Кулова Марина Сафарбиевна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Белый снег пушистый в воздухе кружится»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Программное содержание:
1. Учить детей составлять грамматически правильный,
логически последовательный рассказ, используя
различные грамматические конструкции.
2. Закрепить грамматические категории:
а) согласование существительных с
прилагательными (белый снег, синий лёд и др.).
6) образование прилагательных превосходной
степени — красивый — краше, холодный — холоднее и
др.
в) употребление глаголов действия и движения —
растения спят, ласточки улетают и др.
г) подбор антонимов к прилагательным —
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Белый снег пушистый в воздухе кружится“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Снежинки, снег. Конспекты занятий по развитию речи
- Темочки
снег — мягкий
лёд — твердый и др.
д) образование существительных с уменьшительно —
ласкательными суффиксами -— зима - зимушка
снег — снежок и др.
3. Вызвать у детей интерес к проведению различных
опытов, приобщать их к ним. (таяние льда, снега,
распускание почек и др.).
4. Интегрировать в занятие по развитию речи
астрономические, ботанические сведения.
5. Учить детей любить родную природу и восхищаться
ею в любое время года.
2. Методы и приемы:
1) вступительная беседа воспитателя.
2) чтение стихотворения и загадывания загадок.
3) проведение дидактических игр (панно).
4) проведение опытов.
5) инсценировка с участием Незнайки.
6) вопросы к детям.
3. Оборудование:
Глобус, «солнце», вода в стаканчиках, лёд на подносиках,
ветка сирени, панно для составления рассказа, таблица
для дидактической игры, сани, коньки, клюшка и др. ;
4. Словарная работа:
Опыт, иней, сосулька, планеты, глобус, Вселенная, времена
заморозки, гололед, стужа, вьюга, снегопад и др.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Чтение стихотворения «Зима» И. Сурикова.
Белый снег, пушистый
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
3. Вопросы к детям.
В-ль: Ребята. О каком времени года говорится в
стихотворении?
Р - к: В этом стихотворении говорится о зиме.
В - ль: Правильно ребята. Зима -— это красивое, пушистое,
белоснежное время года. Вы бы наверное хотели, чтобы
всегда было лето, всегда было тепло. Но это невозможно.
Почему наступила зима? Кто скажет и покажет?
Р - к: Земля крутится вокруг своей оси и вокруг солнца,
поэтому времена года сменяют друг друга. Сейчас наша
страна отвернулась от солнца, и поэтому у нас зима.
В - ль: А сколько месяцев в каждом времени года?
Р - к: В каждом времени года по 3 месяца.
В - ль: А кто назовет зимние месяцы?
Р — к: Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
В — ль: Кто назовёт зимние месяцы на кабардинском
языке?
Р - к: Дыгъэгьазэ, щ1ыщылэ, мэзая.
В — ль: Молодец. Ребята, а когда закончится зима? Так
хочется, чтобы по быстрее стало тепло.
Р — к: Зима закончится 1 Марта, и наступит весна
4. В — ль: Да, ребята, совсем мало времени у нас осталось до
весны. И чтобы лучше запомнилась нам красавица — зима,
давайте мы её нарисуем. А рисовать мы её будем не
красками и кисточками, а словами (В - ль выставляет
панно).
В – ль: Рассказ начну я! Зимой солнце иногда светит, но
Плохо греет, поэтом холодно. А кто продолжит?
Р – К: Зимой небо чистое, белое, голубое. (Р- к выставляет
Небо).
В — ль: А кто ещё хочет?
Р — к: Зимой вода в речке замерзла и стала льдом (Р - к
ставит речку).
В — ль: А кто расскажет о деревьях?
Р — к: Зимой деревья стоят голые, без листьев. На деревьях
иней. Только сосны И ели остались зелеными. (Р - к
ставит голое дерево и ёлку).
В — ль: А что такое иней.
Р - к: Вода испаряется круглый год зимой тоже, но
медленнее. А иней — это пар, который замерзает на
различных предметах – деревьях, проводах, стекле и т. д.
В — ль: А кто расскажет про птичек?
р — К: Зимой перелетные птицы улетели и в теплые края, а
зимующие птицы остались зимовать нами.
(Р- к ставит ворону и снегирь).
В — ль: А животные как ведут себя зимой? Давайте о них
тоже расскажем.
р - к: Животным трудно зимой, у них мало корма
(Р- к ставит волка, зайчика, лисичку).
В - ль: На нашей картине уже есть птицы, деревья,
животные, но я что — то не вижу насекомых на нашей
картине. Где они?
