Евгения Нигматуллина
Занятие по познавательному развитию для детей 6–8 лет «Богатырский напиток Кумыс»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по познавательному развитию для детей 6-8 лет по теме :
Программное содержание:
- образовательные задачи: познакомить детей с национальным башкирским напитком «кумыс», рассказать о ценности и пользе этого продукта; дать знания детям о технологии приготовления кумыса; закрепить умение детей узнавать молочные продукты по внешнему виду, на вкус, описывать их.
Публикация «Занятие по познавательному развитию для детей 6–8 лет „Богатырский напиток Кумыс“» размещена в разделах
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
- развивающие задачи : развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности; обогащать пассивный и активный словарь детей словами кадка, бишкек, кобо, турсук);
- воспитательные задачи: воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни, правильно питаться, узнавать о пользе национальных продуктов и использовать их в своём рационе.
Материал и оборудование для занятия : картинки с изображение молочных продуктов, картинки с изображением посуды для приготовления кумыса, презентация «Найди и назови», мяч для игры «Назови молочные продукты», оборудование для исследовательской деятельности (на каждого ребёнка – стаканчики с молоком, с кумысом, бумажные салфетки, коктейльные трубочки, маленькие ложечки, буклеты «Богатырский напиток КУМЫС», проектор и ноутбук для показа презентации.
Ход занятия.
1. Организационный момент занятия.
Игра с мячом «Назови молочные продукты».
Участвуют все дети. Дети стоят в кругу, воспитатель по очереди бросает мяч детям, каждый по очереди должен назвать молочный продукт. (Катык, кефир, ряженка, топленое молоко, сливки, сметана (каймак, курут (шарики молока, масло, творог, сюзьма, сыр, сырки, мороженное, йогурт и т. д.).
2. Основная часть занятия
2.1. Целеполагание.
Воспитатель: Дети, сегодня мы познакомимся ещё с одним молочным продуктом, который называется КУМЫС. Может быть кто то уже знаком с этим волшебным, богатырским напитком? (Ответы детей).
2.2. Сообщение нового материала.
Рассказ воспитателя.
Кумыс – это молоко лошади (кобылицы). Кумыс - национальный напиток башкир. Вкусный кумыс издавна ценился, и рецепт его приготовления передавался от поколения к поколению. Кумыс следует пить в свежем виде, иначе он быстро киснет и теряет свой вкус. Кумыс имеет лечебное свойство, он полезен для желудка, убивает бактерии (вредные вещества) в организме, поэтому его можно назвать лекарством. Многие люди, благодаря кумысу излечились.
Кумыс также придает человеку бодрость и силу, поэтому его называют «напитком богатырей». Он отлично утоляет голод и жажду. Кумыс полезен детям, взрослым, и пожилым людям.
Вот какой волшебный напиток. Как вы думаете, легко ли приготовить этот напиток? (Ответы детей) Хотелось бы вам узнать, как его готовят? (Ответы детей).
Воспитатель: Предлагаю послушать отрывок рассказа Фарзаны Губайдуллиной «Кумыс».
Чтение отрывка рассказа Фарзаны Губайдуллиной «Кумыс».
«Доярки через каждые 2-3 часа доят кобылицу. А потом это молоко наливают в деревянную посуду, называющуюся кобо и взбивают. Если кобо прокоптить листьями вишни или сосновыми ветками, кумыс приобретает своеобразный вкус. Лошадям не жалко своего молока для людей. Оно целебно для тех, у кого больное сердце, легкие или желудок….».
Воспитатель: Кумыс изготавливают в кадках с крышками, в крышке делали отверстие. В прорезанное отверстие вставляется Бишкек - деревянная ложка для взбалтывания напитка. Для хранения кумыса кочевнику необходим был большой кожаный сосуд, который называется ХАБА. А для перевозки кумыса использовалась посуда, которая называется ТУРСУК. ( Речевая работа: индивидуальное и хоровое повторение новых слов).
