Ирина Кисельникова
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе «Сундучок с сюрпризами»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель И. Г. Кисельникова.
Цель: Обучение системному анализу.
Задачи:
Обучающие.
Продолжать расширять у детей представления об окружающем мире.
Закрепить признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; упражнять в подборе притяжательных прилагательных, активизировать словарь.
Закреплять умение анализировать объект, показать многоэтажность ели и особенности каждого этажа, учитывая природные данные поселившихся на них животных и растений.
Побуждать детей искать способы решения проблемных ситуаций.
Развивающие.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе „Сундучок с сюрпризами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Развивать внимание, ассоциативное и логическое мышление.
Продолжать развивать умение устанавливать взаимосвязи между объектами.
Стимулировать познавательные способности.
Воспитательные.
Продолжать развивать коммуникативные навыки: вступать в диалог, выслушивать мнение собеседника.
Способствовать возникновению чувства симпатии к сверстникам.
Формировать и поддерживать познавательный интерес к окружающему миру.
Оборудование. Сундук, письмо с загадками, ширма, картина «Осень», предметные картинки с признаками зимы, кукла Маша- растеряша, картинки с изображением диких зверей, ножницы, заготовки снежинок, картинки и предметы для системного анализа «Ель».
1. Звучит негромкая музыка.
В: - Ребята, какой волшебный праздник бывает в декабре?
Дети: - Новый год.
В: - Дед Мороз порадовал всех подарками, а нам он оставил свой волшебный сундучок. Давайте посмотрим, какие там спрятаны сюрпризы.
Дети садятся на ковер и отгадывают загадки.
Воспитатель под музыку открывает сундук и достает письмо с загадками:
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице. (мороз)
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает. (снеговик)
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный. (снег)
Не сосите, сорванцы,
Ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки,
Потому что ел. (сосульки)
Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой. (лыжи)
Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим. (лед)
2. В: - О каком времени года говорится в загадках?
Дети: - О зиме
-А какое время года было перед зимой?
Дети: -Осень
-Давайте посмотрим, что еще есть в сундуке.
Воспитатель достает большую картину «Осень»
-Сейчас мы осень превратим в зиму.
-Дети берут картинки и поочередно помещают их на картину, называя признаки зимы.
Постепенно признаки осени замещаются зимними и картина превращается в «Зиму»
-Полюбуемся зимним пейзажем.
3. В: -Кто знает, какое дерево считается главным в зимние праздники?
Дети: -Елка
Воспитатель достает из сундука картину с изображением елки.
-Это не просто дерево –оно хранит в себе много тайн. Давайте раскроем эти тайны.
-Дети переходят к столам, на которых лежат картинки и предметы для системного анализа.
Отвечая на вопросы, выкладывают их возле изображения ели.
В: -Из чего состоит елка?
Дети: -Из ствола, веток, корня, шишек, хвойных иголок.
В: -Давайте подумаем, чем была елочка в прошлом
Дети: семенем, ростком
В: - Чем может стать елка в будущем?
Дети: книгой, мебелью, нитками, бумагой…
В: -Все вместе мы смогли узнать много интересного об этом дереве.
-А сейчас я вам расскажу еще одну тайну- ель можно превратить в многоэтажный дом для обитателей леса. Вы мне поможете в этом?
К большому листу с изображением ели, дети приклеивают изображения обитателей леса. (под корни- мышек, кротов, червячков; под нижние ветви- зайца, лису, медведя; на средние ветки- рысь, куницу, белку; на верхние- птиц); под нижние ветви- зайца, лису, медведя; на средние ветки- рысь, куницу, белку; на верхние- птиц)
В:-На что стала похожа наша лесная красавица?
Дети: На многоэтажный дом.
4. Из сундука «появляется» Маша- растеряша.
Плачет : «Все меня называют Маша- растеряша»
-А почему так происходит?
-Маша: «Потому, что я всегда все теряю. Хотела сегодня позавтракать и ложка куда- то пропала»
В: -Ребята, как же быть нашей растеряше? Что же ей дать вместо ложки?
Дети: Надо ей дать вилку, маленькую чашку, палочки, скорлупу…
-Маша: «Потом нож исчез- нечем хлеб нарезать».
-Утром оделась, собралась гулять- а санки не нашла».
Дети: Санки можно заменить пакетом, картонкой, ледянкой…
-Дети предлагают Маше предметы, обладающие ресурсами схожими с потерянными.
Маша: «Какие вы находчивые! А я знаю лес, в котором тоже понадобится ваша помощь. Пойдемте со мной»
5. В: Этот лес мне тоже знаком. Здесь живут несчастные звери, которые потеряли свои хвостики. Надо помочь каждому зверю найти свой хвост.
Дети раскрывают «сугробы» (поднимают кусочки ваты, в которых спрятаны звери без хвостов. Выполняют игровое задание («У меня в сугробе рысь, ей нужен рысий хвост»)и т. д.
6. В: -Вот и опустел сундучок Деда Мороза. Но мы вежливые люди и должны его отблагодарить. Давайте вырежем снежинки и наполним ими сундучок. Пусть снежинки хранятся там до следующего Нового года.
Дети садятся за столы, вырезают снежинки и складывают их в сундучок.
Задание выполняется под тихую спокойную музыку.