Р — к: А насекомых на нашей картине нет потому,
забиваются в щели под сухую кору и спят.
В — ль: Да, что — то картина у нас не очень веселая
получилась. Деревья голые, звери голодные, насекомых
вообще нет. И нет даже детей на нашей картине. Детям же
весело зимой. Давайте расскажем и о них.
Р — к: Дети зимой лепят из снега снеговиков.
Р-к: Зимой дети катаются на санках и на лыжах
Р -к: Зимой дети одеты тепло и играют в снежки
Р - к: Снег покрыл землю пушистым, белым одеялом.
В — ль: А что же такое снег? Вы часто ручками трогали и
играли в снежки.
Р — к: Снег — это пар, который 3амерзает в облаках.
Капельки воды замерзают, становятся тяжелыми и
падают вниз на землю в виде снега.
В - ль: И конечно же, какой зимний праздник
люди на всей земле?
Р - к: Зимой люди празднуют — Новый год.
В — ль: Вот теперь у нас получилась красив
Как можно назвать нашу картину?
Р— к: Её можно назвать — Зимушка — Зима.
Р -к: Я бы назвал — Красавица Зима.
Р — к:. Я бы назвал — Белоснежная Зима.
В ль: Молодцы ребята. Вот какие красивые названия вы
дали нашей картине. Мы её повесим в группе.
станет тепло, мы будем смотреть на неё и вспоминать
Зимушку.
5. В ль: Ребята, для вас есть ещё одна игра «Ошибки
Художника». Нарисовал наш художник, да что – то он
перепутал. Давайте найдем ошибки художника.
(На картине - цветы и травки на снегу, на деревьях
яблоки, дети на снегу ловят бабочек, снежная баба, с горки
едет мальчик на саночках, ласточки в небе, солнце очень
яркое).
Р — к: Мне эта картина не нравится потому, что цветы и
травки на снегу зимой не растут.
Р -к: На деревьях зимой нет яблок.
Р - к: Зимой ласточки улетели в теплые края.
Р — к: Солнце так ярко зимой не светит.
Р — к: Зимой бабочки спят.
Р — к: А мне больше нравится наша картина, она
Правильная.
В - ль: Да, ребята. Вижу вам картина художника не
понравилась. Поэтому мы её вешать не будем, а убираем.
В - ль: Вы очень хорошо нашли все ошибки нашего
художника и исправили — их. Вы молодцы!
В - ль: Ребята, вы хорошо поработали. Молодцы. Давайте:
поиграем и заодно отдохнем.
Встань те друг за другом и начнем.
6. Физ. минутка.
1. В декабре, в январе, даже в феврале,
Много снега белого на дворе.
2. Снег на крыше,
На крылечках.
3. А снежинки — на ладошках
4. Покатаемся на лыжах,
5. поиграем мы в снежки.
6. А теперь стряхнем снежинки,
7. Побежим скорей домой.
7. Молодцы. Сядьте красиво и удобно, и продолжим
занятие.
В - ль: Ой! К нам кто-то стучится в дверь. Ты кто
Незнайка: Я Незнайка.
(Незнайка легко одет, с сачком и корзиной для ягод, с
скворечником, с лопатой и зонтиком. Сосет сосульку и
дрожит от холода).
В- ль: Незнайка, а почему ты не здороваешься с детьми.
Незнайка: А что, надо здороваться? Я же Незнайка.
В - ль: Незнайка! Ты откуда пришел такой? И почему у
тебя в руках сосулька? Ты что, не знаешь, что она грязная.
Давай сюда. Почему у тебя в руках эти предметы?
Незнайка: Я хочу покапать огород, собрать ягоды,
повесить скворечник для скворцов, а потом поймать
бабочек. А когда пойдет дождик, я не промокну, у меня
есть зонтик (Незнайка показывает все движения).
В - ль: Я боюсь, что тебя зонтик не спасет.
Незнайка: Почему?
В - ль: Потому, что на улице зима и эти предметы тебе не
нужны.
Н -- ка: Почему? Я так люблю ловить бабочек.
В - ль: Наши дети тебе расскажут, Незнайка, почему эти
предметы тебе зимой не нужны. Но сначала оденься
тепло, ты замерзнешь (Незнайка одевается_).
(В — ль ставит санки, коньки, клюшку, лыжи).
Р — к: Тебе зимой сачок не нужен потому, что бабочки
зимой спят. Возьми лучше клюшку. Будешь играть в
хоккей, как на нашей картине играют дети.
