Поросова Наталья Павловна
«В гости к нам пришла зима». Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«В гости к нам пришла зима» с использованием мнемотаблиц.
Выполнила воспитатель: Поросова Наталья Павловна
Цель: создавать условия для развития речи детей посредством мнемотаблиц.
Задачи:
Образовательные:
учить подбору однородных определений к словам, составлять пересказ о зиме с опорой на мнемотаблицу, а также используя полученные знания, представления, рассказывать связно, используя в описании образные выражения. Активизировать употребление однокоренных имен существительных, прилагательных. Составлять предложения, опираясь на схемы- картинки.
Развивающие:
совершенствовать процессы памяти, внимания, мышления; расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к художественному слову.
Оборудование: презентация, содержащая картины зимней природы, мнемотаблица
Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулках, обсуждение увиденного, знание зимних месяцев, примет, беседа о том, как люди, лесные жители готовятся к зиме, подбор имен прилагательных; разучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики, физминутки, обучение составлению рассказов по мнемотаблицам.
Ход занятия:
На фоне СЛАЙДА 1
1. Организационный момент
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся. (дети здороваются)
СЛАЙД №2.
Воспитатель:
- Нам в группу сегодня пришло письмо, а там загадка и если мы отгадаем эту загадку, мы поймем от кого это письмо.
Представьте волшебницу, красавицу, королеву в белой прекрасной одежде со снежными длинными волосами. Шла она, укрывая все кругом белым ковром, укутывала снегом кусты, дома, деревья. Иногда как задует ветер, как завьюжит метель, оставляя огромные сугробы! Озера, реки скованы крепким льдом. Кто же эта волшебница, королева и красавица?
Дети: Зима!
Воспитатель:
Благодарю, что помогли разгадать загадочное письмо.
Воспитатель:
Ребята, а вы хотели бы очутиться в сказочном зимнем лесу?
Дети:
Да!
Воспитатель:
Тогда мы с вами сейчас туда отправимся!
Физминутка
-Надеваем быстро лыжи, палки в руки мы берем (имитация движений)
И быстрее друг за другом дружно по лыжне идем (имитация скольжения)
Палка вверх, палка вниз! Не зевай-ка, подтянись (поднятие рук)
Раз, два. Поворот (повороты). Сделали наклон вперед (наклоны)
Раз, присели, руки вперед (сели). Спинка прямая, дружно встаем.
Раз, два, раз, два, так гуляет детвора.
Воспитатель:
Вот и оказались мы с вами в сказочном лесу.
СЛАЙД №3
Поглядите кругом, как в лесу таинственно и сказочно красиво. Лес зимой тоже живой. Природа застыла в великолепие, а волшебница зима поет ей песню. Ребята, прислушайтесь, мне кажется, к нам кто-то идет.
Выходит воспитатель в костюме Зимы под музыку. ТРЕК №1.
Зима:
Здравствуйте, ребята, рада видеть вас в моем сказочном лесу. А вы знаете кто Я?
Дети:
Да! Зима!
Зима:
Правильно, Я Зима! И вы, наверное, многое знаете про меня? Хотите со мной поиграть в игру «Волшебный снежок»?
Воспитатель «Зима» задает вопрос, бросает снежок, дети ловят и отвечают на вопросы.
Зима:
Раз готовы, тогда слушайте мой первый вопрос: «Как называются зимние месяцы?»
Ответы детей
Зима: «Какие изменения происходят в природе зимой?»
Дети: Выпадает снег, стоят студеные,морозные дни, дни стали короткими, а ночи длинными, покрываются льдом реки и озера, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на санках, коньках и санках.
Зима: А как спастись от холода диким животным?
Дети: Белка и заяц меняют шерсть: белка на серую, заяц на белую. Так им и теплее и легче спрятаться от врагов. Многие животные питаются запасами орехов, грибов, ягод. Ежи, медведи, барсуки впадают в спячку.
