Валентина Шицова
Комплексное занятие в старшей (разновозрастной) группе детского сада по русской народной сказке «У страха глаза велики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, коллективизм, толерантность.
Обучающие:
познакомить с бытовой сказкой; дать представление о композиции сказки, показать, что при всей простоте повествования, нарочитой выдумке действует логика; расширять словарный запас детей.
Развивающие:
Публикация «Комплексное занятие в старшей (разновозрастной) группе детского сада по русской народной сказке „У страха глаза велики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «У страха глаза велики», сказка
- Темочки
развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы:
Картинки для фланелеграфа к русской народной сказке; фигурки настольного театра, корзинка, напёрсток, цветные карандаши и фломастеры, силуэтные фигурки и атрибуты к сказке; музыкальные произведения: «В гостях у сказки», «Дружба крепкая», «Сказки к нам приходят»; книжки-малышки для детей.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Методы и приё мы:
Сюрпризный момент, беседа, чтение сказки, физкультминутка-драматизация, музыкальное сопровождение, раскрашивание силуэтных форм, театр на фланелеграфе, пальчиковая гимнастика, анализ детских работ.
Ход занятия.
(Звучит музыка «В гостях у сказки». В костюме Сказочницы входит воспитатель.)
Сказочница :
Здравствуйте, дорогие ребята. Я - сказочница. Пришла я к вам из волшебной страны сказок и очень люблю рассказывать их детям.
-Скажите, любите ли вы сказки? (Ответы.)
-Вижу, все любят!
-А почему вы любите сказки? (Ответы.)
-Конечно же, интересно. Сказки – это такие произведения, которые слушают. Бабушка или мама, дедушка или папа, воспитательница в детском саду или даже артист со сцены рассказывают вам сказки вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушаете…
- А какие сказки вы знаете и любите? (Ответы.)
-Хорошо, молодцы, много сказок знаете. Сказок очень много. Но мы сегодня с вами поговорим о русских народных сказках.
Русские народные сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных. В волшебных сказках происходят превращения и чудеса. Например: лягушка - в царевну, а Иван-царевич – в серого волка, волшебная палочка может исполнить любое желания, скатерть-самобранка накормить всех, шапка-невидимка сделать невидимым.
- Какие волшебные сказки вы знаете? («Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка – Хаврошечка», «Мальчик-с- пальчик»).
В бытовых сказках тоже происходят чудеса, но чудеса земные, которые происходят с нами, в нашей жизни. Они вызывают иронию - смех и грусть одновременно. Высмеиваются плохие черты характера, такие как трусость, жадность, глупость. А такие черты характера как находчивость, смекалка, ум - вызывают восхищение и удивление. В этих сказках описываются отношения людей.
- Какие бытовые сказки вы знаете? («Каша из топора», «Как поп работницу нанимал», «Дочь-семилетка», «Не любо - не слушай», «Про нужду», «Чего на свете не бывает»).
- В сказках о животных - главные герои животные и звери. В этих сказках они часто говорят как люди, у каждого зверя свой характер: лиса в сказках всегда хитрая и лукавая, медведь – ленивый, осел – глупый. («Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Белая уточка», «Лиса и журавль», «Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей»).
-А теперь скажите, как обычно начинается сказка? Правильно, «Жили – были», «В некотором царстве, В некотором государстве…», «Жили – были дед и баба…». Начало сказки называется присказкой. Присказка может быть простая, а может быть весёлая, потешная. Например: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили». Или: «Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо – золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идёт – песню заводит, вниз идёт – сказки сказывает…». Это вроде ещё не сказка, а так, подготовка к ней, разминка т. е. – присказка.
- А как заканчивается сказка? Правильно, если свадьба – это женятся хорошие добрые герои. А что со злыми происходит? Верно, их наказывают. А оставшиеся герои живут и поживают и…кто подскажет?. Правильно, добра наживают! Если же дело кончается пиром? Что говорит рассказчик?. Конечно: «Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Концовка сказки всегда бывает хорошая, в сказке всегда побеждает добро, а зло наказывается. Молодцы.
Я к вам пришла не с простыми руками. В моей корзиночке есть сказочные персонажи. Я их сейчас выставлю, а вы мне скажете из каких они сказок?
-В какой сказке живёт бабка? (Воспитатель достаёт фигурку бабки.)
-В какой сказке живёт внучка? (Воспитатель достаёт фигурку внучки).
-В какой сказке живёт курочка? (Воспитатель достаёт фигурку курочки).
-В какой сказке живёт мышка? (Воспитатель достаёт фигурку мышки).
-В какой сказке живёт зайчик? (Воспитатель достаёт фигурку).
-А в какой сказке эти герои живут все вместе?