Р - к: И корзина тебе не нужна. Зимой нет ягод, чтобы их
собирать. Лучше покатайся на санках, как это делают дети
на картине.
Р — к: А вместо лопаты возьми лыжи. Потому, что кругом
снег, а такой лопатой копают только огород. Покатайся
лучше на лыжах, как эта девочка на картинке
Н - ка: Тогда я буду прибивать свой скворечник. Зря что
ли я его делал?
— ль: Во — первых, дерево скользкое, не залезешь,
упадешь
Р — к: А во — вторых, скворцы улетели в теплые края.
В — ль: А зонтик можешь подарить мне. Зимой дождик не
идет.
Н - ка: Вы мне подарили столько нужных предметов и
объяснили, как им пользоваться. Подарили и клюшку, и
санки, и лыжи, и букет. (Незнайка берет букет)
В — ль: Незнайка, это не тебе и это не букет. Это мы с
детками проводили опыт. Срезали веточку сирени и
вишни месяц тому назад и хотели посмотреть, что же с
ними произойдет.
Незнайка: Ну и что произошло? (крутит и смотрит)
Веточка как веточка, ничего интересного.
(В — ль достает только что срезанную веточку).
Н - ка: Надо же. Эта веточка совсем другая. Почему она
другая (крутит и смотрит).
В - ль: А что произошло, Незнайка, тебе скажут наши дети
Р — к: Зимой в холоде почки спят. А когда мы занесли
веточку в теплую комнату и поставили в воду — почки
проснулись. Они подумали, что наступила весна, и
раскрылись. |
8. Н - ка: Вот как интересно. Сколько полезного и
интересного я у вас узнал, и даже поумнел. Наверное, имя
поменяю. Стану Знайкой. Вам нравится имя Знайка.
Дети: Да, да.
В - ль: А кто мы сейчас проверим! Если ты отгадаешь
загадки наших детей, ты смело можешь поменять имя.
Загадки:
Р-к: Полетает в небесах
И растает на носах.
(снежинки)
Р -к: Две палки, две дощечки
Катайтесь человечки
(лыжи).
(Незнайка хватает лыжи)
Незнайка: Это мои лыжи. Вот я угадал.
Р - к: По ледяной дорожке
Бегут стальные ножки
(Коньки).
Р - к: Детки сели на карниз
И растут все время вниз
(сосульки).
Н - ка: Это сосульки, мои любимые. Кстати, где моя
сосулька? Отдайте ее.
(В - ль берет блюдце).
В - ль: Мы бы рады ее отдать, но её нет.
Н - ка: А где же она? Она только что была.
(Незнайка ищет сосульку).
9. В -ль: А что произошло с твоей сосулькой, мы тебе
сейчас покажем и объясним.
(У детей стаканы с теплой водой, на подносиках
разноцветные льдинки)
В — ль: Сейчас мы проведем опыт. Давайте бросим
кусочки кусочки льда в стакан с водой и посмотрим, что
произойдет.
Р - к: Лед растаял потому, что вода теплее, чем лед.
В - ль: А твоя сосулька тоже лед, а в группе у нас тепло и
поэтому растаяла.
Незнайка: Совсем растаяла?
В - ль: Да, совсем.
В - ль: Незнайка, чтобы немножко утешить тебя, давай
мы с тобой поиграем.
10. Игра называется «Часики».
Я скажу слово, а ты подбираешь слово с
противоположным значением.
Дед мороз толстый, а Снегурочка - ?
Н - ка: А снегурочка - маленькая.
В – ль: : Не правильно, Незнайка. Наши дети тебе помогут.
Дети:
1. Дед Мороз – толстый, а снегурочка — худая.
2. Сети толстый, а снежок — круглый.
3. Лед на озере твердый, а снег — мягкий.
Зимой — холодно, летом — жарко.
В— ль: Молодцы, ребята! Незнайка, понравилась тебе
наша игра.
Н - ка: Очень понравилось. Я еще больше поумнел.
В - ль: Спасибо Знайка, что ты пришел к нам в гости!
11. Подведение итогов занятия с участием Незнайки и
детей.
И вам, дети, спасибо, что вы так хорошо рассказывали о
Зимушке — Зиме. Зима закончится, но у нас останется на
память о нашем занятии красивая картина.
Я очень надеюсь, что и гостям тоже наше занятие
понравилось! Спасибо!
Незнайка: Я тоже очень надеюсь, что я тоже гостям очень
понравился! Если да, то похлопайте мне!
В — ль: Спасибо за внимание. А на этом наше занятие
заканчивается.