Папки-передвижки

Конспект занятия по профилактике употребления нецензурной лексики «Словом можно убить, словом можно спасти»

Марина Ширяева
Конспект занятия по профилактике употребления нецензурной лексики «Словом можно убить, словом можно спасти»

Цель: поддержка становления и развития нравственности школьника.

Задачи:

1. развитие способности соблюдать собственные нравственные обязательства;

2. осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм;

3. давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

4. осознание ценности других людей, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу нравственному и моральному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

Ход занятия:

Блок 1

Добрый день! Наше занятие я хочу начать с притчи:

Притча о языке

Публикация «Конспект занятия по профилактике употребления нецензурной лексики „Словом можно убить, словом можно спасти“» размещена в разделах

Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!». Пришли гости - Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» - «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах - ничего нет лучше языка!» - «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» - «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну - ничего нет хуже языка!». Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

Эзоп, греческий философ[/i]

Еще одна притча говорит нам о влиянии наших слов.

Просмотр видеоролика Притча о гвоздях или её чтение:

Притча о гвоздях

«Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный мальчик. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда мальчик не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было 37 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться.

Мальчик понял, что легче контролировать свои эмоции, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из забора по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда мальчик мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в заборе дыр?

Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется. Словесный шрам такой же болезненный, как и физический».

Вопросы для обсуждения:

- Какие выводы вы можете сделать из этой притчи?

- Как вы полагаете, для чего отец, решил помочь своему сыну научиться контролировать свои эмоции, гнев?

- Как вы считаете, удалось ли отцу помочь своему сыну?

- Как вы думаете, почему мальчик понял, что легче контролировать свои негативные эмоции, нежели вбивать гвозди?

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Блок 2

Есть люди и дети, которые в своей речи часто используют нецензурные выражения, матерные слова или сквернословия. В словаре В. Даля сказано: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь, нравственное растление, все богопротивное».

Знает ли кто-нибудь из вас о происхождении матерных слов?

На самом деле матерная брань появилась очень давно.

Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь, т. е. можно сказать матерщина – это молитва бесам, сатане.

Матерясь на других такие люди посылали страшные проклятия на этих людей и их род. Но еще больше они вредили себе и своим близким.

Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидится, на берегу реки или озера - оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. Отсюда и выражение "поле брани".

Во всех религиозных культурах сквернословие – тяжелый грех.

Блок 3

Кроме того, на сегодняшний день проведено большое количество исследований, которые подтверждают влияние слов на человека и все живое.

Просмотр видеоролика "Вода".

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Блок 4

За использование нецензурных выражений в общественных местах предусмотрена Статья 20.1. КоАП РФ. Мелкое хулиганство.

Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах.

Блок 5

Групповые дискуссии

Участникам предлагается обсудить следующие высказывания:

- «Из привычки так или иначе сквернословить вытекает привычка к совершению дурных поступков» (Аристотель.)

- «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани» (Поговорка.)

- «Каков человек, такова его и речь» (Сократ)

- «Злой язык – признак злого сердца» (Публий Сир)

- «Речь – это показатель ума» (Сенека)

Блок 6

Упражнение «Дерево добра»

А сейчас предлагаю вам посадить дерево добра. Но для того, чтобы оно выросло сильным и могучим мы должны укрепить его добрыми словами. Каждый должен написать доброе слово возле корней этого дерева. На сердечках дети пишут свои имена и прикрепляют их на ветки дерева.

В завершении сегодняшней встречи хочу прочитать вам стихотворение Эдуарда Асадова.

«О скверном и святом»

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное - Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и темный, и дурной

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как темная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века.

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут все-таки при чем?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И все же трудно попросту понять,

Что слово "мат" идет от слова "мать",

Сквернейшее - от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов!

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей:

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

Публикации по теме:

«Дагестанские игры со словом»«Дагестанские игры со словом» Дагестанские игры со словом Все возрастные группы Цель занятия: Воспитание чувства красоты, гармонии и любви к родному краю средствами музыки,.

Дидактическая игра «Назови одним словом»Дидактическая игра «Назови одним словом» Для разнообразия темы недели "Сообщества" я решила изготовить дидактическую игру "Назови одним словом". Главная цель игры: Закрепить умение.

Конспект занятия «Чем можно порадовать маму» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 муниципального образования Каневской район Конспект Речевое.

Конспект НОД «На чём можно отправиться в путешествие?»Конспект НОД «На чём можно отправиться в путешествие?» Конспект НОД в старшей группе: «На чём можно отправиться в путешествие?». Воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 31 - Маршина Елена Николаевна, г.

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со словом и предложением» Тема: Знакомство со словом и предложением. Цель: Ознакомление со звучащим словом, самостоятельное называние слов детьми. Задачи: 1. Познакомить.

Конспект занятия по познавательной деятельности для детей второй младшей группы «Можно и нельзя» Конспект занятия по познавательной деятельности для детей второй младшей группы. Тема: Можно и нельзя. Цель: Учить относить к себе лично.

Конспект занятия «Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?» Цель: помочь учащимся осознать, что прощение - необходимая черта характера. Задачи: - разобрать понятие слова «прости» - познакомить со.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Где можно найти воздух»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Где можно найти воздух» .

Развивающая игра «Назови одним словом»Развивающая игра «Назови одним словом» Развивающая игра "Назови одним словом" относится к категории игр, способствующих развитию мыслительных процессов, но, в зависимости от вариантов.

Занятие по нравственному воспитанию «Вред от использования нецензурной лексики» Тема: Вред от нецензурной лексики Цели: 1. Предупредить употребление в речи детей бранных слов, хулы, ругательств, мата; познакомить с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по профилактике употребления нецензурной лексики «Словом можно убить, словом можно спасти»
Опубликовано: 23 мая 2019 в 12:54
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по профилактике употребления нецензурной лексики «Словом можно убить, словом можно спасти»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ширяева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 июля. День Нептуна. Передвижка «Правила поведения на воде для детей»

15 июля — это середина лета или по-морскому, экватор. А значит, самое время отметить праздник повелителя морей и океанов, грозного Нептуна. 

12 июля. День косоворотки. Передвижка «Русская рубаха — косоворотка»

 В 2019 году общественные организации России выступили с инициативой празднования Дня косоворотки. Этот праздник призван продвигать положительный образ русской культуры — как в России, так и за...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД