Любовь Михайловна Печикина
Конспект занятия по речевому развитию для детей 6–7 лет «У страха глаза велики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию для детей 6 -7 лет
Тема: «У страха глаза велики»
Задачи на развитие познавательных способностей: вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе; продолжать знакомство деей с окружающим миром через образы, краски, звуки, развивать логическое мышление, фантазию, активизировать внимание и память детей : учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию для детей 6–7 лет „У страха глаза велики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «У страха глаза велики», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Задачи на развитие речи : обогащать словарный запас, развивать связную речь детей, развивать диалогическую речь, тренировать в ведении диалога между героями занятия, обращая внимание на силу голоса и интонацию
Воспитательные задачи: учить детей доброте, воспитывать в низ смелость, вызывать активное сочувствие к тому, кто в нем нуждается (Незнайка, желание помочь ему, развивать способность радоваться, получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.
Оборудование: Пиктограммы – изображение лиц, находящихся в различных эмоциональных состояниях (графические модели различных эмоций) : радость, удивление, испуг, злость и т. д. Репродукции картин («Пейзаж. Лес.» Худ. С. Жуковский, «Золотая осень» худ. В. Поленов, «Октябрь» худ. Е. Волков). Макеты осенних листьев деревьев: береза, рябина, дуб, ель. Аудиозапись «Сентябрь. Охота» (П. Чайковский)
Предварительная работа
-Чтение сказок о лесных животных Г. Снигирев 2 Как птицы и звери к зиме готовятся?», В. Чаплин «В нашем лесу», В. Зотов «Лесная мозаика»
- Конструирование ежиков из природного материала
- Знакомство с народными «страшилками», заучивание пословиц о смелости
- Изготовление масок, фигурок лесных зверей для теневого театра.
Предварительное занятие
Воспитатель: Ребята, послушайте загадки и отгадайте их:
- Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает по бору,
У стволов грызет кору
(Заяц)
- Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу
(Белка)
- Хозяин лесной
Просыпайся весной,
А зимой, под вьющийся вой,
Спит в избушке снеговой
(Медведь)
- Кто зимой холодной
Бродит злой,голодный?
Чей тоскливый вой
Слышится зимой?
(Волк)
- Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко
(Лось)
- Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки?
(ежик)
-Всех зверей она хитрей
Шубка рыжая на ней
(лиса)
Воспитатель: Кто загадку отгадает, тот картинку получает
Воспитатель раздает картинки – обводки
Воспитатель: Как можно назвать всех, кто нарисован на ваших картинках?
Дети: Это дикие звери
Воспитатель: Почему их называют дикими?
Ответы детей
Воспитатель: Что общего у всех этих диких животных?
Дети: Это морда, уши, туловище, хвост, лапы, шесть,.
Воспитатель: Каким диким животным вы бы хотели быть в лесу? Предлагаю вам устроить карнавал лесных зверей, согласны?
Дети: Да
Игра «Карнавал зверей»
Воспитатель предлагает детям сделать для себя маску, которая состоит из картинки – обводки лесного зверя (зайца, лисы, медведя и т. д.) и картонного обруча по размеру головы ребенка. Лети обводят картинки на цветной бумаге, вырезают их, приклеивают к ободку. Затем дети должны решить, какой нрав у выбранного зверя (медведя – добрый или злой, заяц – хвастливый или трусливый, лиса – хитрая или озорная и т. д.)
На карнавал воспитатель приглашает музыкального руководителя, который наигрывает мелодии для зверей на пианино или проигрывает их в аудиозаписи
Каждый ребенок самостоятельно придумывает танцевальную импровизацию, согласуя свои движения с задуманным образом. Остальные дети отгадывают характер персонажа
В заключении все дети танцуют любой из знакомых им веселых танцев
Игра «Театр теней»
К изготовлению фигурок лесных зверей для показа теневого театра можно привлечь родителей. Воспитатель раздает выбранные детьми картинки – обводки и просит родителей помочь детям дома их обвести на плотной бумаге черного цвета, вырезать, прикрепить на палочку или шпатель. Можно предложить дома потренироваться с получившимся персонажем в различных движений: ходьбе, беге, прыжках и т. д.
Ход занятия:
1. Орг. Момент
Этюд «Твое настроение»
Воспитатель: Ребята! Вспомните, пожалуйста, какой- нибудь интересный случай из вашей жизни – страшный, смешной, необычный. Как вы думаете, какое у вас это время было лицо? Попробуйте выбрать и показать его на картинках (пиктограммах)
Работы детей выставляются на наборное полотно
Воспитатель: Что ты испытывал?
Дети: Радость, страх, удивление и т. д.
2. Основная часть
Воспитатель: Друзья мои! У меня есть один знакомый мальчик. Он часто говорит себе тихо- тихо: «Как страшно!» Как вы думаете, чего он боится?
Дети: Может быть, он боится того, как гудит пылесос, как скрипит старая мебель, темноты, остается один дома
Воспитатель: Ой! Вы слышите, кто – то плачет. Это Незнайка! Что случилось?
Незнайка: Ай-я-я-я-яй! Ой-ё-ё-ёй! Я вчера с моими друзьями весь вечер играл на компьютере, слушал страшные сказки, а когда лег спать – увидел что – то в углу:
Что виднеется в углу
С черной тенью на полу?
