МААМ-картинки

Занятие по нравственному воспитанию «Вред от использования нецензурной лексики»

Мария Печенкина
Занятие по нравственному воспитанию «Вред от использования нецензурной лексики»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Вред от нецензурной лексики

Цели:

1. Предупредить употребление в речи детей бранных слов, хулы,

ругательств, мата; познакомить с влиянием таких слов на человека,воду.

2. Информировать об истоках русского мата, сквернословия; сравнить

принципиальную основу образования и появления таких слов в других языках и как результат - неупотребление в речи этих слов.

3. Воспитывать любовь и уважение к родному языку как неотъемлемой

составляющей патриотизма.

Форма работы:беседа, презентация

.

Э п и г р а ф :

Публикация «Занятие по нравственному воспитанию „Вред от использования нецензурной лексики“» размещена в разделах

С языком,с человеческим словом,с речью безнаказанно шутить нельзя;словесная речь человека-это видимая,осязаемая связь,союзное звено между телом и духом.

В. Даль

Ход часа общения.

I.Оргмомент

Воспитатель :Добрый день тем, кто задумался над вопросом: «Чем опасна ненормативная лексика

Мы рады,что вы смоги оценить важность темы,которую мы предлагаем вашему вниманию

и приглашаем вместе с нами к разговору.

А начать наш разговор хочется с одной легенды:

Жил в VI в. до н. э. в Древней Греции мудрец,сочинитель басен Эзоп. Он был рабом у богатого грека. Однажды хозяин сказал ему: «Ступай на рынок и принеси самую лучшую вещь на свете».Эзоп принёс язык. «А есть ли что на свете лучше и прекраснее языка? Разве не языком держится вся философия и вся учёность? Без языка ничего нельзя сделать:ни дать,ни взять,ни купить. Порядок в государстве,законы,постановления-всё это существуе лишь благодаря языку. Язык-основа всей нашей жизни;нет ничего лучше на свете». Тогда хозяин сказал: «А теперь принеси самую худшую вещь на свете».Эзоп снова принёс язык. «Что же на свете хуже языка?Язык несёт раздоры,заговоры,обманы,распри,

завись,войну. Разве может быть что-то хуже,чем язык?»

Скажите мне ребята, почему Эзоп считал, что язык и друг и враг? (ответы детей)

Воспитатель : Так о чем же мы сегодня будем говорить на занятии? (О языке) Правильно, о нашем с вами языке, а именно о нецензурной речи, которую вы употребляете. (слайд 1)

Воспитатель :Да!К языку нужно относиться с большой осторожностью и уважением. При неумелом и небрежном отношении он может создать нам массу проблем,при правильном-станет другом.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг,подумай,не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души,

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

2 Основная часть.

Воспитатель : Русский язык отличается от других языков красотой,гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим. Но можно ли считать,что язык,созданный великими предками,его потенциал,богатство неистощимы?Можно ли утверждать,что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка? (слайд 2)

К сожалению,наблюдается снижение уровня речевой культуры разных слоёв общества, расшатываются традиционные литературные нормы.

Сегодня ненормативная лексика проникла и в литературу,и в кино,и в СМИ. Слушая,как разговаривают не только на улицах,но и с экранов телевизоров политки,аткёры, журналисты,понимаешь, что русский язык сейчас, как никогда, находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируется из уст людей,которые должны нести «кульуру» в массы. И оно так заразно, что распространяется с ужасающей быстротой. А вот о том, каковы последствия подобного словоблудия,знают немногие. (слайд 3)

Сколько всего слов составляет матерный язык? В целом около сотни. В активном же словарном запасе около 20-30. Но очень активно используются замены этих слов : е-мое, е-п-р-с-т, ексиль-моксиль и т. д.

Так что же такое матерная речь или как принято говорить в народе мат? Недавно заведующий кафедрой иностранных языков Волгоградской сельхохозяйственной академии, профессор, доктор филологических наук А. Олянин провел целое научное исследование, посвященное ненормативной лексике. (слайд 4)

«Если сравнивать родную лексику с водным потоком, то мат – это своего рода «сбросы» нечистот, загрязнение речи,-полагает профессор. Он пришел к выводу,что матерные слова произошли от древних заклинаний. Слова, которые считаются нецензурными. Служили проклятиями и заговорами. (слайд 5)

На примере этих размышлений,нецензурная брань –это самый безобразный враг родного языка. Многие народы имели особые запреты, табу, на подобные слова., т. к. вызывали демонов и злых духов.

