Ирина Дегтярева
Практический семинар «Говорящая среда в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы

Практический семинар по теме «Говорящая среда в ДОО»
Воспитатель: Дегтярева И. Н.
Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, нужно модернизировать образовательную среду. С этой целью в нашей группе была внедрена технология «Говорящая стена». В наших «говорящих стенах» многое создавалось своими руками.
Основные цели и задачи «говорящей стены»:
Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.
Задачи:
- Создать атмосферу эмоционального комфорта.
- Создать условия для творческого самовыражения.
- Создать условия для проявления познавательной активности детей.
- Благоприятные условия для восприятия и созерцания.
- Развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие.
Перед нами стояла задача - как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Так как воспитанники проводят в ДОУ большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова и снова. Каждый день дети должны чувствовать себя в образовательном учреждении комфортно и узнавать много нового. Основная проблема - нехватка пространства. Эту проблему мы решили путём частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль.
В современном образовании все чаще звучит новый принцип: «голос ребенка» (или «принцип участия ребенка»). Идея состоит не просто в том, что у детей должна быть возможность высказываться, а в том, что она принципиально важна для взросления и обучения. А услышать голос ребенка действительно необходимо. И вот веские причины: - это дает ребенку возможность понять и почувствовать, что его уважают - так можно сделать обучение осмысленным - поняв, как ребенок видит мир, мы можем построить индивидуальное образование: оттолкнувшись от его вопроса, от его ответа, схемы, плана.
Именно поэтому дети должны быть окружены своими фотографиями…
В нашей группе, «говорящие стены» начинаются с яркой и веселой картины «Здравствуйте, я пришел!». Она с первых секунд вызвала у детей интерес, радостные эмоции и на сегодняшний день способствует спокойному, уверенному приходу детей в сад! Дети быстро запомнили имена друг друга!
«Стена настроения»
Научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние должен взрослый. Настроение – это эмоциональное состояние, которое оказывает воздействие на деятельность. Настроение может стать прекрасным мотивом, побуждая к действию, а может стать тормозом и помехой. Если взрослый человек может контролировать свои переживания, то маленькому ребенку сделать это просто невозможно. Чтобы управлять своим настроением, нужно уметь выделять главные эмоции. А для этого нужно учить детей отслеживать свое настроение и оценивать его. Поэтому мы в своей работе начали использовать «Стену настроения». Каждое утро дети, приходя в группу крепят свою фотографию к нужному смайлику.
«Правила группы»
Цель: Развить у детей понимание необходимости правил общения друг с другом, желание их узнавать и выполнять.
Задачи: Воспитывать эмоционально – нравственную культуру поведения. Развивать положительные, личностные качества (умение договариваться). Умение находить правильное решение в разных ситуациях.
Введение в группу таких правил нам очень помогает решить все поставленные задачи. Дети учатся себя контролировать, находить правильное решение в разных ситуациях, договариваться друг с другом, уступать.
Дети должны быть окружены своими работами – свидетельствами своей состоятельности…
«Ширма творческого роста»
Маленькому человеку важно видеть свою продуктивность немедленно! Тогда произведения сразу начинают работать – призывать и самого автора, и других детей.
Создание благоприятного климата в группе не заканчивается работой над эмоциями. В дошкольном возрасте также важно развитие правильной самооценки, и чтобы это реализовать мы сделали акцент на «Ширму творческого роста». Поскольку в раздевалке над шкафчиками дети не видят свои работы и не имеют возможности с ними взаимодействовать (разглядывать, сравнивать, выражать свои чувства и т. д.) мы стали размещать их на ширме. Дети обсуждают, обмениваются впечатлениями - так создаются условия для речевого и социально - коммуникативного развития. Кроме того, осознание того, что твою работу разместят на выставке, дает ребенку дополнительную мотивацию. Чтобы его работа была достойной, он будет стараться сделать ее аккуратно и красиво.
Не обошли мы использование «говорящей стены» и как элемента образовательной деятельности. Работа с «говорящей стеной» начинается с нового для детей материала. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в начале недели в игровой форме мы рассказываем (задаем) детям тему на неделю и закрепляем иллюстрационный материал на ленты. Материал находится в свободном и постоянном доступе, дети имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать. Нет ничего более запоминающегося чем то, что находится постоянно перед глазами и вызывает чувства и эмоции.
«Настенный бизиборд»
Одна из главных задач заботливых родителей и педагогов – помочь ребенку быстрее освоиться в окружающем мире, научиться правильно взаимодействовать с бытовыми предметами. Чтобы ускорить и оптимизировать этот непростой процесс, нами и родителями было принято решение о приобретении бизиборда – специальной доски, на которой размещено большое количество мелких деталей. Исследуя элементы, ребенок самостоятельно постигает их функциональность и
приобретает новые навыки – учится открывать щеколды, застегивать молнии и пуговицы, открывать ключом навесной замок. А главное учится правильно обращаться с бытовыми предметами, при этом не подвергается риску получить травму.
Дидактическое пособие Домик "Изучаем дни недели"
Дни недели - этажи, указатели "ВЧЕРА", "СЕГОДНЯ", "ЗАВТРА".
Такой домик с днями недели помогает детям наглядно воспринимать информацию и учить дни, даже если они не умеют читать, одновременно практиковать счёт и учить цвета радуги. Использование цифр делает процесс более доступным и интересным.
Ещё один элемент «говорящей среды» — значки для голосования. С их помощью воспитанники группы перед сон часом выбирают (закрепляя свою фотографию, что они хотят делать — послушать колыбельную, сказку или засыпать в тишине.
«Говорящая стена» – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, своеобразный живой экран.
Результативность данной технологии очевидна всем и имеет только положительные аспекты. У детей развивается внимание, память, мелкая моторика, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие. Дети становятся более инициативными, самостоятельными, общительными, как в игровой, так и в познавательной видах деятельности.