Елена Струкова
Конспект НОД «Компас» по программе «От Фребеля до робота»
▼ Скачать + Заказать документы
Компас.
Подготовительная к школе группа.
Задачи:
1. Сформировать уважительное отношение к труду инженера-приборостроителя; закреплять умение соблюдать технику безопасности при работе с ножницами; воспитывать самостоятельность и аккуратность; закрепить правила поведения в походе. («Социально-коммуникативное развитие»).
2. Закреплять представление детей о компасе, основных частях, функциональном назначении и правилах использования. Познакомить с историей появления компаса и cтopoнaми cвeтa. Развивать любознательность и интерес к устройству простейших технических приборов; развивать способность к самостоятельному анализу моделей; развивать стремление к творческому поиску, умении логически мыслить (Познавательное развитие).
Публикация «Конспект НОД „Компас“ по программе „От Фребеля до робота“» размещена в разделах
3. Развивать речевую активность; активизировать словарь: компас, части света, ориентирование, инженер-приборостроитель (Речевое развитие).
4. Упражнять детей в индивидуальном моделировании, конструировании из дополнительного материала (палочки для мороженого, двухсторонний скотч, одноразовые тарелочки, совершенствовать навыки работы с помощью шаблона, вырезание круглых форм («Художественно-эстетическое развитие»).
5. Развивать мелкую моторику пальцев, координацию в системе «глаз – рука» («Физическое развитие»).
Материалы и оборудование: 1) картон, бумага, палочки для мороженого, фломастеры, ножницы, шаблон, двухсторонний скотч; 2) одноразовые тарелочки, картон, фломастеры, ножницы, болтики, гаечки, шило. Компас, карточки с правилами безопасности, инженерная книга, карточки для инженерной книги.
Этапы технологии Деятельность воспитателя и детей
Введение нового понятия (слова) и логическая взаимосвязь - Ребята, мы с вами сегодня отправляемся в поход по «Экологической тропе», нам надо приготовить все необходимое для похода. Как вы думаете, что надо взять с собой? - (Рюкзаки, аптечку, бутылочки с водой.)
- Какой прибор нужно иметь в походе, чтобы не заблудиться, найти дорогу обратно? Отгадайте загадку:
На ладонь он ляжет весь.
Не часы, но стрелка есть,
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться.
- Правильно, компас (воспитатель показывает компас).
Дети, а что такое компас? И для чего он нужен?
(Дети отвечают).
- Да, верно, компас-это прибор, который помогает нам ориентироваться в пространстве. А, вы хотите узнать, кто его изобрел и как он работает? (ответа детей)
- Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он обнаружил однажды, что железный наконечник его палки притягивается к чёрному камню. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом», по названию местности, (холмы Магнезии в Малой Азии) где добывали железную руду.
Ученые Китая стали изучать магнит и были очень удивлены, они заметили, что намагниченный стержень всегда указывает в одном направлении. Один конец называется южным полюсом магнита. Другой конец - северный полюс магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.
- Ребята, а где ещё мы встречаем южный и северный полюса? (ответы детей)
- Наша планета имеет южный и северный полюса, это части света. А еще есть запад и восток.
Наша планета как большой магнит притягивает к себе все, что на ней находится.
Именно в Китае был изобретен первый компас, которым в наше время пользуются все страны мира.
- Давайте рассмотрим компас :
- Компас круглой формы, пластмассовый, легкий. У него две стрелочки: красная - показывает юг, синяя - показывает север. Основной частью компаса является магнит, он позволяет двигаться стрелочкам.
- Повторите ещё раз, как называется этот прибор. Давайте вспомним: кому нужен компас, как устроен этот прибор?
Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей) - Можем ли мы с вами прямо сейчас отправить в поход? Все ли у нас есть?
Воспитатель предлагает пройти в цех приборостроения, где изготовляются компасы.
Предлагает рассмотреть схему сборки компаса, рассказать в какой последовательности будет собираться компас.
Схемы, карты, условные обозначения -Так как мы начинающие инженеры-приборостроители, давайте изготовим самую простую модель компаса. - Сначала вспомните, из каких частей состоит компас, вложите в инженерную книгу карточки с алгоритмами конструирования : какие материалы вы выберите и какой способ соединения.
Воспитатель предлагает рассмотреть схему сборки компаса, рассказать в какой последовательности будет собираться компас.
Техника безопасности.
Инженерная книга - Давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами и мелкими деталями металлического конструктора :
* Не держать ножницы концами вверх.
* Не оставлять ножницы в открытом виде.
* Резать ножницами на столе.
*При работе с ножницами следить за пальцами левой руки.
* Нельзя брать в рот детали конструктора.
Воспитатель предлагает подобрать карточки условных обозначений правил техники безопасности и вложим в инженерную книгу.
Экспериментальная деятельность/Конструирование + стимулирование общения детей между собой -Внимательно посмотрите на схемы. Выберите материал, который вам подойдут для изготовления компаса и приступайте к работе.
- Как вы должны работать, чтобы у вас получилась модель компаса? Нужно строго следовать схеме. (Воспитатель показывает детали, спрашивает, для какой части компаса подойдет та или иная деталь). Предлагает детям разделиться на подгруппы, договориться, кто какую работу будет выполнять.
Обсуждение построек. Оценка деятельности (что хотели сделать-что получилось) - Молодцы, ребята! Отличные компасы у вас получились! Посмотрите внимательно, все ли правильно вы сделали? Все ли части компаса на месте?
- Как вы думаете, теперь мы можем отправиться в поход? - Можно ли использовать эти компасы в игре?
Техника безопасности.
- Прежде чем мы отправимся в поход по «Экологической тропе», давайте повторим, как себя нужно вести во время похода. (Воспитатель при необходимости помогает детям называть правила, показывает картинки с правилами поведения в походе)
Обыгрывание моделей (+ стимуляция активизации словаря) Каждый ребёнок работает со своим компасом.
Задание для детям:
- Повернитесь, пожалуйста, лицом на Север (Юг Запад Восток).
- Что находится в северном углу нашей групповой комнаты? В южном? Западном? Восточном?
- Если мы встанем лицом на Север, какая сторона света окажется позади? Справа? Слева?
- Если мы отправимся в путешествие на Юг, куда нам нужно двигаться, чтобы вернутся назад?
Воспитатель предлагает детям взять свои компасы, рюкзачки и отправиться в поход по «Экологической тропе» на территории детского сада
Размещение моделей в предметно-пространственной среде группы После возвращения из похода воспитатель предлагает разместить компасы в центре экспериментирования для дальнейшего использования в экспериментальной деятельности, сюжетно-ролевых играх
(«Путешественники», «Турагенство»)