Людмила Костина
Занятие по развитию речи детей подготовительной группы. Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Развитие речи.
Вид деятельности: непосредственно-образовательная.
Возрастная группа : подготовительная.
Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики».
Цель: Развитие связной, грамматически правильной монологической речи
Публикация «Занятие по развитию речи детей подготовительной группы, Пересказ русской народной сказки „У страха глаза велики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «У страха глаза велики», сказка
- Темочки
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- учить понимать эмоционально-образное содержание сказки;
- учить пересказывать сказку, передавая интонацией характер героев;
-обратить внимание на языковое богатство сказки, необычное название (это пословица).
Развивающие задачи :
- развивать память, мышление, умение выразительно передавать речь персонажей
- развитие звуковой и интонационной культуры речи
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
-воспитывать интонационную выразительность речи;
-воспитывать чувство смелости у детей;
- способствовать формированию дружеских отношений между детьми.
Предварительная работа:
- Заучивание текста к игре «Доброе утро», знакомство с устным русским народным творчеством.
Словарная работа:
- упражнять в подборе синонимов и антонимов.
Материалы и оборудование:
Текст русской народной сказки «У страха глаза велики», текст стихотворения «Это правда, или нет?» Л. Станчева, карточки для ребуса.
Ход деятельности:
Проводится игра «Доброе утро!»
Дети встают в две шеренги лицом друг к другу.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
(правые руки выставляют вперёд и прислоняют ладошки.)
«Доброе утро!»
(левые руки выставляют вперёд и прислоняют ладошки)
Солнцу и птицам
(поднимают руки вверх и тянутся)
«Доброе утро!»
(машут правой рукой)
Улыбчивым лицам!
(улыбаются друг другу)
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Педагог: Ребята, давайте мы с вами всегда будем дружными, вежливыми и приветливыми.
Итак, наступило солнечное, доброе утро, чем мы с вами сегодня займёмся? Хотите отправиться в путешествие?
Дети: - Да, хотим!
Педагог: Куда же мы отправимся? Чтобы узнать, нужно разгадать ребус.
(детям предлагаются картинки с изображением солнца, кота, ананаса, зайца, апельсина)
-Посмотрите на картинки и составьте слово по первым буквам названия предметов. Какое слово получилось?
Дети: Получилось слово «сказка».
Педагог: Правильно, ребята, это слово сказка. Куда мы с вами отправимся?
Дети: Мы отправимся в сказку! Педагог: Давайте наденем волшебные башмачки, скажем дружно: «В сказку всем попасть нам нужно!». Руки расставьте в стороны, как птицы. Летим, тёплый ветер нас обдувает. Смотрим на землю с высоты (рука над глазами). Залетаем на облака, они лёгкие, пушистые, давайте на них немного покачаемся (пружинки). Полетим дальше (перемещаются по группе). Приземляемся, снимаем башмачки.
И вот мы с вами в гостях у сказки. Как обычно начинается сказка?
Дети: - «Жили - были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Есть люди хорошие, есть и плохие, есть, которые родного брата не стыдятся».
Педагог: А какими словами заканчивается сказка?
Дети: «Стали жить-поживать и добра наживать…», «Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок….», «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!»
Педагог: а вы знаете, о чём, обычно, рассказывается в сказках?
Дети: В сказках рассказывается о приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях…
Педагог: Ребята, есть пословица «У страха глаза велики», как вы её понимаете? В каких случаях её говорят?
Дети: У страха глаза велики говорят, когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле.
Педагог: Ребята, а ведь сказка, которую вы сейчас услышите, так и называется «У страха глаза велики».
Дети повторяют пословицу.
Педагог: А теперь сказку слушайте, да на ус мотайте…
Слетелись птицы с моря,
Садились у нас на заборе.
Пели птицы, сказывали сказки,
Были там и небылицы…
Одну я там переняла,
Да вам привезла.
Это ещё не сказка, а присказка. А сказка впереди.
Педагог читает сказку.
Педагог: Ребята, вам понравилась сказка?
Дети: Да, сказка нам понравилась.
Педагог: Кто же главные герои в сказке, как их зовут, называют?
Дети: Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвастушка, мышка-хлопотушка.
Педагог: С какими вёдрами они ходили за водой? - Как они воду носили домой? - Что случилось однажды?
-Кто же на самом деле напугал водоносов?
-Кому что померещелось?
Ответы детей.
Педагог: Давайте все вместе повторим пословицу «У страха глаза велики»
Педагог: Ребята, а хотите представить себя героями сказки и пересказать её по ролям? Тогда садитесь поудобнее и внимательно послушайте сказку ещё раз и постарайтесь запомнить её.
Повторное чтение сказки.
Педагог предлагает распределить роли и напоминает, что в своём пересказе нужно употреблять предложения из текста сказки, при этом передать чувства и эмоции героев сказки, то есть, чтобы все видели, как испугались бабка, внучка, курочка и мышка.
Пересказ сказки.
Физминутка
Эй, ребята, не ленитесь,
На разминку становитесь!
Походим мягко, как лисята
И как мишка косолапый
И как заинька-трусишка,
И как серый волк - волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок, Потому, что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
И он сладко потянулся.
Игра «Какой, какая?»
Ребята, в сказке говорится, что водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими по смыслу можно о них сказать? Какие они, герои сказки?
Дети: Трусливые, пугливые, боязливые, испуганные…
Педагог: Подберите к этим словам слова противоположные по смыслу.
Дети: Смелые, отважные, храбрые, мужественные.
Педагог: Какими ласковыми словами можно назвать медведя?
Дети: Мишенька, медведюшка…
Педагог: Как ласково назвать лису?
Дети: Лисонька, лисичка, лисичка-сестричка, лисочка…
Педагог:А как можно назвать не очень большого и не слишком сильного волка?
Дети: Волчишка, волченька…
Педагог: в сказке мышка сказала : «Котище -то какой усатый!» Как ласково назвать кота?
Дети: Котик, котенька-коток, котичек…
В группу входит внучка, она говорит, что бабушка прочитала ей стихотворение, но она не может понять, что в нём правда, а что нет, просит помочь разобраться в нём.
Педагог: Ребята, поможем внучке?
Дети: Да, поможем!
Педагог читает стихотворение Л. Станчева «Это правда, или нет?
Тёплая весна сейчас
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
И зимой среди ветвей
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ
Это правда, или нет?
Дети говорят, какие нелепицы, несуразицы они заметили. Внучка благодарит детей.
Педагог: Молодцы, ребята, помогли внучке. А теперь нам пора возвращаться домой. Надевайте свои башмачки. Закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь скажем дружно: «В детский сад лететь нам нужно».
Педагог: Ребята, где мы с вами побывали?
-Чем занимались?
-Что больше всего понравилось?
-Вот какие мы с вами молодцы! Поблагодарите друг друга и скажите «спасибо» за взаимодействие.
Детям предлагается дома нарисовать понравившийся сюжет из сказки для оформления выставки в группе.