Марина Ширяева
Конспект занятия по профилактике употребления нецензурной лексики «Словом можно убить, словом можно спасти»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: поддержка становления и развития нравственности школьника.
Задачи:
1. развитие способности соблюдать собственные нравственные обязательства;
2. осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм;
3. давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
4. осознание ценности других людей, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу нравственному и моральному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
Ход занятия:
Блок 1
Добрый день! Наше занятие я хочу начать с притчи:
Притча о языке
Публикация «Конспект занятия по профилактике употребления нецензурной лексики „Словом можно убить, словом можно спасти“» размещена в разделах
Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!». Пришли гости - Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» - «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах - ничего нет лучше языка!» - «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» - «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну - ничего нет хуже языка!». Рассердился Ксанф, но придраться не мог.
Эзоп, греческий философ[/i]
Еще одна притча говорит нам о влиянии наших слов.
Просмотр видеоролика Притча о гвоздях или её чтение:
Притча о гвоздях
«Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный мальчик. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда мальчик не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было 37 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться.
Мальчик понял, что легче контролировать свои эмоции, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из забора по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда мальчик мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в заборе дыр?
Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется. Словесный шрам такой же болезненный, как и физический».
Вопросы для обсуждения:
- Какие выводы вы можете сделать из этой притчи?
- Как вы полагаете, для чего отец, решил помочь своему сыну научиться контролировать свои эмоции, гнев?
- Как вы считаете, удалось ли отцу помочь своему сыну?
- Как вы думаете, почему мальчик понял, что легче контролировать свои негативные эмоции, нежели вбивать гвозди?
Блок 2
Есть люди и дети, которые в своей речи часто используют нецензурные выражения, матерные слова или сквернословия. В словаре В. Даля сказано: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь, нравственное растление, все богопротивное».
Знает ли кто-нибудь из вас о происхождении матерных слов?
На самом деле матерная брань появилась очень давно.
Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь, т. е. можно сказать матерщина – это молитва бесам, сатане.
Матерясь на других такие люди посылали страшные проклятия на этих людей и их род. Но еще больше они вредили себе и своим близким.
Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидится, на берегу реки или озера - оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. Отсюда и выражение "поле брани".
Во всех религиозных культурах сквернословие – тяжелый грех.
Блок 3
Кроме того, на сегодняшний день проведено большое количество исследований, которые подтверждают влияние слов на человека и все живое.
Просмотр видеоролика "Вода".
Блок 4
За использование нецензурных выражений в общественных местах предусмотрена Статья 20.1. КоАП РФ. Мелкое хулиганство.
Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах.
Блок 5
Групповые дискуссии
Участникам предлагается обсудить следующие высказывания:
- «Из привычки так или иначе сквернословить вытекает привычка к совершению дурных поступков» (Аристотель.)
- «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани» (Поговорка.)
- «Каков человек, такова его и речь» (Сократ)
- «Злой язык – признак злого сердца» (Публий Сир)
- «Речь – это показатель ума» (Сенека)
Блок 6
Упражнение «Дерево добра»
А сейчас предлагаю вам посадить дерево добра. Но для того, чтобы оно выросло сильным и могучим мы должны укрепить его добрыми словами. Каждый должен написать доброе слово возле корней этого дерева. На сердечках дети пишут свои имена и прикрепляют их на ветки дерева.
В завершении сегодняшней встречи хочу прочитать вам стихотворение Эдуарда Асадова.
«О скверном и святом»
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное - Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и темный, и дурной
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как темная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века.
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут все-таки при чем?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять,
Что слово "мат" идет от слова "мать",
Сквернейшее - от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей:
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!