Антонина Кравцова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Поможем Федоре» по Т. А. Ткаченко
▼ Скачать + Заказать документы
по развитию речи в средней группе
«Поможем Федоре»
(составление описательного рассказа о посуде
с использованием схем Т. А. Ткаченко).
Воспитатель:
Кравцова А. Н.
2017г.
Цель:
1. Учить детей составлять описательные рассказы о посуде с опорой на схему.
Темочки:
2. Закреплять умение различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды, используя в речи соответствующие слова: чайная, столовая, кухонная.
3. Учить детей образовывать слова-названия предметов посуды по аналогии (сахарница, хлебница, салфетница, чайник, молочник, кофейник, солонка, масленка)
4. Уточнить и активизировать в речи название частей посуды (ручка, носик, стенки, дно, крышка и т. д.).
Предварительная работа:
1. Чтение и рассматривание иллюстраций в сказке К. Чуковского «Федорино горе».
2. Проведение цикла занятий по ознакомлению со схемой-моделью для составления рассказа о посуде (по методике Т. А. Ткаченко).
3. Экскурсия на кухню с целью ознакомления с кухонной посудой.
4. Ознакомление с видами и назначением посуды, рассматривание деревянной, металлической, стеклянной и керамической посуды.
5. Дидактические игры: «Разложи посуду правильно (дифференциация чайной и столовой посуды)», «Чаепитие у куклы Кати», «Кукла Катя обедает», «Расскажи о своей посуде», «Четвертый лишний»
Оборудование: кукла-бибабо «Бабушка Федора», наборы посуды: чайной, кухонной, столовой, схема-модель для составления рассказа (Т. А. Ткаченко).
Ход занятия:
Дети сидят полукругом. На руке у воспитателя кукла-бибабо «Бабушка Федора».
- Вот иду я сегодня в детский сад, а навстречу мне знакомая бабушка с посудой идет. Вы ее узнали? Нет?
Ну, послушайте, какая беда с ней приключилась, и вы сразу вспомните ее.
(зачитать отрывок из сказки «Федорино горе»).
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
А за ними блюдца, блюдца
Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля.
И бежит сковорода:
-Вы куда,куда,куда?
Чашки, да ложки стучат по дорожке.
Что же мне теперь делать?
- Ну, вспомнили ребята! Это же бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе».
- Ах, ты, несчастная Федора! Попробуем помочь твоему горю.
(снимает куклу, сажает ее на видное место – на окошко).
- Ты, Федора, посиди, да на деток погляди, а мы постараемся вернуть тебе твою посуду.
- Ребята, как вы думаете, почему от Федоры ушла вся посуда?
Дети: Она ее не мыла, не чистила, закоптила, запылила, плохо хранила ее, часто разбивала.
- Вот видишь, Федора, ты совершенно ничего не знаешь о посуде, не умеешь правильно с ней обращаться, вот и покинула она тебя. А наши ребята много чего знают про посуду, и мы тебе сейчас все расскажем.
- Ребята, у Федоры много посуды, разной-разной, а вот названия предметов посуды она и не знает, а вы знаете? Тогда разложим посуду Федоры правильно и аккуратно.
Проводится игра «Разложи Федорину посуду».
Воспитатель выставляет 3 значка-картинки: «чайник», «стол», «плита», обозначающие чайную, столовую и кухонную посуду
Из общего количества посуды трое детей раскладывают на 3 стола, где стоят значки, чайную, столовую и кухонную посуду. Затем называют каждый свою посуду («У меня на столе чайная посуда: чайник, чашка с блюдцем, сахарница, чайная ложечка. У меня на столе – столовая посуда: тарелка, ложка, вилка, хлебница, стакан. У меня на столе – кухонная посуда: кастрюля, сковорода, миска.)
- Молодцы, ребята, и разложили правильно, и назвали верно. А еще посуда называется так, как она используется. Поиграем с вами в игру.
Проводится игра «Что где находится».
- Я называю продукты, а вы называете, где они хранятся или находятся в доме, а ты, Федора, слушай да запоминай:
Чай - …в чайнике
Кофе - …в кофейнике,
Молоко -. в молочнике
Масло - … в масленке
Соль – …в солонке
Сахар - …в сахарнице
Хлеб - …в хлебнице
Конфеты - …в конфетнице.
- Хорошо вы знаете названия предметов посуды. А хочешь, Федора, мы тебе расскажем о посуде, красивой и нужной, а поможет нам в этом наша схема с окошечками (показать схему детям).
- Схема - наша помощница, глядя на ее окошки, мы можем красиво и правильно рассказать о нашей посуде. Я вам напомню, о чем мы должны рассказать, а вы постарайтесь придумать красивый рассказ о посуде.
- Итак (воспитатель говорит и показывает на каждое окошко схемы, сначала мы расскажем о том, какого цвета посуда, затем – какой она формы и величины, потом узнаем, из чего она сделана, и из каких частей состоит, и в конце вы расскажете, что можно в этой посуде готовить и как за ней ухаживать.
Дети рассказывают о посуде по схеме Т. А. Ткаченко.
- Молодцы, ребята! А вы помните, что в сказке некоторая посуда была, увы, разбита! И это мы поможем сделать Федоре! Мы посуду починим, склеим! (дети собирают разрезные картинки в целое изображение).
(воспитатель при этом читает соответствующее стихотворение).
«Чашка»
Меня узнали? Чашка – я!
И создана я для питья.
За ручку все меня берут
И из меня чай, кофе пьют.
«Кастрюля»
Я – кастрюля! В кухне вашей
Вам варю борщи и каши,
И картошку, и бульоны,
И супы, и макароны!
«Сковорода»
Ну-ка, отвечайте четко
Для чего вам сковородка?
Без меня, сковороды,
Не пожарить вам еды!
«Ложка»
Ложку каждый уважает
Мною суп и борщ хлебают
Если чай с пирожным пьют,
Тоже ложечку берут.
«Вилка»
Вот, знакомьтесь, перед вами
Вилка с длинными зубцами
Мной яичницу едят,
И сосиски, и салат,
Но со мною не шутите –
Вилкой в глаз не попадите.
«Чайник»
Я – звонкий чайник со свистком,
Я с детства каждому знаком,
И если чайник засвистел,
То, значит, чай уже вскипел.
- Вот, какие вы молодцы! Столько Федора узнала нового о посуде своей дорогой! Будет ее теперь беречь и заботиться о ней.
- А у меня для вас есть еще загадки в картинках. Они тоже про посуду. Отгадаете?
1. Сел за стол я и копаю
Маленькой лопаткою
Инструмент я окунаю
В борщ, в повидло сладкое.
Что лопатка зачерпнет
Отправляю прямо в рот
Кашу, торт, бульон, окрошку,
Знают все, что это …. ЛОЖКА.
2. Для нас она необходима
Ведь пищу из нее едим мы.
Глубокая и мелкая
Зовут ее….ТАРЕЛКОЮ.
3. На кухоньке нашей
Мы варим в ней кашу
Картошку, бульоны,
Супы, макароны. КАСТРЮЛЯ.
- Ну, вот, Федора, все, что мы про посуду знали – все тебе рассказали.
Помогать готова всюду
Нам различная посуда.
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют.
Благодарны мы посуде,
И ее за это будем
За собою убирать
Чисто мыть и протирать!
А ты, Федора, возвращайся в сказку и береги свою посуду.
А вам, ребята, спасибо большое и до новых встреч в сказке!