Оксана Сафонова
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»
▼ Скачать + Заказать документы
Сафонова О. А. воспитатель МДОУ Детский сад №9 «Семицветик»
НОД по образовательной области «Речевое развитие»
На тему :«Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»
Пояснительная записка:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему „Пересказ русской народной сказки „Мужик и медведь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Актуальность речевого развития в младшей группе-речь выполняет многообразную функцию в жизни ребенка. Основным и первоначальным является коммуникативная функция-назначение речи быть средством общения. Дошкольная речь-наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с появлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Формирование функции речи побуждает ребенка к овладению языком. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания это главный фактор психического и речевого развития ребенка.
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» составлен в соответствии с перспективно-тематическим планом и входит в цикл занятий по развитию речи с детьми младшей группы. Данное занятие проводится по образовательной теме «Осень в гости к нам пришла» (4 неделя сентября-1 неделя октября)
Занятие включает интеграцию нескольких образовательных областей : речевое, познавательное, социально-коммуникативное и физическое развитие.
Для достижения поставленных цели и задач используются
педагогические технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные;
различные методы и приемы: наглядные, словесные, практические;
разные виды деятельности : отгадывание загадок, слушание аудиозаписи сказки, драматизация сказки детьми.
Проводится предварительная работа с детьми:
чтение р. н. с. «Мужик и медведь» с последующим обсуждением;
чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», р. н. с. «Репка»;
дидактическая игра «Отгадай по вкусу», игра «Отгадай загадку»;
двигательное упражнение «Урожай».
Непосредственная образовательная деятельность.
Тема: «Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»
(с элементами драматизации)
Цель: развитие связной речи детей.
Задачи:
«Речевое развитие» :
учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм;
развивать у детей умение распространять предложения определениями;
развивать мыслительную деятельность;
расширять знания детей по теме;
воспитывать у детей самоконтроль за речью
воспитывать интерес к русскому народному творчеству, формировать оценочное отношение к героям сказки.
«Познавательное развитие» :
- воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей, бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами.
«Социально-коммуникативное развитие» :
- Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традиции семьи, общества и государства.
«Физическое развитие» :
- продолжать накапливать и обогащать двигательный опыт детей, согласовывая движения с текстом.
Словарная работа:» ввести в активный словарь детей слова: сеять, корешки, вершки, ботва, рожь.»
Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи, детские костюмы «Медведь» и «Мужик».
Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники», русской народной сказки «Репка». Игры: «Кто быстрее соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин».
Организация детей:
часть – «Вагончики, вагончики, по рельсам тарахтят, везут в деревню Сказкино компанию ребят!»
часть – Вышли дети на лужок, встали в ровненький кружок!»-дети встают в круг.
часть – Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Отгадай загадку.» -дети по очереди передав кубик, называют отгадку.
часть - Воспитатель хвалит детей, и предлагает садиться на стульчики.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, вы заметили, когда шли в сад, какая сегодня погода? (Ответы
Детей.)
- Почему такая погода? (Ответы детей.)
- Какое время года? (Ответы детей.)
- Ч то происходит осенью? (Ответы детей.)
- Скажите, урожай чего собирают осенью? (Ответы детей)
Основная часть.
Игра «Отгадай загадку»
Он и в дождик, он и в зной клубни прячет под землей.
Клубни вытащишь на свет, вот и завтрак, и обед. (Картофель)
Расту в земле на грядке я, красная,длинная, сладкая. (Морковь)
Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста)
Игра «Отгадай по вкусу».
Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, вареные картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем одному из детей завязывают глаза и подают кусочек одного из овощей. Ребенок пробует и рассказывает : «Это помидор — он вкусный, сладкий и полезный». И т. д.
Воспитатель: - У меня для вас ещё одна загадка:
Врос он в землю крепко. Сидит на грядке колобок.
Круглый бок, желтый бок. Что же это? (Репка)
Воспитатель: - Давайте вспомним, в каких сказках, рассказах говорится про репку. ( Ответы детей: «Репка», «Мужик и медведь», «Про репку»)
Воспитатель: - Предлагаю послушать р. н. с. сказку «Мужик и медведь»
Слушание р. н. с. в аудиозаписи
Воспитатель:
Что посеял мужик?
Почему ему пришлось делиться с медведем?
Когда мужик собрал урожай репы?
Как он разделил урожай? Почему?
Почему рассердился медведь на мужика?
Что посеял на следующий год мужик?
Как поступил медведь?
Кто выиграл в этот раз? Почему?
Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?
Физкультминутка «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем.
Шаги на месте.
Мы моркови натаскаем
«Таскают».
И картошки накопаем.
«Копают».
Срежем мы кочан капусты,
«Срезают».
Круглый, сочный, очень вкусный,
Показывают круг руками — три раза.
Щавеля нарвем немножко
«Рвут».
И вернемся по дорожке. (Н. Нищева)
Шаги на месте.
Драматизация сказки детьми
С помощью считалочки выбираются пары для драматизации сказки. Поочередно каждая пара надевает костюмы ( например: медведь — маску, мужик — кафтан) и совместно с воспитателем обыгрывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.
Заключительная часть.
Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?
Кто главные герои сказки «Мужик и медведь»?
О каком овоще говорилось в сказке?
Список литературы:
Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки [Текст] : СПб. : “Каро”, 2005г.
Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. «Речевое развитие ребё нка в детском саду: новые подходы» [Текст] : Ростов-н/ Д: ТЦ «Учитель»,2005 г.
Нищева Н. В. Развивающие сказки [Текст] : Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007 г.
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии [Текст] : М. : “Просвещение”, 1989 г.
Шорохова О. А. Играем в сказку [Текст] : Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2008 г.