Вот сегодня, ребятки, я расскажу вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она: «У страха глаза велики».
Чтение сказки.
«Жили – были бабушка – старушка, внучка – хохотушка, курочка – клохтушка и мышка – норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки вёдра были большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки с напёрсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё –ё – х, плё-ё-х! У внучки – трёх! Плёх! У курочки – трёх-трёх! Плёх-плёх! У мышки – трёх-трёх-трёх! Плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп – и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашими водоносами под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабушка охает:
- Ой! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
- Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
- Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
- Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!».
Верно говорят: «У страха глаза велики : чего нет, и то видят».
Воспитатель.
-Скажите, сказка эта смешная или грустная? (Ответы.)
Смешная, потому что все герои испугались. И грустная оттого же, что все герои испугались, оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Нам жалко этих героев и смешно над ними. Ведь и бояться-то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет. В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы напрасно чего-то боимся.
Можно назвать её волшебной? (Ответы.) Да, волшебства тут никакого нет, никто на ковре – самолёте не летает, на царевне не женится. Простая бытовая сказка.
-А как начинается сказка, так называемая присказка? (Ответы.)
- Скажите, откуда брала воду бабушка? (Ответы.)
- Откуда брала воду внучка?. Не запомнили это слово «колода»? Оно и понятно. Ушло слово «колода» из современной речи. Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не случайно внучка оттуда берёт воду – в колоде воды меньше, чем в колодце.
- А почему курочка берёт из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца? Какой он этот след? (Ответы.)
-Правильно, у них вё дра поменьше: у курочки с огурчик, а у мышки с напёрсточек. Посмотрите, какой он, этот напёрсточек. (Воспитатель показывает напёрсточек). Обычно им пользуются швеи, чтобы не уколоть палец.
-А есть ли в сказке повторы? Приведите примеры.
-Как вы думаете, почему у бабушки вода в вё драх плескалась так: «Трё-ё-х, плё-ё-х!», а у внучки – «Трёх! Плёх!» (Ответы.)
Физкультминутка.
- Покажите, как идёт бабушка и как идёт внучка. А кто пробежится за курочку и мышку? Как ветер подул? Как яблонька закачалась? Как зайчик прыгнул).
-Молодцы, как у вас всё хорошо получилось! Вы были как артисты.
-Скажите, для чего все наши герои носили воду? (Ответы.) Правильно, яблоньку поливали. И не только яблоньку. У них ведь и огород был, значит, грядки надо было полить. А что растёт в огороде? (Ответы.) Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверно, потому там и зайчик сидел – пришёл морковкой полакомиться.
-Кто первый испугался? (Ответы.) Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а уж кого он испугал? (Ответы.)
-Из сказки мы узнали, что бабушка, забежав в дом, сразу на лавку упала. И не случайно: лавка – то низенькая. Курочка взлетела на печку – на лежанку высокую, а мышка под печь схоронилась, т. е. спряталась.
- А почему внучка на печь не полезла, а за бабку спряталась? Ну, конечно, с перепугу – рядом с бабушкой не так страшно.
- А кто почудился зайке? (Ответы). Помните, как называется наша сказка? Как заканчивается? Почему я так насмешливо прочла последнюю фразу? (Ответы.) Правильно, потому что основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей. Может, ребята, и с вами произошёл похожий случай? Расскажите, а мы послушаем.
- А теперь ребята, давайте все вместе, дружно создадим свой театр на фланелеграфе к сказке «У страха глаза велики». Я вам раздам силуэты сказочных персонажей, а также атрибуты к сказке, а вы их раскрасите.
Пальчиковая гимнастика. (Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок).
«У тебя есть две руки, Есть и 10 пальчиков. Будут пальчики трудиться, Не пристало им лениться».
Воспитательница раздаёт силуэты сказочных персонажей, а также атрибуты к сказке, карандаши, фломастеры, дети садятся за стол и раскрашивают.
Звучит музыка «Дружба крепкая».
- Молодцы, ребятки. Кто выполнил задание, кто раскрасил персонажей и атрибуты к сказке, я прошу принести их и поместить на наш фланелеграф. Посмотрите, какой прекрасный театр по нашей сказке мы с вами создали. Теперь вы можете играть в эту сказку в свободное время. Вы сегодня очень хорошо отвечали, знаете много сказок, создали красивый театр, дружно работали. Вы сегодня очень хорошо отвечали, знаете много сказок, дружно работали и создали такой замечательный театр. Я вас запомню таких умных, красивых, дружных и смышленых. А на память обо мне я хочу подарить вам по одной сказке. Вы их любите и читайте. До свидания, ребята.
Звучит музыка: «Сказки к нам приходят» в исполнении В. Толкуновой.