Так готовили кумыс в давние, давние времена. Сейчас кумыс готовят по другому, быстрее. Для этого надо свежее кобылье молоко и закваска. В Башкортостане обычно для приготовления закваски используют катык. Охлажденная до комнатной температуры кипяченая вода, закваска и пастеризованное кобылье молоко смешиваются и переливаются в бутылочки, настаивается в холодильнике 2-3дня. Там кумыс зреет, «бродит». А затем бутылочки с кумысом отправляют в магазин, в больницы, в санатории, где применяют кумысолечение. Чтобы вы лучше запомнили, как готовится кумыс, предлагаю вам поиграть в игру «Приготовление кумыса» (физминутка, дети в стоят в кругу).
Игра – физминутка «Приготовление кумыса».
Дремлет на опушке (руки под щекой)
Старый балаган
Вьёт старик- табунщик (руки согнуты в локтях, вращение рук перед грудью)
Лыковый аркан.
А в лобастом дереве - (Руки прямые над головой)
В кадке, словно мысль, (руки вытянуты перед собой сомкнуты в замок)
Колобродит, зреет (одна рука вытянута перед собой, другая имитирует помешивание)
Молодой кумыс!
Пьет его за завтраком, (изобразить как пьем)
На вольном ветерке, (прямые руки над головой, качаются вправо, влево)
Даже космонавты (руки над головой, сомкнуты в виде ракеты)
В Звёздном городке!
2.3. Закрепление нового материала, с опорой на имеющиеся знания детей.
Исследовательская деятельность
«Чем похожи и чем различаются молоко и кумыс).
Воспитатель: Дети, сейчас я предлагаю пройти в нашу лабораторию. Как вы думаете, что стоит на столах? (в одноразовых стаканчиках налиты молоко и кумыс по количеству детей). (Ответы детей). Сейчас предлагаю рассмотреть стаканчики с молоком и кумысом. Чем похожи молоко и кумыс по внешнему виду? (Ответы детей с демонстрацией опытов: жидкие, непрозрачные, приобретают форму сосуда). А чем они отличаются (Ответы детей с демонстрацией опытов: цветом, густотой? Давайте попробуем на вкус и запах. Какой вкус у молока, кумыса? (Молоко - сладкое на вкус, густое, с приятным нежным запахом. Кумыс-напиток пенистый, беловатого цвета, вкус — приятный, освежающий, кисловато-сладкий, газированный). Вы правильно ответили на все вопросы, это значит, что вы хорошо научились отличать кумыс по внешнему виду. А вот сможете ли вы угадать молочные продукты на вкус с завязанными глазами.
Игра «Угадай на вкус».
Дети пробуют на вкус молочные продукты с закрытыми глазами и отгадывают, йогурт, молоко, кефир, кумыс.
3. Рефлексия
Воспитатель: У меня есть интересная презентация, которая называется «Найди и назови». Я буду задавать вам вопросы, а вы будете искать ответ на картинках.
Слайд №1. Из чего делают КУМЫС? (Изображения молока, воды, чая, мороженого).
Слайд №2. Из молока какого животного делают КУМЫС? (Изображения козы, кобылы, коровы, верблюда).
Слайд №3. Какой национальности этот продукт? ( Изображения людей в национальной одежде: татарской, русской, чувашской, башкирской).
Слайд №4. Что добавляют для закваски Кумыса? (катык, варенье, картошку, творог).
Слайд №5. Для чего нужны эти предметы? (кобо, турсук, кадка, бишкек).
Воспитатель: Как много вы узнали о кумысе. Кому захотелось пить этот напиток каждый день? Почему? О каком молочном национальном блюде вы хотели бы узнать подробнее? (Ответы детей). Вы меня сегодня очень порадовали своими знаниями и интересными пытливыми вопросами, поэтому я тоже хочу вас порадовать и подарить вам буклеты, которые называются «Богатырский напиток КУМЫС».