Марина Александровна Лукомская
Конспект занятия по программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» по теме «Производство чая»
▼ Скачать + Заказать документы
От Фребеля до робота: растим будущих инженеров по теме Производство чая
Задачи:
1. Совершенствовать умение действовать совместно со сверстниками. Воспитывать социально-ценностные качества: ответственное отношение к делу, потребность помогать друг другу, инициативность, уважение к труду взрослых («Социально-коммуникативное развитие»).
2. Формировать представления детей о том, как выращивают и изготавливают чай, о технологии переработки чая, основных технологических процессах: завяливании, скручивании, ферментации и сушке. Воспитывать интерес к деятельности людей, работающих на фабрике по производству чая («Познавательное развитие»).
Публикация «Конспект занятия по программе „От Фребеля до робота: растим будущих инженеров“ по теме „Производство чая“» размещена в разделах
3. Расширять словарь по теме словами: «завяливание», «скручивание», «ферментация», «сушка». Активизировать речевую деятельность детей. Совершенствовать умение отвечать на вопросы («Речевое развитие»).
4. Продолжать знакомить старших дошкольников с конструкторами «Юниор», «Лего», формировать навык крепления деталей в процессе конструирования. Закрепить умение работать по выкройке, использовать в работе дополнительный материал, самостоятельно планировать этапы постройки. Развивать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать («Художественно-эстетическое развитие»,
5. Развивать мелкую мускулатуру и моторику рук, зрительно-моторную координацию («Физическое развитие»).
Материалы и оборудование: картинки, конструктор «Лего», конструктор «Юниор», выкройки из бумаги, клей, ножницы, бросовый материал.
Этапы технологии Деятельность воспитателя и детей
Логическая взаимосвязь и введение нового понятия (слова) Дети с воспитателем находят в группе красивую коробку из- под чая.
- Ребята, посмотрите, какая необычная коробочка, мне кажется, она чем-то пахнет.
Воспитатель вместе с детьми открывает коробку, в которой лежат сухие листья малины, смородины, мяты, душицы.
- Ребята, для чего используют эти травы? - (Предположения детей.)
- Да, листья можно заварить - и получится чай.
- Л какой чай пьем мы с вами каждый день в саду, дома?
- Для чего мы пьем чай? - (Ответы детей.)
- Чай обладает многими целебными, бодрящими свойствами и просто вкусный напитокГде мы его берем? - [Вмагазине.)
- А как он попадает н магазин? Откуда он берется? - (Ответы детей.)
- Давайте я вам расскажу о производстве чая, который мы с вами пьем.
Воспитатель демонстрирует слайдовую презентацию.
Рассказ воспитателя:
«Чай растёт в виде чайного кустарника, который любит тепло и солнце.
В нашей стране чай выращивают в основном на юге. где хорошие климатические условия. Целый день на чайных плантациях женщины-работницы вручную заполняют мешки свежими ли-стьями. Собранный чай доставляют на находящуюся недалеко фабрику для обработки».
Введение новых понятий: «завяливание», «скручивание», «фер-ментация», «сушка».
«При современном производстве чайные листья проходят несколько этапов обработки и только потом попадают к нам на чаепитие.
1. Завяливание. Основной целью завяливания является удаление воды из чайного листа, лист должен стать немного вялым. Подвяливают чай обычно и тени, в хорошо проветриваемых помещениях. Зеленые листья чая помещают в специальные поддоны, которые продуваются горячим воздухом. Завяливание листьев происходит как в помещении, так и на солнце».
- Ребята, повторите, как называется процесс удаления воды из листьев чая? - [Завяливание.)
- После завяливания листья встряхивают в корзинах.
«2. Скручивание.
Скручивание осуществляется как ручным, так и машинным способами.
Листья помещают в специальную машину - роллер, она напоминает кастрюлю без дна, которая совершает круговые движения по ребристому сголу, скручивает листья, и из листьев выжима-ется чайный сок.
Чаи, скрученные вручную, ценятся гораздо больше».
- Ребята, повторите, как называется действие, при котором из листа выжимают чайный сок? - [Скручивание.)
«3. Ферментация.
После того, как лист чая потерял часть влаги во время завяливания, проводится ферментация во влажных, темных помещениях. Ферментации - это потемнение чайных листьев и изменение их запаха».
- Ребята, повторите, как называется потемнение чайных листьев и изменение их запаха. - [Ферментация.)
«4. Сушка. Процесс сушки очень важный и ответственный. Если лист пересушить - он обуглится и приобретет жженый вкус, а если недосушить - то испортится, заплесневеет прямо в пачке Деятельность воспитателя и детей
Процесс сушки продолжается около получаса. В результате лист приобретает темный цвет. Во время запаривания листья выделяют сок, и мы получаем освежающий, бодрящий напиток ян-тарного цвета».
- Ребята, повторите, как называется процесс просушивания чай-ных листьев? - [Сушка.)
- Какие правила надо соблюдать, чтобы чай получился вкусным и полезным?
