Алина Лукьянчикова
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с флорой и фауной подводного мира.
Задачи:
Образовательные: познакомить с миром рыб, растений и животных моря, а также активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин.
Воспитывающие: вызвать эмоциональный отклик к проблеме вымирания подводных видов, воспитание бережного отношения к природе.
Публикация «Занятие по познавательному развитию в старшей группе „Подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
Развивающие : формирование эстетического восприятия подводного мира, познавательных и творческих способностей.
Оборудование: глобус, телевизор, презентация с изображениями морских обитателей, видеоролик из морской глубины.
Ход занятия:
I.Вводная часть. Дети, сядьте удобно и послушайте загадку.
Рыбка не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет. (золотая рыбка)
«Ребята, золотая рыбка нам в группу передала конверт, посмотрим что там?» (открывает конверт, письмо)
«Дорогие друзья, я, золотая рыбка предлагаю вам отправиться в путешествие на морское дно, что бы вы смогли увидеть всю красоту подводного мира и познакомиться с морскими обитателями».
Ну что, хотите отправиться в путешествие?
-Да, хотим!
-Но для начала давайте посмотрим на глобус: Какого цвета на глобусе больше (Голубого.)
-А что изображено голубым цветом?
-Да молодцы. Это реки, озёра, моря и океаны. Это водная часть Земли. Сегодня мы совершим путешествие на морское дно
-Ребята, а на чём можно туда отправиться? (На подводной лодке.)
-Совершенно верно (включается телевизор, изображение подводной лодки)
-Закрывайте глаза, один, два, три – погружаемся всё ниже и ниже, слышны звуки моря
II. Основная часть.
: - показ слайдов и рассказ о морских обитателях.
И первой кого мы встретили это
Морская звезда
С неба звездочка упала,
В океан она попала.
И теперь там круглый год
Не спеша по дну ползет.
(В. Мороз)
Морская звезда-хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звездочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звезды медленно ползают по дну или зарываются в ил. В случае опасности они могут отбрасывать часть своего тела. Из отброшенной части через некоторое время вырастает новая морская звезда. Морские звезды родственники морских ежей.
Краб
Краб играл в морской футбол,
Он забил клешнею гол.
То-то радостно всем было,
Что команда победила.
(Н. Мигунова)
У крабов широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У них 5 пар ножек. Передние-мощные клешни, с их помощью крабы разрезают пищу на кусочки и отправляют в рот. Они хорошие мусорщики-поедают гниющие останки организмов, очищая океан от вредных веществ.
Морской еж
Словно кактус на окне,
Еж морской растет на дне.
Проплывала камбала,
Его водичкой полила.
(Ю. Парфенов)
Оказывается. ежики живут не только на суше. Есть и морские ежи. Снаружи тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат многочисленные иглы. Они очень тонкие и острые, на концах имеются зазубрины. Если такая воткнется в кожу человека, вынуть ее очень сложно. Морские ежи ядовиты, и, уколовшись, человек чувствует жгучую боль. С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются, как на ходулях, по морскому дну.
Осьминог
Он живет на самом дне,
На ужасной глубине-
Многорукий, многоногий,
Ногорукий, руконогий
Ходит в море без сапог
Спрут Кальмарыч Осьминог!
(Г. Кружков)
У осьминогов нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому. что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены присоски, которыми осьминог удерживает добычу и прикрепляется к камням на дне. Они обладают способностью мгновенно менять окраску и становиться одного цвета с грунтом. Осьминоги-настоящие хищники. Питаются они креветками, лангустами, рыбами, крабами.
Медуза
Прозрачная медуза
Тихонечко плывет.
К медузе прикоснешься-
Как током обожжет!
(Н. Мигунова)
У медуз полупрозрачное тело в форме зонтика или колокола, похожее на студень. Плавают эти животные, ритмично сокращая зонтик и выталкивая из-под него воду. Добычу они захватывают с помощью щупалец. Питаются планктоном, мелкими рачками и рыбешками. Медузы бывают разных размеров, от нескольких миллиметров до нескольких метров. Медузы способны светиться в темноте.
Электрический скат
У ската плоское тело и тонкий, длинный хвост. У него есть ток, им он защищается. Скат быстро плавает, как будто он летает по воде.
Кит
Всю жизнь в воде проводит кит,
Хоть он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему- спасибо:
Тесно было бы на суше от огромной туши!
(Б. Заходер)
Киты-самые крупные животные на нашей планете. Синие киты (самые большие) достигают 30 метров в длину и весят 150 тонн. Киты-млекопитающие, внктреннее строение у них как у человека. Своих детенышей они кормят молоком. На макушке головы у китов расположены ноздри-они открываются только на короткий момент вдоха-выдоха, когда кит всплывает к поверхности воды. Киты могут длительное время находиться под водой. т. к. легкие у них имеют большой объем.
Беседа с детьми, вопросы: Дети, вы запомнили всех морских обитателей, про которых мы говорили? Давайте мы их назовё м: морская звезда, краб, медуза, морской ёж, осьминог, электрический скат, кит. Правильно! Какие особенности вы запомнили у морской звезды? (по форме она напоминает звезду, медленно ползает по дну и зарывается в песок)
Какие вы запомнили особенности у осьминога? (его тело не имеет костей, умеют мгновенно менять окраску) Почему его так назвали? (его так назвали, так как от его туловища отходят восемь конечностей).
Морского ежа? (его тело покрыто панцирем из которого торчат иглы, он ядовит, с помощью игл он не только защищается от врагов, но и передвигается.
Дети давайте вместе встанем и немного поплаваем?
Физкультминутка
Море очень широко (дети широко разводят руки в стороны)
Море очень глубоко (присесть коснуться пола)
Рыбки там живут друзья (выполняют движение «рыбка» руками)
А вот воду пить нельзя
Продолжаем, какие особенности вы запомнили у краба? (у него пять пар ног, он очищает океан) У медузы? (она может светиться в темноте) У электрического ската? (у него есть ток, которым он защищается от врагов) У кита? (кит самое большое животное на нашей планете). Правильно дети, молодцы, внимательно меня слушали.
Ну что наше путешествие подходит к концу, давайте закроем глаза и представим, как мы с вами поднимаемся на поверхность океана, выходим из подводной лодки. Дети, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая, к какой природе мы можем отнести рыб и подводных животных? (к живой природе) Почему вы так считаете? (они растут, питаются, дышат, двигаются) Правильно.
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, угадай по описанию. Цель, не называя объект описать его, чтобы дети могли угадать, кто это.
III. Заключительная часть. Дети, чем мы сегодня с вами занимались? Вам понравилось наше путешествие? Что больше запомнилось? Каких морских обитателей вы сегодня встретили? Ребята, а кто-нибудь из вас раньше видел морских животных? Где мы можем их встретить? Дети, мне понравилось, как вы сегодня вели себя на занятии, отвечали на мои вопросы, хорошо играли. Сейчас я вам раздам, вот такие раскраски, когда у вас будет свободное время вы раскрасите их, это можно будет сделать дома. Можете идти играть