До середины 19 века сквернословие было не распространено даже в деревнях и было уголовно наказуемым деянием. До революции за матерную брань секли на площади,это была политика государства. А во времена Алексея Михайловича Романова по Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание, вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом вышла и на улицы городов. И постепенно сквернословие из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. И постепенно распространилось по всей Руси, и очень огорчает, что огромное число русскоговорящих взрослых и даже детей вставляют в свою речь матерные слова. (слайды 6-7)

Воспитатель : Есть предположение, что нецензурная брань досталась нам от моноголо-татарского ига. Для кочевых племен было важно не нарушать деторождение, обеспечивающее господствующее преимущество. Поэтому они обзывали и ругали интимные отношения. Так же матерная речь берет свои истоки в обрядах языческого происхождения, ритуалах. Человек, произносящий такие слова, проклинает не только себя, но и весь свой род в первую очередь и только потом других людей,он как бы призывает беса, дьявола. А эти бесы влияют на здоровье, настроение, состояние финансов, а так же на взаимоотношения с другими людьми.

Мат, как вирус, поселился в нашем языке и постепенно и неуклонно поглощает собой все. (слайд 8-9)

Воспитатель : А чем же опасны бранные слова? Почему мы не можем их употреблять? Предлагаю фам небольшой фрагмент исследования воды японского ученого Масару Эмото. «Вода тоже предпочитает любовь, благодарность» (Коллекция кристаллов воды) Посмотрите как разные слова влияют на структкру воды. (слайд 10-15)

Вот как бранные слова влияют на воду, а ведь человек, в зависимости от возраста состоит на 70-90 % воды. А так же мат влияет на самого челоека! Посмотрите, что происходит с нами при употреблении нецензурных выражений. (слайд 16-18)

Воспитатель : Научный руководитель Центра экологического выживания и безопасности Г. Чеурин опытным путем пришел к выводу о тлетворном влиянии матерной речи на организм. Результаты были представлены в небольшом фильме «Как слово наше отзовется…» Их подтверждают исследования группы российских ученых, которые провели эксперимент с водой. Они поливали водой семена пшеницы, одну часть водой с молитвой, другую часть пшеницы «обруганной» водой. В результате семена, которые поливали намоленой водой прорастали в 96 случаях из 100, а семена, политые «обруганной» водой – только 49 из 100. (слайд 19)

С помощью разработанной учеными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК, отвечающих за наследственность человека. Но самое главное то, что ДНК небезразличны к получаемой информации. (слайд 20-21)

Таким образом, самый большой вред сквернослов наносит себе и своему потомству (слайд 22). Интересно. что мужчины сквернословят чаще женщин, старики браняться реже. Чем молодеж, а люди с высоким уровнем дохода позволяют себе «выражаться» чаще, чем люди, имеющие средний достаток. В крупных городах матерная речь звучит меньше, чем в деревнях.

Воспитатель : А сейчас поговорим о происхождении некоторых бранных слов.

Итак: «сволочь» означает мусор, который собирают в кучу, а потом выкидывают за порог жилища. Для христианина дом-это храм,а вечное жилище – Царство Небесное. Поэтому говоря человеку «сволочь» вы желаете, чтобы человек был лишен дома, выкинут из Царства Небесного как мусор. Итак, в мистическом значении слово обозначет как недостойный спасения, осужденный, изгнаный.

Слово «мерзавец» - это слово мы слышим очень часто. Оно означает мерзлый, замерзший,холодный, безжизненный. «Мерзавец» - это человек в которм нет бога, который потерял любовь. Говоря человеку «мерзавец» вы желаете, чтоб он потерял Бога, любовь, уподобился демону, который холоден, безжалостен, жесток.

Слово «негодяй», которое прочно обосновалось в нашем лексиконе означает негодный, непригодный, испорченный. В мистическом плане вы желаете - «Пусть не исполниться цель его жизни, пусть он будет неспособен принять Божественную Благодать». То есть слово негодяй означает отверженный.

Слово «стерва» означает падаль, гниющее мясо. В мистическом смысле такое пожелание означает : «Останься гнилью, не воскресни».

Слово «подлец» означает низкий, ползающий под ногами. Называя человека «подлец» вы проклинаете его : «Буль подомен гаду ползучему, упади в преисподнюю».

Слово «паршивый» означает человека, больного болезнью, от которой выпадают волосы и появляются струпья на теле. Паршивую овцу изгоняют из стада, чтоб она не заражала других. В мистическом смысле вы желаете, чтобы человек был покинут всеми, а самое главное умер нераскаянным и изгнан навеки из Царства небесного.

Воспитатель : Из данного лексикона мы выбрали лишь наиболее «безобидные» слова. Которые не особенно режут слух, но сколько зла и боли они несут в себе. И не забывайте, что проклиная других, вы проклинаете себя и своих родных.

3Небольшая разминка.

Воспитатель6 Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы, если ваш ответ «Да» - хлопаете в ладоши, если ответ «Нет» - топаете ногами. Итак:

1 Язык мой – враг мой.

2 Язык мой – друг мой.

3 Можно научиться сдерживать свои эмоции и говорить без употребления нецензурных слов.

4 Речевая культура многим не по плечу.

5 Скверные слова лично мне неприятны, а вам?

6 Мату много лет – спасенья от него нет.

7 Каждый может добиться чистоты и уважительности своей речи.

