: Молодцы, ребята! На все вопросы ответили. И сейчас мы для Снежной Королевы по этим карточкам составим рассказ о Зиме. Кто первый начнёт? (вызываю одного, второго, третьего ребёнка для рассказа).
Опишите, пожалуйста, какая бывает зима? Вспоминайте наши наблюдения на прогулке. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде и снеге, которые вы сейчас подобрали. (Дети составляют рассказ)
Воспитатель: Хорошо! Интересные рассказы получились. И сейчас немного отдохнём. Предлагаю немного поиграть. Игра называется «Снежинки и ветер».
Правили игры такие: Одна половина детей (мальчики) изображают ветер, девочки изображают снежинки. Ветер дует, снежинки кружатся. Вдыхаем глубоко носом, при выдохе щёки не надуваем, губы делаем трубочкой, выдыхаем долго и медленно. Потом поменяются ветер и снежинки.
Воспитатель:Ребята, Снежной Королеве так понравилось как мы играли, и она тоже хочет с нами поиграть. Игра называется «Скажи наоборот». Будьте внимательны, слова называйте громко и чётко.
За каждый правильный ответ, Снежная Королева будет давать снежок. У кого будет больше всех снежных комочков, тот и победитель.
Вопросы к детям:
-Летом дни жаркие, а зимой-…
-Весной лёд на реке тонкий, а зимой-…
-Летом дни длинные, а зимой-…
-Снег мягкий, а лёд-…
Летом солнце греет, а зимой-…
-Одни сосульки длинные, а другие-…
Воспитатель: Хорошо, много снежков заработали. Молодцы! Снежная Королева ещё больше вас наградит, если справитесь с другой игрой на внимание, которая называется «Хлопни в ладоши, когда услышишь слова, относящиеся к зиме»
коньки, ледянка, велосипед, лыжи, ролики,
снеговик, купальник, мяч, санки, теннисная ракетка, лопатка, сачок
Воспитатель: Молодцы! Теперь считайте количество снежных комочков. У кого больше всех, тот и получает медаль. (Награждение медалями).
Воспитатель:А теперь, ребята, проходите на ковёр и взгляните на мольберт. Кого вы видите на картинке?
Дети: Курицу и цыплят.
Воспитатель: Правильно. Послушайте стихотворение:
«Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыплёнок, то умница»
Воспитатель:Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?
Назовите слова, где есть звук /Ц/.
Послушайте слово «КУ-РИ-ЦА».
Сколько слогов в этом слове? Посчитай Егор, а Данила как думает?
Воспитатель: Молодцы!
Итог занятия :
Воспитатель: Теперь, ребята, давайте вспомним, что мы сегодня на занятии делали?
Дети: -Составляли рассказ о зиме.
-Играли в игру на внимание.
-Подбирали другие слова в игре.
Воспитатель: Чем запомнился рассказ Егора?
Какие необычные слова использовал Тимоша?
Все молодцы! На этом занятие закончилось.