«5. Сортировка. Первая сортировка чайного листа проходит сразу после сбора урожая. Рабочие-сортировщики отбирают целые листья хорошего качества. Вторая сортировка проходит после сушки. Затем рабочие просеивают листья: то есть делят крупные и мелкие листья. Потом отсеивают черенки и другие ненужные частички. Затем продувает, чтобы избавиться от чайной пыли и получить чай хорошего качества. Сортируют чай люди как вручную, так и с помощью сортировальной машины».
- Ребята, как называется процесс избавления чайного листа от ненужных частичек, пыли? - [Сортировка.)
«6. Маркировка. Маркировка - это сорта чая: чёрный, зелёный, цветочный, в пакетиках, крупно-, мелколистовой и т. д.
7. Упаковка чая. Чай очень быстро впитывает окружающие запахи, влагу, поэтому процесс упаковки стараются производить быстро. Готовый чай рабочие-упаковщики тут же пакуют в фирменные коробки, железные баночки, пакеты, мешочки».
- «Без всяких сомнений, такой вкусный, полезный напиток, как чай, заслуживает свой праздник. Ежегодно в нашей стране 15 декабря отмечается международный День Чая».
Схемы, карты, условные обозначения Дети рассматривают выкройку изготовлении поддонов для сушки, завяливания чая круглой и прямоугольной формы и вспоминают значение условных обозначений (пунктирные линии - это линии сгиба, а сплошные - это линии разреза, определяют последовательность работы с выкройкой и объясняют, для чего нужен каждый поддон (для завяливания, ферментации, сушки листьев чая)
Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей) Дети рассматривают образец постройки фабрики по изготовлению чая. (Приложение 2)
Воспитатель спрашивает: из каких этапов состоит производство чая. какие части фабрики нужно будет сконструировать? Предлагает детям обсудить и договориться между собой, сколько человек нужно для постройки каждой части фабрики, выбрать, какую часть фабрики они будут строить, объединиться в группы для работы
Стимулирование приговаривания мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений). Инженерная книга. Техника безопасности Воспитатель раздает каждой группе образец постройки той части фабрики, которую они выбрали. (Приложение 2)
Предлагает детям еще раз рассмотреть ее, договориться между собой, распределить обязанности, обсудить, из какого материала будут строить (конструктор «Юниор», «Лего», выкройка из бумаги, картон, дополнительный материал: опилки, пластилин)
Воспитатель предлагает из предложенных условных обозначений сначала выбрать материал, из которого они будут конструировать (конструктор, бумага).
Затем выбрать подходящую технику безопасности в работе с разными видами конструктора, бумагой и отметить её в инженерной книге:
- не раскидывать детали конструктора;
- нельзя брать в рот детали конструктора;
- опасно наступать на детали конструктора;
- после работы конструктор нужно сложить в контейнер;
- ножницы передавать тупым концом;
- после работы с клеем помыть руки.
Предлагается отметить, как дети будут работать: по одному, в парах или подгруппой; наклеить образец постройки, которую они будут делать
Экспериментальная деятельносгь/Конструирование + стимулирование общения детей между собой Дети выбирают материал, который подходит для их постройки, обсуждая друг с другом свои действия в ходе конструирования. Каждая подгруппа конструирует определенную часть фабрики.
- Ребята, каждая группа сконструировала часть фабрики, а что нужно сделать, чтобы получилась целая фабрика по производству чая? - (Объединить постройки.) (Приложение 2)
Обсуждение построек. Оценка деятельности (что хотели сделать - что получилось) Воспитатель предлагает обсудить постройки (части фабрики).
- Все ли получилось, что задумывали?
- Давайте сначала сравним наши постройки с образцом в инженерной книге, а затем сравним с образцом постройки целой фабрики. (Приложение 2)
- Какие чувства вы испытываете, глядя на целую фабрику, которую построили вместе?
- Ребята, а чего еще не хватает на нашей фабрике? - (Чая)
- Давайте наши поддоны заполним листьями чая и упакуем чай в коробочки по разным сортам: черный и зеленый, с разными ароматами (клубничным, лимонным и т. д.)
Обыгрывание моделей (стимуляция активизации словаря) Сюжетно-ролевая игра «На чайной фабрике», «Магазин чая».
Воспитатель предлагает детям распределить между собой роли: водитель, работники чайной плантации, упаковщики, сортировщики, продавец-консультант, покупатель-дегустатор. Возможно объединение этой игры в один сюжет: женщины собирают урожай чая, водитель привозит чай на завод; рабочие на заводе чай сушат, сортируют, упаковывают, и водитель отвозит чай в магазин; продавец-консультант предлагает покупателям продегустировать различные виды заваренного чая, понравившийся чай в упаковке показывает покупателю и продает
Фотографирование деятельности и объектов Воспитатель фотографирует фабрику по производству чая, сконструированную детьми
Размещение моделей в предметно-пространственной среде группы Пополнение атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин чая», «На чайной фабрике»