Тихая Татьяна Владимировна
Занятие по развитию представлений о мире и о себе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающие:
Познакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, не имеет вкуса и запаха, с ее состояниями (лед, пар, со значением воды для жизнедеятельности человека и живой природы.
Развивающие :
Развивать внимание, наблюдательность, активизировать наглядно-образное мышление во время ознакомления детей со свойствами воды.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к природе и природным явлениям, бережное отношение к воде, любознательность, желание узнавать новое и интересное.
Публикация «Занятие по развитию представлений о мире и о себе „Волшебница вода“» размещена в разделах
Методы и приемы: игровая мотивация, художественное слово, беседа, рассматривание картин, опыты, вывод.
Словарная работа: жидкая, прозрачная, безвкусная, пар, лед, капелька.
Предварительная работа : наблюдение за состоянием воды во время прогулок, рассматривание иллюстраций на тему «Вода», чтение стихотворений, загадки о явлениях природы.
Материал: глобус, картины природы, сказочные персонажи Кап и Капелька, аудио запись с шумом моря и журчанием ручья, маски тучки и солнышка, стакан с водой, стакан с молоком, ложка, термос с кипятком, зеркало.
На каждого ребенка: по две баночки с водой, цветная палочка, тарелочки со льдом и снегом, салфетки.
Использованная литература: Н. А. Рыжова «Волшебница вода», П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой».
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать одну историю. Жили-были Кап и Капелька. Кап был большой и толстый, а Капелька – маленькая и смешная. После дождя они весело прыгали с листьев на цветы, с веток на травку. Их фигурки блестящие и прозрачные. В солнечный денек лесные зверушки: зайчики, лисички, белочки смотрелись в них, как в зеркало. И сегодня Кап и Капелька у нас в гостях. Вот они веселые наши гости.
Ребята, как вы думаете, где они живут?
Дети: В воде.
Воспитатель: Правильно, ребята.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
А где же вода живет? (поставить перед детьми глобус)
Посмотрите ребята на глобус. Это наша Земля. Как вы думаете, каким цветом обозначена вода на глобусе?
Дети: Синим.
Воспитатель: Верно, ребята. Посмотрите на эти большие синие пятна. Это океаны и моря. Но есть еще и тоненькие синие ниточки на глобусе. Это реки, их тоже очень много.
Ребята, вы многие летом бывали на море. Какая в нем вода на вкус?
Дети: Соленая.
Воспитатель: Ее можно пить?
Дети: Нет, нельзя.
Воспитатель: А мы какую воду пьем?
Дети: Чистую, не соленую, из крана…
Воспитатель: Ребята, где можно встретить воду в природе? (ответы детей)
Давайте сейчас с вами поиграем. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, где вы видите воду ( на доске картинки с изображениями природных явлений: снег, иней, роса, лед и т. д.).
Получается, ребята, что вода бывает разной. Она, как волшебница, умеет превращаться: то разольется мелодией весенних сосулек и первыми ручейками, то прольется летним теплым дождиком и выпадет ранней росой на траве, то укроет землю мягким снегом, а реки – льдом.
Ребята, капельки интересуются, знаете ли вы, кому нужна вода?
Дети: Людям, деревьям, птицам, животным, растениям.
Воспитатель: А нам в детском саду нужна вода? Для чего она нужна?
Дети: Умываться, готовить еду, мыть пол, игрушки, стирать, поливать цветы.
Воспитатель: Да, ребята, без воды все живое на Земле погибнет. Вода – это жизнь. Ребята, а вы помните песенку воды? Давайте все вместе споем.
с-с-с-с
буль-буль-буль-буль
кап-кап-кап-кап
А сейчас капельки предлагают вам послушать песенку моря и журчание ручья.
( аудио запись: шум моря и журчание ручья)
Капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда-то пришли на землю в виде дождя.
А сейчас, ребята, мы поиграем в игру: «Мы капельки».
Представьте, что вы все капельки, я буду вашей мамой – тучкой (выбрать ребенка – солнышко).
Тучка: Где тут мои капельки? Пора моим капелькам – деткам в путь отправляться. Посылаю вас, капельки, на землю. Пролейтесь дождиком, напоите землю, деревья и цветы, погуляйте, а затем ко мне возвращайтесь.
Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (капельки соединяются в цепочку). Плавали, плавали капельки, а потом вспомнили, что мама – тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело (появляется солнышко, танцует). Стали капельки легкими, потянулись вверх, испарились под лучами солнышка и вернулись к маме – тучке (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Ребята, а вы хотите больше узнать о воде, поиграть с ней? Тогда проходите, пожалуйста, за столы.
(дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, а водичку можно перелить куда-нибудь? Например, вот в этот стакан.
Дети: Можно.
Воспитатель: Почему ее можно перелить.
Дети: Потому что она жидкая.
Воспитатель: Правильно, вода жидкая, поэтому мы ее можем переливать из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на стаканчик с водой. Какая вода на цвет? Почему вы так решили? Опустите в стаканчик палочку. Вы ее видите или нет? А если я опущу палочку в молоко, сможем ли мы ее увидеть? Значит, что мы можем сказать о воде? Вода какая? А молоко?
Вывод: вода – прозрачная.
Ребята, вы все пили водичку, попробуйте из стаканчика еще раз. Есть ли у нее вкус?
А есть ли у воды запах? Понюхайте и скажите, чем она пахнет?
Вывод: У воды нет вкуса и нет запаха.
Воспитатель: Ребята, сейчас у нас какое время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Ребята, помните, совсем недавно шел дождь, было много луж. Что же с лужами стало теперь?
Дети: Замерзли.
Воспитатель: Почему так случилось?
Дети: На улице холодно, мороз.
Воспитатель: Правильно ребята, в холодную погоду вода превращается в лед. У нас тоже есть кусочки льда. Потрогайте его и скажите, какой он?
Дети: Холодный, гладкий, скользкий, прозрачный.
Воспитатель: Сейчас оставим лед на тарелочке и посмотрим, что с ним произойдет.
Воспитатель: Ребята, теперь обратите внимание на снег. Какой он?
Положите снег на ладошку и посмотрите, что с ним произойдет. Почему он растаял? Посмотрите, что произошло со льдом?
Вывод: Снег и лед – это тоже вода.
Воспитатель: А сейчас, ребята, будьте особенно внимательными. Я беру термос с кипятком, открываю крышку. Что вы увидели?
Дети: Дымок, пар.
Воспитатель: А если над паром поместить зеркало, что на нем появляется?
Дети: Капельки.
Вывод: Пар – это тоже вода.
Воспитатель: Ребята, что мы узнали с вами о воде?
Она и в озере, она и в лужице.
Она снежинкою над нами кружится.
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, журчит.
Ребята, вам понравилось занятие? Кап и Капелька дарят на память своих подружек - «Капелек». Дружите с ними и берегите их.