Зима: Какие птицы остаются с нами зимовать?
Дети: синица, воробей, сорока, голубь, дятел, свиристель, сова, глухарь.
Зима: Как называются такие птицы?
Дети: Зимующие.
Зима:
-Какая же Я зима? Опишите меня.
Дети:
Морозная, студеная, ледяная, суровая, холодная, ветреная, снежная, вьюжная.
Зима:
Какие вы молодцы, присаживайтесь на стульчики.
Дети сели на стулья.
-Воспитатель:
Ребята зима бывает разная. Бывает веселая и радостная. Сколько замечательных сюрпризов, праздников приносит с собой она. Скажите, вы в снежки любите играть, любоваться, как в небе порхает снег?
Дети:
Да
Воспитатель:
Давайте сделаем так, чтобы сейчас у нас пошел снег. Как называется такое природное явление?
Дети:
Снегопад.
Я вам задам вопросы, а с каждым верным ответом будет появляться снежинка. Все отгаданные слова должны получиться от слова "снег". Посмотрим, получится ли у нас сделать снегопад
СЛАЙД 4
Как на город, на лужок выпал беленький. (снежок)
Все бегут вперегонки и спешат играть в. (снежки)
Будто в белый пуховик приоделся. (снеговик)
Рядом с ним стоит фигурка, это девочка. (Снегурка)
А на ветки, посмотри, прилетели. (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю покрывает. (снег).
Воспитатель:
-Вы правильно назвали слова и замечательный получился снегопад.
Зима:
Ребята, а вы знаете, что я бываю не только снежная, вьюжная, холодная, но и веселая и задорная! Хотите со мной потанцевать?
Дети:
Да.
Зима:
Тогда вставайте со стульчиков!
Танец «Лепим снежный ком» ТРЕК №2
Зима:
Молодцы, ребята! Присаживайтесь на стульчики…
СЛАЙД 5.
Воспитатель:
Поглядите кругом, как в лесу таинственно и сказочно красиво. Лес зимой тоже живой.
Ребята, заслушав вас, я поняла, что может получиться прекрасный рассказ о зиме. А составим его с помощью схем - картинок.
СЛАЙД №6
Внимательно послушайте рассказ, который сейчас прочитаю, постарайтесь его запомнить.
«Пришла к нам в гости зима. Покрыла она белым покрывалом всю землю. Дуют ветра. Идёт снег. Трещат морозы. Зима не с пустыми руками пришла, она принесла много подарков: снегопады, метели, льды, сугробы. Эти подарки нужны для того, чтобы люди могли кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика, строить снежные крепости, играть в снежки. Люди очень любят зиму».
Первичное восприятие прочитанного:
- Кто пришел к людям в гости? - Чем зима покрыла землю? -Что происходит в природе зимой? - Какие подарки зима принесла?- Для чего нужны эти подарки людям?- В какие зимние забавы играем зимой?
Предлагается нескольким детям самостоятельно передать рассказ с опорой на мнемотаблицу.
Составление рассказа о зиме с опорой на мнемотаблицу.
Воспитатель:
Молодцы! Очень интересные у вас получились рассказы о Зиме. И Зиме они тоже очень понравились, но ей пора идти дальше, чтобы помогать лесу….
Зима прощается с ребятами.
Воспитатель:
Ребята, ну а нам пора с вами возвращаться в детский сад.
Скажем волшебные слова: Раз, два, три покружились
И в детском саду очутились.
Ну вот мы с вами и очутились в детском саду…
СЛАЙД 7:
Итог занятия
Воспитатель:
-Понравилась ли вам сегодняшняя прогулка? Что понравилось больше всего? Хотелось бы вернуться еще в зимний лес? Мы в него обязательно придем, чтобы к природе стать ближе, лучше ее понять и узнать. А теперь наступило время возвращаться. Зима в награду не раз одарит многочисленными подарками и будет рада видеть и приветствовать всех в своих владениях.