Заярная Елена
Занятие по развитию речи для старшей группы «Пересказ рассказа «Еж» по Е. Чарушину»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину)
Цель: обучать детей пересказу короткого литературного текста с
использованием мнемодорожки.
Задачи:
- Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов,
объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.
- Развитие слухового и зрительного внимания детей.
- Воспитание доброжелательности, бережного отношения к диким
животным.
- Воспитывать устойчивый интерес к русскому языку.
Публикация «Занятие по развитию речи для старшей группы „Пересказ рассказа „Еж“ по Е, Чарушину“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Чарушин Е.И.
- Темочки
Ход занятия
Воспитатель. Посмотрите, ребята к нам на занятие пришли гости, когда приходят гости, что мы обычно делаем?
Дети. Здороваемся. Здравствуйте!
Воспитатель. Теперь давайте поприветствуем друг друга. Воспитатель вместе с детьми встает в круг.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Молодцы ребята! Скажите мне, вы бодры? Веселы? А язычки ваши проснулись? Сейчас проверим вместе со мной. Я начну, а вы повторяйте за мной.
Речевая разминка
Цель: развивать, речь, память, учить проговаривать четко, громко.
1. ДА_ДА ДА наступили холода
2. МА МА МА пришла зимушка зима
3. ОЗ ОЗ ОЗ ой на улице мороз
4. АМ АМ АМ пришли гости к нам
Воспитатель. Умнички, мы все взбодрились и готовы начать наше занятие. Послушайте мою загадку, только дослушайте до конца, будьте внимательны!
Этот маленький зверёк
Не лисица, не хорёк,
Любит кушать он мышат,
Червяков и лягушат.
Каждый год в своей норе
Спать ложится в ноябре.
Победить змею он может!
Он в колючках… Это –
Дети ёжик.
Воспитатель. Какие вы у меня молодцы! Дослушали загадку, отгадали правильно.
(ПОКАЗ ЕЖИК)
Воспитатель. Ребята, а зачем у ежика на спине иголки?
Дети. Еж иголками защищается от врагов.
Воспитатель. Как еж спасается от врагов?
Дети Еж сворачивается в клубок, выставляет иголки.
Воспитатель Кто самый страшный враг?
Дети Лиса, филин, ястреб, сова, волк, …
Воспитатель. Ёжик дикое или домашнее животное?
Дети. Ёжик живет в лесу, дикое животное.
Воспитатель. Ребята, вспомните, какие звуки издают ежи?
Дети. Фыркают, пыхтят.
Воспитатель. Давайте послушаем как ежик пыхтит, фыркает, топает (слушаем запись). Ежики ведут ночной образ жизни. Если принести его домой, никто ночью не уснет ни взрослые, ни дети, потому что ежики ночью бегают, топают, сопят, пыхтят, фыркают, а еще ежики очень много кушаю.
Воспитатель. Чем же питается ежик?
Дети. еж ест мышей, улиток, гусениц, ящериц, жуков, червяков.
Воспитатель. Они являются хищниками и любят лакомиться мышками. Ёж – друг всех садоводов.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то скребется? (звук фырканья ежа)
(Заходит ежик).
Воспитатель: Ежик ты пришел к нам не с пустыми руками, у тебя что-то лежит в корзинке. Ребята давайте посмотрим, что это. Ой какие не обычные мячи у ежа в корзине. Ежик, я предлагаю раздать мячи ребятам и провести разминку с ними.
Физ минутка с мячиками суджоку.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
На спине иголки
очень-очень колки.
Хоть и ростом ёжик мал,
нам колючки показал,
А колючки тоже
на ежа похожи.
Воспитатель: какие вы у меня молодцы! Со всеми заданиями справились: загадку отгадали, про ежика рассказали, гимнастику сделали. У нас в группе есть столик удивления. Давайте подойдём к нему и посмотрим, чем он нас удивит. (Воспитатель снимает салфетку). Смотрите – какой необычный сундучок. Чтобы узнать, что лежит в нем нужно разгадать загадку. Слушайте внимательно.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга).
