ирина сазонова
Занятие по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи
Тема: «Рассказывание об игрушках»
Программное содержание: Учить составлять рассказ об игрушках; вводить в активную речь слова, обозначающие действия (глаголы). Продолжать учить детей согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. Закреплять произношение звуков «у», «а», «к», «в», учить произносить в словах звук «с», выделять слова с этим звуком. Воспитывать у детей умение слушать друг друга и воспитателя. Пополнять словарный запас детей словами: лакает, хватает, ловит мышей, виляет хвостом, служит.
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
Оборудование: Игрушки: кошка, собака, машина, слон, лиса, лягушка.
Ход занятия
Дети дарят гостям тепло своих рук. Рассаживаются на места.
- Посмотрите, кто к нам приехал в гости. (Появляется машина с игрушками). (Воспитатель берёт в руки кошку).
- Кто это? (Это кошка)
- Какая она? (Серая, пушистая, мягкая)
-Что умеет делать кошка? (Ловить мышей, мурлыкать, лакать молоко).
-Если мы погладим кошку, что она будет делать? (мурлыкать, выгибать спину).
-А что делает кошка, когда видит мышку? (бежит, тихонько подкрадывается, ловит).
- Если я покажу кошке ниточку с бантиком, что она будет делать? (играть, прыгать, хватать).
-Послушайте, как я произнесу слово кошка? (кооошкаа).
-Повторите его вместе со мной.
-А теперь слово кошка скажет, а мы послушаем, как оно будет звучать. (Хоровое и индивидуальное произношение).
- А … расскажет, что умеет делать кошка. (Дети вспоминают слова, сказанные о кошке, и составляют рассказ).
Воспитатель берёт собаку.
- Кто это? (собака)
- Послушайте, как звучит слово собака. (сообаакаа).
(Индивидуальное и хоровое произношение слова).
- Угадайте, как зовут собаку?
- Это Жучка! Посмотрите, какая она красивая! Уши у неё … (длинные). Нос … (чёрный). Глаза (блестящие). Лапы … (толстые). Шерсть (мягкая, пушистая).
- Что умеет делать собака? (Лаять, кусать, бегать, ходить, есть, спать, вилять хвостом). (Воспитатель воспроизводит действия, которые называют дети при помощи игрушки).
- Что делает собака, когда видит кошку? (Хочет поймать, бежит за кошкой, лает, ловит).
- Когда собаке дают мясо, что она делает? (служит, подпрыгивает, виляет хостом)
Дети повторяют слова, сказанные о собаке.
- Молодцы! Сколько разных слов вы знаете! Кто хочет рассказать Жучке о том, какая она и что умеет делать?
(В случае необходимости помочь детям начать рассказ).
Это (собака). Её зовут (Жучка). Жучка любит … (Грызть косточки). У неё (уши, нос, лапы, и т. д.).
- Ну а теперь ребята мы с вами поиграем. Я по очереди буду вам показывать игрушки, а вы должны показать, как двигаются и кричат эти животные.
Игра. (Лягушка-квакает (ква-ква, слон-гудит (у-у, собака- лает, кошка-мяукает).
- А сейчас, я хочу вам предложить ещё одну игру. «Угадай по голосу».
Воспитатель предлагает вспомнить, как пищит мышь, гудит машина, стучит молоток, звенит колокольчик и т. д.
Затем воспитатель сам произносит какое-либо звукосочетание, а дети должны узнать, кто или что звучит, определить по громкости, большое или маленькое животное или предмет.
Воспитатель рассаживает игрушки возле машины и говорит:
-Всем хочется покататься на машине, но поедут только те животные, в названии которых есть звук «с».
Дети повторяют, какой звук должен слышаться в словах (с).
(Хоровое и индивидуальное повторение).
Воспитатель показывает слона.
- Кто это? (слон).
- В этом слове есть звук «с»? Послушайте: ссслон.
(Хоровое и индивидуальное повторение).
- Мы покатаем слона? Почему?
(Катают слона)
- Кого ещё можно покатать? В названии, какого животного ещё слышится звук «с»?
- Правильно, можно покатать собаку.
Произносят слово «собака», так чтобы хорошо слышался звук «с». (хоровое и индивидуальное повторение).
Дети катают собаку.
Если дети называют слово, в котором нет звука «с», воспитатель предлагает произнести слово ещё раз, выделяя каждый звук, и внимательно вслушиваться.
- Кто ещё не катался? (кошка и лягушка). Повезёт их машина? (нет) Почему?
- Кошка и лягушка очень хотят покататься. Что же мы будем делать? Может их тоже взять?
- Что мы сегодня делали на занятиях? (Рассказывали о собаке и кошке и т. д.)
В конце занятия животные в благодарность того, что дети про них рассказывали, принесли угощение.