Непонятное, немое,
Не пойму и сам какое,
Человек или предмет?
Ах, скорей зажгите!
Вдруг оно сейчас подскочит,
Утащить меня захочет?
Вдруг, издав ужасный стон,
Побежит за мной вдогон?
Схватит, стащите одеяло?
Свет зажгли – мне стыдно стало,
Я ошибся. Виноват.
Это – дедушкин халат!
У меня до сих пор ноги трясутся!
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какие чувства испытал вчера Незнайка?
Дети: Беспокойство, неуверенность, страх
Воспитатель: Давайте ребята, посоветуем Незнайке, как можно справиться с испугом и улучшить свое настроение. Вспомним пословицы о смелости.
Незнайка: А вы научите меня таким пословицам?
Первый ребенок: «Бояться волков – быть без грибов»
Второй ребенок: «На смелого собака лает, а трусливый кусает»
Третий ребенок: «Слезами горю не поможешь»
Четвертый ребенок: «Грозит мышь кошке, да издалека»
Пятый ребенок: «Смелость города берет»
Шестой ребенок: «У страха глаза велики»
Воспитатель: Правильно. А главное надо постараться из страшного сделать смешное. Давайте поучимся этому хотите?
Рисовальная фантазия
Воспитатель: Вот вам листочки кисточки и тушь. Сложите листочек пополам разверните его на одну из половинок поставьте тушью пятно – кляксу сложите вместе две половинки придавите ладонью и разверните. нА что похоже получившиеся изображение?
Дети: На Чудо – Юдо, Бабу – Ягу, страшный микроб, паука, кляксу…
Воспитатель: А теперь попробуй эти страшилища превратить в веселые, смешные. Кто у вас получится?
Дети дорисовывают чудищам бантики, шарик, листочки, цветочки, смешные уши, хвостики.
Незнайка: Вот здорово! Помогите мне, ребята, научиться быть смелым, как вы
Дети: Чем же вы можете быть тебе полезным?
Незнайка: Я вчера был в лесу, грибы собирал. Вдруг слышу, что – то как бамкнет, кто –то как заухает и завоет. У-у-у! страшно! Я так испугался, что убежал и свою корзину потерял. Как теперь ее найти?
Воспитатель: Поможем найти, поищем корзину в лесу?
Дети: Да
Воспитатель: Незнайка, ты только вчера был в лесу, какой он сейчас?
Незнайка: А вот отгадайте, к какой из картин подходит это стихотворение больше всего?
Выставляются репродукции: «Пейзаж. Лес» худ. С. Жуковский, «Золотая осень» худ. В. Поленов, «Октябрь» худ. Е. Волков
Осень диною тонкой кистью
Перекрашивает листья
Красный, желтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул.
Красный, желтый, золотой
Облетел весь лист цветной!
Как обидно, как обидно,
Листьев нет –
Лишь ветки видно.
(И. Михайлова)
Дети: Это стихотворение подходит ко второй картинке. На ней много упавших разноцветных листьев. Верхушки деревьев качаются от ветра, начался настоящий листопад. На замле листьев больше, чем на деревьях
Воспитатель убирает лишние картинки
Воспитатель: Как вы назвали эту картинку?
Дети: «Осенний ветер», «Яркий листопад», «Художница осень», «Природа осенью», «В нашем лесу» …
Воспитатель: Закройте глаза и представьте себя гуляющими по этому лесу
Воспитатель расставляет макеты осенних деревьев
Незнайка: А я боюсь потеряться!
Воспитатель: Опять ты боишься? В лесу часто люди не видят друг друга за деревьями и, чтобы не потеряться, перекликаются. Давайте попробуем и мы погулять и поаукаться
Ау, ау, аукаем,
По полям, по лесам приаукиваем:
Сколько нам грибов коробов-
Сколько в лесу комаров;
Сколько ягод лукошек-
Сколько в пол Незнайкиной корзинки?
Дети: нет
Фонематическая пауза «Звуки осеннего леса»
Воспитатель включает видеозапись «Лесные звуки»
Воспитатель: Какие звуки вы услышали?
Дети: Грустные, странные, непонятные
Незнайка: Да, страшных звуков пока не было, а то бы и вы испугались и сразу убежали
Воспитатель: Отгадайте загадку
Загадка:
Вот по небу мчится конь-
Из – под ног летит огонь
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит
Дети: Это гроза началась!
Незнайка: Ой, ребята! Я грозы боюсь!
Воспитатель: Не бойся!
Ты гроза, грозись.
А мы друг за дружку держись!
Дети встают в круг, берут с собой незнайку, руки кладут друг другу на плечи
Воспитатель: Скажите так: «Одному страшно, месте - нет!
Дети повторяют
3. Итог:
Воспитатель: (достает корзинку из –и ширмы)
Ой! Это Незнайка корзиночка. Медведь ее нашел и у себя в берлоге спрятал. А в корзиночке грибочки, да не простые, а печеные. Незнайка, это твоя корзинка?
Незнайка: Ага моя. А грибочками я всех ребят угощу и спасибо скажу за помощь, за интересное путешествие.
Незнайка раздает грибочки детям.