Воспитатель: Молодцы, это книга.
После отгадывания загадки, воспитатель достает из сундучка книгу.
Воспитатель: ежик ты любишь читать?
Ежик: конечно люблю.
Воспитатель: присаживайся к ребятам, мы сегодня будем читать удивительный рассказ.
Знакомство с автором.
Воспитатель: эту книгу написал Евгений Иванович Чарушин. (показ портрета писателя).
В детстве он любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных. Давайте познакомимся с одним из них. Вы, наверное, уже догадались, о ком он?
Дети: о Еже.
Воспитатель: приготовили свои ушки, приготовили свои глазки, они вам помогут, потом будем учиться пересказывать.
Прослушивание рассказа.
Ходили ребята по лесу.
Нашли под кустом ежа.
Он со страху шариком свернулся.
Попробуй-ка, возьми его руками — везде иголки торчат.
Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли.
Положили на пол, поставили молочка в блюдечке.
А еж лежит шариком и не шевелится.
Вот он час лежал и еще целый час. Потом высунулся из колючек черный
ежиный носик, задвигался. Чем это вкусным пахнет?
Развернулся еж и начал есть молоко.
Поел и снова шариком свернулся.
А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе
обратно в лес.
Словарная работа.
- Что значит «со страху», «удрал»? (от испуга, убежал)
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают
полным предложением.
- Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)
- Кого они нашли? (Они нашли ежа.)
- Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.)
- Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.) Покажите руками.
- Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)
- Почему они не укололись? (Они закатили, ежа в шапку)
- Что они ему дали? (Ребята дали ему молока.)
- Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал, убежал к себе в лес.)
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы, запомнили рассказ. Наш ежик заскучал, давайте поиграем с ним немного.
Воспитатель. Хотите превратиться в ежат?
Ежик – чудачек
Хитрый ежик – чудачек (ходят по кругу)
Сшил короткий пиджачок. (показывают)
Сто иголок на груди, (стучат по груди)
Сто иголок позади. (стучат пальчиками по спине)
Ходит еж в саду по травке (ходят)
Натыкает на булавки: (пальчиками стучат по спине)
Грушу, сливу, всякий плод,
Что под деревом найдет. (показывают и наклоняются)
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам (ручки за головой и идут по кругу)
Воспитатель: Ребята сейчас я попробую рассказать вам рассказ еще раз.
Я все помню. Ой кажется забыла некоторые слова, в ы мне поможете
ребята?
Дети. Да
Воспитатель-
Ходили ребята по (лесу).
- Нашли под кустом (ежа).
- Он со страху свернулся (шариком).
- Закатили ребята ежа в (шапку).
- И принесли ежа (домой).
- Дали ему (молока).
- Развернулся еж и начал есть (молоко).
- А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).
Воспитатель. Какие же вы молодцы! Раз вы мне помогли значит и сами
сможете рассказать рассказ. Давайте мы это сделаем при помощи нашей мнемодорожки.
9. Дети. Пересказ
Рефлексия.
Воспитатель: молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Кто не
успел пересказать рассказ, сможет сделать это на прогулке или дома
родителям. Ведь они не знают этот рассказ.
1. Как называется рассказ, который мы прочитали на сегодня на занятии? (Еж)
2. Кто автор этого рассказа? (Е. Чарушин)
3. Кто главные герои этого рассказа?
4. Что больше всего вам понравилось из жизни ежей?
5. Какое главное правило должны запомнить дети и все люди?
6. Подведение итогов что понравилось? Почему?
7. Почему не понравилось, что было трудно?
Воспитатель. Ребята, ежик приготовил вам сюрприз.
(Воспитатель достает из коробки раскраски).
Вот эти раскраски. Мы их раскрасим позже.