Татьяна Манаева
Занятие по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в старшей группе "В гостях у зимующих птиц"
Разделы: Работа с дошкольниками
___
Цели:
Образовательные:
• закреплять представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях развивать наблюдательность.
Развивающие :
• расширять словарь детей за счет существительных (снегирь, воробей, ворона, сорока, дятел, голубь, синица, свиристель, сова);
Публикация «Занятие по развитию речи» размещена в разделах
• имен прилагательных: зимующие, птичий;
• глаголов: перелетают, зимуют, подлетел, облетел, залетел, улетел.
• закреплять в речи предлоги (в, на, под, перед, за, над и др.)
• развивать связную речь, расширять объем зрительного и слухового внимания, памяти.
• совершенствовать грамматический строй речи (образование сложных прилагательных (белогрудая, красноголовый, коротколапый, пестрокрылый и др.) образовывать глаголы с помощью приставок при, об, за, вы, у, пере.
• развивать логическое мышление (учить отгадывать загадки).
• учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими).
Воспитательные:
• Учить отвечать на вопросы полным ответом. Закреплять навыки ориентировке в пространстве.
Оборудование: картинки "зимующие птицы" большие и маленькие, запись голосов птиц, схемы "где спрятались птицы", каркуша, атрибуты к игре, картинки с изображением дерева, елки и кормушки, загадки, панно на ориентировку на плоскости.
Ход занятия
- Давайте поздороваемся с нашими гостями.
- А теперь глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
- Скажите, какое сейчас время года? (зима)
- Докажите.
- Зима какая?
- Сегодня утром я беседовала с Каркушей и она пригласила нас в зимний лес погулять и познакомиться со своими друзьями - птицами. Хотите?
- Но чтобы попасть в зимний лес нужно выполнить 2 задания.
1. Назовите зимние слова.
Кто правильно назовет, тот и пойдет со мной в лес.
2. Придумайте к этим словам слова признаки.
• Зима какая?
• Снег какой?
• Снежинка какая? И т. п.
- Молодцы. А теперь все вместе скажем волшебные слова:
Вернись, крутись в зимнем лесу окажись
(звучит вьюга и голоса птиц)
Дети садятся.
- А где же Каркуша?
- Вот она. Здравствуй, Каркуша. А где твои друзья?
- Спрятались. Давайте их поищем.
1, 2, 3, 4, 5 где же птичек нам искать? Может птичка на снежинке, может птичка за сугробом? Давайте поищем где спрятались ваши птички. (дети работают с карточками)
- Вот и нашлись все птицы.
На доске открываю картинки с изображением зимующих птиц.
- Кто изображен на этих картинках?
- Кто такие птицы?
- Как вы узнали, что это птицы?
- Как можно одним словом назвать всех этих птиц?
- Чем похожи все птицы?
- Чем отличаются?
- Назовите их.
- По каким признакам вы узнали, что это ворона? (воробей, синица, дятел и др.)
- Если у синицы желтая грудка, как можно про неё сказать? Какая она?
• Сорока - белобокая
• Ворона - чернокрылая
• Голубь сизокрылый
• Дятел - пестрокрылый
• Воробей - коротколапый
• Снегирь красногрудый
- А где зимуют птицы?
- Давайте посадим птиц на свое место
(Тех птиц, которые зимуют в лесу посадить на елку (дятел, сова, сорока,а тех, которые постоянно живут в городе - на дерево (воробей, голубь, ворона, а тех, которые прилетают поближе к жилью человека (снегирь, синица, свиристель) - на кормушку)
- А чем питаются птицы зимой в лесу? В городе?
- Молодцы.
- Ребята, у вас на столах лежат атрибуты к игре. Посмотрите на них и оденьте. Я вам загадаю загадки, и те птицы, которые узнают себя в них выйдут ко мне.
1.
Раздается громкий стук
Среди веток тук да тук.
Чистишь дерево, приятель?
Тук да тук ответил. (дятел)
2.
Черная шапочка
и полоска шарфика
у желтогрудой птички
по имени. (синичка)
3.
Выпал снег, метут метели,
а к нам гости прилетели,
на рябину посмотри-
там расселись. (снегири)
4.
В серой шубке перьевой,
и в морозы он герой,
назови его скорей
кто там скачет? (воробей)
5.
Трещала с самого утра
Пор- р -ра, пор-р-ра.
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит. (сорока)
6.
Всю ночь летает
Мышей добывает,
А станет светло
Спать летит в дупло. (сова)
7.
Окраской сероватая
повадкой - вороватая,
крикунья хрипловатая,
известная ворона
кто она? (ворона)
8.
Эта птица рядом с нами
мы совеем их сизарями,
и зимой в голод и холод
не покинет город. (голубь)
- Девочки и мальчики вокруг себя повернитесь в зимующих птиц превратитесь.
Игра "мы играем в стайку"
Мы играем в стайку
Стайка полетай-ка.
Полетели птички
Птички-невелички.
Птички улетают
Устали не знают!
Стоп!
Сели птички на дорожку
Поклевали птички крошки:
Клюю-клю-клю-клюем
Потом песенку поем.
Но быстро зимний день кончается
Птичьи игры прекращаются.
(дети снимают атрибуты и садятся на места)
- Ребята, вы же знаете, что птицы непоседы.
Они прыгают с места на место, перелетают с ветки на ветку.
Вот и наши птицы перелетают с места на место в поисках пищи.
Вот и к нам прилетел воробей. Назовите те действия, которые проделывает воробей.
• Воробей (что сделал) прилетел.
• Вокруг дерева. (облетел)
• В гнездо. (залетел)
• Из гнезда. (вылетел)
• С ветки на ветку. (перелетел)
• И на другое дерево. (улетел)
Давайте поможем остальным птицам в поисках пищи.
( дети выполняют задание и четко проговаривают свои действия:
- Посади синичку на две клеточки выше дерева.
(Я посадила синичку на две клеточки выше дерева)
(Я посадил воробья на три клеточки справа от дерева и т. п.)
- Молодцы
- Так у кого мы сегодня были в гостях?
- Почему птицам тяжело найти корм зимой? (снегопад, мороз, ветер)
- Давайте еще раз повторим, почему птицам тяжело зимовать зимой.
• Короткий день.
• Сильные морозы.
• Нет корма.
- Правильно. Многие птицы погибают в суровую зиму в лесу и городе, поэтому птицы и летят поближе к человеку туда, где легче найти корм.
- А как мы с вами помогаем птицам перезимовать зиму? Чем мы кормим на улице птиц?
- Я бы хотела, чтобы вы и дома вместе с родителями сделали кормушки и не забывали в них подсыпать корм.