8 Можно матом покрывать и при этом уважать.

9 Лучше матириться, чем молча злиться.

9 Сквернословие можно потерпеть, не замечать.

Игра «Ассоциации»

Дети делятся на группы, каждой группе дается лист бумаги и цветные карандаши.

Воспитатель : Каждой группе я называю отдельное слово, задача групп нарисовать или написать с чем это слово ассоциируется. Например «лето». Я нарисую солнце, чистое небо, море, песок, цветы, бабочки. Или скажу что тепло, светло, пахнет клубникой, шумит вода. Понятно? (ответы детей)

МАМА

КОНФЕТА

ДРУЖБА

НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ

Дети записывают или рисуют ассоциации, затем зачитывают или объясняют, обсуждают. А задача воспитателя подвести к мысли, что только нецензурная брань вызывает отрицательные эмоции и рисунок тусклый, с преобладанием темных тонов,что вызывает в нас отрицательные эмоции.

4 Рефлексия

Воспитатель : А как вы думаете, почему люди употребляют нецензурные слова? (ответы детей) Молодцы, посмотрите на доску, здесь написаны основные причины почему человек ругается. (на доске плакат)

1 Плохое воспитание, низкий уровень культуры, нехватка словарного запаса, неумение говорить по другому.

2 Отрицательное влияние окружающих (плохая компания) и неспособность противостоять ему.

3 Злоба, гнев, ненависть. Агрессия, неадекватность поведения.

4 Стремление быть лидером, демонстрация «принадлежности» к своим.

5 Скверный характер. Вредные привычки.

6 Неуважение к окружающим.

7 Отсутствие внутреннего самоконтороля.

8 Неправильная трактовка понятия «свобода слова».

(обсуждение каждого пункта с детьми)

Воспитатель : Ребята, а можем ли мы сами бороться со сквернословием и как? (да, можем. Другие ответы детей)

Нецензурная брань это увы наша суровая реальность. Но мы, правильно, можем с этим бороться, в первую очередь надо, наверное, начать с себя. Итак, снова посмотрите на доску. Здесь представлены некоторые правила и рекомендации для борьбы со «словоблудием».

1 Повышение общего уровня культуры и грамотности.

2 Глубокое изучение русского языка и литературы.

3 Воспитание любви к людям. Доброты.

4 Ужесточение законов, штрафы, цензура.

5 Воспитание примером в семье с малых лет.

6 Пропаганда здорового образа жизни.

7 наказание хамов презрением, игнорированием.

5 заключение.

Воспитатель : Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Возможно, если б человек видел. Какую силу несет плохое слово, он бы не произносил его никогда.

Л. Н. Толстой писал: «Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, и словом можно их разъединить. Словом можно служить любви, словом же можно служить вреде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

Ни одна из религий не поощряет сквернословие. Это считается тяжким грехом. (слайды 23-24)

И хотелось бы закончить наше занятие такими словами :

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, словом можно купить,

Слово можно в разящий венец перелить.

Я хочу вам пожелать: «Всякое гнилое слово да не исходит из уст ваших». Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Комплексное занятие по нравственному воспитанию детей с ОИН в средней группе «Поссоримся — помиримся!». .

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый: польза и вред» Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый -польза и вред». Тема: «Лук репчатый – польза.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «В гостях у великого художника М. В. Нестерова» Художники для детей дошкольного возраста Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной группы «В гостях у великого.

План по нравственному воспитанию Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Дорога Добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир») Тема: «Дорога добра» Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения. Задачи: Воспитывать дружеские.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Поделись своей добротой» в подготовительной группеЗанятие по духовно-нравственному воспитанию «Поделись своей добротой» в подготовительной группе ЗАНЯТИЕ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ " ПОДЕЛИСЬ СВОЕЙ ДОБРОТОЙ" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ,Цели:Углублять представление детей о.

Занятие по нравственному воспитанию «Совесть» Тема: «Совесть» Цель: Раскрыть на конкретных примерах значение понятия «совесть»; способствовать воспитанию этого качества у детей. План.

Занятие по ОБЖ «Вред и польза сотовых телефонов» Мобильный телефон – друг или враг? Цель: - Формирование и углубление знаний о мобильных телефонах, истории их возникновения и развития;.

«Солнце — источник света и тепла». Занятие в ДОУ для старших дошкольников по духовно-нравственному воспитанию Конспект занятия в старшей группе «Солнце - источник света и тепла» Занятие в ДОУ для старших дошкольников по духовно-нравственному воспитанию.

Занятие для старших дошкольников по духовно-нравственному воспитанию «Солнце — источник света и тепла» Программное содержание Образовательные задачи: совершенствовать вокально- хоровые навыки детей на знакомом музыкальном материале в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по нравственному воспитанию «Вред от использования нецензурной лексики»
Опубликовано: 17 января 2019 в 19:24
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по нравственному воспитанию «Вред от использования нецензурной лексики»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Печенкина (УИ 1595184) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД