Света Пашкина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Космическое путешествие»
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование практических умений и навыков пользования
исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически
правильной) речью;
2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;
3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора
различных дидактических игр.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
4. Повторение и закрепление звука Р.
5. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах
и стихах.
6. Развитие диалогической речи.
7. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании
и словоизменении.
Воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь,
чувство коллективизма;
2. Воспитание культуры речевого общения;
3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по
развитию речи.
Ход занятия:
- Ребята, давайте с вами сегодня отправимся в космическое
путешествие!
- А на чем мы полетим в космос? (на ракете)
- Какой первый звук в слове РАКЕТА?
- А что мы с вами обязательно наденем? (скафандр).
- А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР?
- Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
Мы скафандр надеваем
Чтобы в космос полететь
Много нового узнаем
Нужно только захотеть!
- Наш экипаж к полету готов
- Внимание! Внимание!
- Отправляемся в полет!
- Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен.
В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся
маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это
огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
- Вокруг нашего солнца вращаются девять планет.
- Послушайте внимательно стихотворение о планетах.
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(Аркадий Хайт)
- Первая планета Меркурий (показываю изображение планеты).
- Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая.
Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты!
На каждой планете дети выполняют задания.
Задание: Отгадайте загадки
1. Что за птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд? (ракета)
2. Телескопом сотни лет изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем Умный дядя (астроном)
3. Не месяц, не луна, не планета, не звезда,
по небу летает, самолеты обгоняет. (спутник)
Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе
под космическую музыку, в это время мой помощник направляет
лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба».
- Вторая планета, на которую мы прилетели называется Венера. (показываю
изображение планеты). Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово и
запомним его. (дети произносят слово Венера и находят звук «р»)
Задание: «Скажи наоборот»
День -…ночь
Ярко — …темно
Солнце -…луна
Улетать — …прилетать
Прилуниться - …приземлиться
- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше.
/Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе
под космическую музыку/.
- Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под
названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как
красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его.
/дети произносят слово МАРС и находят звук «р»/
Космическая физкультминутка
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх).
А внизу леса, поля –
(Наклониться).
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны).
- Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими
удивительными планетами.
- А вы знаете, кто был первым космонавтом?
Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю. А. Гагарин
совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна
отмечает День космонавтики…
- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется:
«Юрий Гагарин»
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе
под космическую музыку, в это время мой помощник направляет
лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба».
- Мы приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза, ей
нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить
задание.
Задание: «Составь предложение, используя картинку»
Например: «ракета» - Ракета летит в космос.
«луна» - В небе светит луна.
«созвездия» - Звезды в небе образуют созвездия.
- Ребята, нам пора нам отправляться дальше!
Дети перелетают на другую планету под космическую музыку.
- Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн
(показываю изображение планеты). Обратите внимание — эту планету
окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его.
/дети произносят слово Сатурн и находят звук «р»/.
Задание: «Образуй множественное число»
Например: ракета-…ракеты;
комета – …кометы;
планета-…планеты;
космонавт-… космонавты, с
созвездие-… созвездия.
- Ребята, какие созвездия вы знаете?
( ответы детей: большая медведица, микроскоп, павлин, гончие псы, муха,
крест, южная корона, компас и т. д.)
Игра «Летает – не летает»
Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает –
руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду
путать.
- Самолет летает? … Летает.
- Луноход летает? … Не летает
- Космонавт летает? … Летает.
- Спутник летает? … Летает.
- Звезда летает? … Не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Ракета летает? … Летает.
Дети перелетают на другую планету под космическую музыку.
- Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от
солнца. На ней ребята очень холодно и сухо.
- Сейчас нам --- расскажет стихотворение: «Гагарин»
Летит, летит ракета
Вокруг земного света,
А в ней сидит Гагарин - Простой Российский парень!
Дети перелетают на другую планету под космическую музыку.
- Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы
– это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от
солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не
заболеть, нужно выполнить еще одно задание.
Задание: «Назови ласково»
Например: звезда -…звездочка;
облако-…облачко;
солнце -…солнышко;
небо -…небушко;
самолет -…самолетик;
вертолет -…вертолетик.
- Молодцы ребята, с заданием справились.
- Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите,
ребята!
- Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к
самой красивой и любимой планете Земля.
- Ребята у планеты Земля есть свой спутник.
- Послушайте загадку и отгадайте, какой у Земли спутник.
Только лучше звезд видна
В небе полная … (луна).
Игра-викторина «Угадай-ка»
- Самая большая и горячая звезда во вселенной (солнце).
- Человек, который летает в космос (космонавт).
- Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос?
(космический корабль).
- Как называется и животное, и созвездие? (медведица).
- Почему на земле есть день и ночь? (планета вращается вокруг себя)
- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий
Гагарин).
- Кто еще побывал в космосе кроме людей? (собаки Белка и Стрелка,
мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).
- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил
свой первый полет? («Восток»)
- Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День
космонавтики).
- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется «Юрий
Гагарин»
«Летит корабль»
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!
- Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось
путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?